Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Занимательная геометрия»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Программа «Занимательная геометрия» направлена на  освоение детьми основ геометрических знаний, формирование первоначальных представлений о геометрии, личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_plan.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

0,3

0,7

Диагностика, опрос

1.

Модуль «Линия»

1.1.

«Точка, точка, два крючочка»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.2.

«Линия»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.3.

«Пересечение линий»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.4.

 «Прямая линия»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.5.

«Прямая линия»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.6.

 «Наше величество линейка»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.7.

 «Кривая линия»

1

0,3

0,7

  Практическое задание, опрос

1.8.

 «Наш друг отрезок»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.9.

 «Луч»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.10.

 «Ломаная линия»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

1.11.

 «Волшебные уголки»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос, творческое задание

1.12.

Обобщающее итоговое занятие по теме «Линия»

1

0,3

0,7

2.

Модуль «Геометрические фигуры»

2.1.

 «Квартал, многоугольник»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.2.

«Путешествие в страну треугольников»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос,  творческое задание

2.3.

«Путешествие в страну квадратов»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.4.

«Прямоугольная страна»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.5.

«Новоселье»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.6.

«Страна окружности»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.7

 «Мир овала»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.8.

«Занимательное путешествие геометрических фигур»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

2.9.

 «Занимательное путешествие геометрических фигур»

1

0,3

0,7

Творческое задание

2.10.

Обобщающее итоговое занятие по теме «Геометрические фигуры»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

3

Модуль «Геометрия вокруг нас»

3.1.

 «Объемная фигура»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос,  творческое задание

3.2.

 «Сторожевая башня»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

3.3.

 «Кубики»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос, творческое задание

3.4.

«Параллелепипед»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

3.5.

«Шар»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

3.6.

 Обобщающее итоговое занятие по теме «Геометрия вокруг нас»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

4

  Модуль «Оси симметрии»

4.1.

 «Знакомство с осевой и зеркальной симметриями»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

4.2.

«Знакомство с центральной симметрией»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

4.3.

 «Орнаменты»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос,  творческое задание

4.4.

«Построение симметричных мазаик»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

4.5.

Обобщающее итоговое занятие по теме «Оси симметрии»

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

4.6.

Итоговое занятие

1

0,3

0,7

Практическое задание, опрос

4.7.

Итоговая диагностика

1

0,3

0,7

Тестовое задание, игровая программа «Юный Пифагор»

ИТОГО:

36

10.8

25.2

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория. Познакомить детей с новым понятием «Геометрия», что оно обозначает, чем будем заниматься на кружке, чему учиться.

Модуль 1 «Линия»

Тема 1.1. «Точка, точка, два крючочка»

Теория. Знакомство с точкой. Дать понятие, что точка это след от карандаша. Помочь детям увидеть в реально существующих вокруг предметах –геометрическую точку.

Практика. Работа в тетрадях

Тема 1.2. «Линия»

Теория. Дать детям знания, что линии бывают прямые и кривые, что у них нет начала и конца, они бесконечны, их можно продлевать сколько угодно. Научить детей чертить разные линии. Отличать и называть их.

Практика. Работа в тетрадях

Тема 1.3 «Пересечение линий»

Теория. Познакомить детей, с тем, что несколько линий могут иметь общую

точку, такие линии называют пересекающиеся. Линии, не имеющие общей точки, называются параллельные.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.4«Прямая линия»

Теория. Познакомить детей, что прямые линии делятся на вертикальные, горизонтальные, наклонные. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.5«Прямая линия»

Теория. Познакомить детей, что прямые линии делятся на вертикальные, горизонтальные, наклонные. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.6. «Наше величество линейка»

Теория. Познакомить детей с линейкой, учить пользоваться – проводить прямые линии. Познакомить с единицей измерения – сантиметр.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.7. «Кривая линия»

Теория. Познакомить детей, что кривые линии могут быть волнистыми. изогнутыми, спиралевидными. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.8. «Наш друг отрезок»

Теория. Познакомить детей. Что если прямую линию ограничить с двух сторон, получится отрезок. Дать понятие – сантиметр. Учить пользоваться линейкой, чертить и измерять отрезки.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.9. «Луч»

Теория. Познакомить детей, что если прямая ограничена с одной стороны получится луч.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.10. «Ломаная линия»

Теория. Познакомить детей, что если линия состоит из звеньев (отрезков) то она называется ломанной. Ломанная линия может быть замкнутой.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 1.11. «Волшебные уголки»

Теория. Познакомить детей, что два луча выходящие из одной точки могут Работа по карточкам образовать угол. Угол может быть прямой, тупой, острый. Помочь детям увидеть углы в окружающей действительности.

Практика. Работа в тетрадях, конструирование из бумаги /изготовление веера/

Тема 1.12. Обобщающее итоговое занятие по теме «Линия»

Теория. Закрепление знакомых понятий.

Практика. Работа в тетрадях.

Модуль 2 «Геометрические фигуры»

Тема 2.1. «Квартал, многоугольник»

Теория. Познакомить детей с тем, что так называются фигуры, у которых три, четыре и более углов.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.2. «Путешествие в страну треугольников»

Теория. Познакомить детей с тем, что треугольник имеет три угла, три вершины, три стороны. Треугольники бывают разными: прямыми, тупоугольными, остроугольными, равносторонними. Равнобедренными.

Практика. Работа в тетрадях, оригами «Кошка», «Собачка»

Тема 2.3. «Путешествие в страну квадратов»

Теория. Познакомить детей с тем, что у квадрата все углы прямые и все стороны равной длины. Показать, как можно квадрат поделить на равные части разными способами.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.4. «Прямоугольная страна»

Теория. Познакомить детей, что прямоугольник – это четырёхугольник у которого все углы прямые, а противоположные стороны равной длины. Помочь детям найти сходства и отличия геометрических фигур: квадрат и прямоугольник.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.5. «Новоселье»

Теория. Познакомить детей, что четырёхугольник это такая фигура, которая имеет четыре угла, но они не обязательно прямые. Учить детей Викторина сравнивать, анализировать, высказывать и доказывать свою точку зрения.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.6. «Страна окружности»

Теория. Познакомить детей с тем, что фигуры и объёмные формы: круг, окружность. Помочь детям найти сходства и различие этих фигур.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.7. «Мир овала»

Теория. Познакомить детей с геометрическими фигурами. Учить детей сравнивать фигуры, находить и называть отличия и сходство.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.8. «Занимательное путешествие геометрических фигур»

Теория. Закрепить представления детей о геометрических фигурах. Учить решать логические задачи.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 2.9«Занимательное путешествие геометрических фигур»

Теория. Закрепить представления детей о геометрических фигурах. Учить решать логические задачи.

Практика. Панно «Страна Геометрия» (аппликация).

Тема 2.10. Обобщающее итоговое занятие по теме «Геометрические фигуры»

Теория. Закрепление знакомых понятий.

Практика. Работа в тетрадях.

Модуль 3 «Геометрия вокруг нас»

Тема 3.1. «Объемная фигура»

Теория. Познакомить детей с понятием тело (объемная фигура) учить различать и называть фигуры. Соотносить предметы с геометрической моделью.

Практика. Работа в тетрадях, конструирование из бумаги конуса.

Тема 3.2. «Сторожевая башня»

Теория. Закрепить знания о геометрической объемной фигурой – куб. Учить находить основание фигуры, грани. Ребра, и вершины куба. Их соотношения.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 3.3. «Кубики»

Теория. Закрепление полученных представлений о кубе. Учить детей изготавливать модель куба из бумаги с применением выкройки – развертки.

Практика. Изготовление куба из бумаги.

Тема 3.4. «Параллелепипед»

Теория. Знакомство с геометрической объемной фигурой – параллелепипед. Учить находить основание фигуры, грани, ребра, и вершины параллелепипеда, их соотношения.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 3.5. «Шар»

Теория. Знакомство с геометрической объемной фигурой шар.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 3.6. Обобщающее итоговое занятие по теме «Геометрия вокруг нас»

Теория. Закрепление знакомых понятий.

Практика. Работа в тетрадях.

Модуль 4 «Оси симметрии»

Тема 4.1. «Знакомство с осевой и зеркальной симметриями»

Теория. Познакомить детей с фигурами, у которых две половинки совпадают относительно оси симметрии, называют симметричными. Такая симметрия называется осевой или зеркальной.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 4.2.  «Знакомство с центральной симметрией»

Теория. Познакомить, что фигуры могут быть симметричными не только относительно оси симметрии, но и точки симметрии – такая симметрия называется – центральная.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 4.3.  «Орнаменты»

Теория. Построение орнаментов на полосе симметричных относительно оси или точки.

Практика. Работа в тетрадях, выкладывание из отдельных элементов узор.

Тема 4.4.  «Построение симметричных мозаик»

Теория. Познакомить детей с тем, что если орнамент симметричен относительно горизонтальной и вертикальной оси симметрии, то его можно назвать мозаикой.

Практика. Работа в тетрадях.

Тема 4.5. Обобщающее итоговое занятие по теме «Оси симметрии»

Теория. Закрепление знакомых понятий.

Практика. Работа в тетрадях.

Итоговое занятие

Теория. Закрепление понятие «Линия». Закрепление понятие «Геометрические фигуры». Закрепление понятия «Геометрия вокруг нас». Закрепление понятия «Оси симметрии»

Практика. Работа в тетрадях.

Итоговая диагностика

Теория. Инструктаж по выполнению заданий

Практика. Тестовые задания на выявление и закрепление знаний о геометрических фигурах, форме, величине. Игровая программа «Юный Пифагор» на выявление знаний геометрических понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Занимательный Английский»

Программа по английскому языку предназначена для детей старшей группы детского сада (от 4 до 6 лет). Этот возраст наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...