Конспект ОД по ФЭМП « Морское путешествие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект ОД по ФЭМП « Морское путешествие»

Подготовила воспитатель: Антонова Алла Андреевна

Возрастная группа: старшая

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:  познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Формы организации ОД воспитанников с учетом интеграции.

образовательных областей: фронтальная , индивидуальная, групповая

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, а также умение практически их использовать посредством игры – путешествие.

Задачи:                                                                                               

 Образовательные:

  • Закреплять количественный счет, порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету  месте?
  • Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) высоты.
  • Совершенствование умения пользоваться математическими знаками «>» и «<»и =.
  • Закрепить состав чисел 5и6.
  • Закреплять умение решать арифметические задачи, примеры.
  • Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами

Развивающие:

  • Развивать социальные навыки умения работать в группе.
  • Находить решение и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность, интерес к математическим знаниям.
  • Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.                                          

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения,

демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы к

детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой

мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление,

сюрпризный момент

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие (познание окружающего мира, интерес к математике; общение взрослых и детей);

- познавательне развитие (расширение собственного опыта каждого ребенка за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно; развитие любознательности к сложным и разнообразным объектам и явлениям окружающего мира);

- речевое развитие (обогащение словаря, развитие математической и связной речи, умения высказывать свое мнение);

- физическое развитие (физкультминутка на развитие координации движений под ритмичную музыку).

Методические приёмы:

1.Сюрпризный момент

2.Игровая ситуация

3.Художественное слово

4.Косвенные указания

5.Использование наглядности

6.Проблемная ситуация

7.Хоровые и индивидуальные ответы

8.Загадки

9.Поощрение активности и самостоятельности
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми в закреплении знаний детей, полученных на занятиях.

Оборудование и атрибуты:
Стульчики по количеству детей с номерами; билеты , макет корабля, мольберты; магнитофон;  ; мелодия на диске «шум моря», чунга –чанга, картинки с изображением  островов,   картинки Врунгеля, помощника Лома, рисунок корабля,   карта , письмо ; лупа,   фрукты; черепахи , на  каждого ребенка веер с цифрами, цифры ,,карточки с заданиями, картинки морских животных,разрезные рыбы ,ракушки, материал для игры «Накорми медведя и кита», призы для детей  (раскраски). 
Целевые ориентиры: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения. ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать  ; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_femp_v_starshey_gruppe.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ФЭМП « Морское путешествие»

Подготовила воспитатель: Антонова Алла Андреевна

Возрастная группа: старшая

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:  познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Формы организации ОД воспитанников с учетом интеграции.

образовательных областей: фронтальная , индивидуальная, групповая

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, а также умение практически их использовать посредством игры – путешествие.

Задачи:                                                                                                

 Образовательные:

  • Закреплять количественный счет, порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету  месте?
  • Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) высоты.
  • Совершенствование умения пользоваться математическими знаками «>» и «<»и =.
  • Закрепить состав чисел 5и6.
  • Закреплять умение решать арифметические задачи, примеры.
  • Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами

Развивающие:

  • Развивать социальные навыки умения работать в группе.
  • Находить решение и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность, интерес к математическим знаниям.
  • Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.                                          

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения,

демонстрация иллюстративных пособий; поисковые и проблемные вопросы к

детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой

мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление,

сюрпризный момент

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие (познание окружающего мира, интерес к математике; общение взрослых и детей);

- познавательне развитие (расширение собственного опыта каждого ребенка за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно; развитие любознательности к сложным и разнообразным объектам и явлениям окружающего мира);

- речевое развитие (обогащение словаря, развитие математической и связной речи, умения высказывать свое мнение);

- физическое развитие (физкультминутка на развитие координации движений под ритмичную музыку).

Методические приёмы:

1.Сюрпризный момент

2.Игровая ситуация

3.Художественное слово

4.Косвенные указания

5.Использование наглядности

6.Проблемная ситуация

7.Хоровые и индивидуальные ответы

8.Загадки

9.Поощрение активности и самостоятельности
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми в закреплении знаний детей, полученных на занятиях.

Оборудование и атрибуты:
Стульчики по количеству детей с номерами; билеты , макет корабля, мольберты; магнитофон;  ; мелодия на диске «шум моря», чунга –чанга, картинки с изображением  островов,   картинки Врунгеля, помощника Лома, рисунок корабля,   карта , письмо ; лупа,   фрукты; черепахи , на  каждого ребенка веер с цифрами, цифры ,,карточки с заданиями, картинки морских животных,разрезные рыбы ,ракушки, материал для игры «Накорми медведя и кита», призы для детей  (раскраски). 
Целевые ориентиры: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения. ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать  ; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями.

Ход образовательной деятельности: 
Первая часть.   

Вводная часть (мотивация). Организационный момент

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сколько у нас  сегодня гостей. Давайте поздороваемся. (Здороваются. ). Ребята, к нам в детский сад пришло письмо и посылка , адресованное детям старшей группы. Пишет нам капитан Врунгель и его помощник Лом.    
Воспитатель читает письмо:
«Ребята, помогите     нашим   друзьям , которые живут на острове  Тасмания, собрать урожай.   Чтобы вам   не заблудиться, мы прислали вам карту, по которой вы отправитесь в путь. На карте указано место, где находится  остров Тасмания. Чтобы добраться до  острова, вам нужно пройти по маршруту, который проходит через несколько островов. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. Счастливого пути! »

 Вторая часть .Основная часть (содержательная, деятельная).

Ну, что ребята, поможем друзьям капитана Врунгеля  и Лома? Тогда мы отправляемся с вами в интересное морское путешествие. Много препятствий нам встретится на пути, но, думаю, мы с вами справимся.

Давайте рассмотрим карту, которую нам прислали. Только я ни чего не могу здесь рассмотреть. Какой прибор нам поможет рассмотреть карту? (Лупа).

 (воспитатель вместе с детьми рассматривает карту и определяют, какой маршрут им придется проплыть, чтобы добраться до  острова Тасмания). Как вы думаете, на чем же нам отправиться в путь? (на корабле). А вот наш корабль прочтите его название.

Дети( читают): Юнга

Воспитатель: А кто главный на корабле

Дети : капитан.

Воспитатель: Давайте капитаном   будет Костик. Все согласны. Все заняли свои места.

Воспитатель: Но, чтобы попасть на корабль и занять свое место, вы должны использовать   билеты. (Дети берут цифры-билеты, идут по называют свое место, согласно цифры на ней)

Воспитатель: Все по местам! Поднять якорь! Полный вперед! (звучит гудок, слышен шум моря).

А пока мы с вами плывем, давайте поиграем в игру «Посчитай-ка» - счет до 10 в прямом и обратном порядке, счет от заданной до заданной цифры (дети передают друг другу рыбку и выполняют задания)

Логоритмическая игра

Мы плывем под парусами (Поднимают руки вверх, двигают кистями влево-вправо) 
Крокодилы — вслед за нами (движения рук «змейкой») 
Смотрят круглыми глазами (Соединяют большие и указательные пальцы, приставляют к глазам) 
Пасти — с острыми зубами (Соединяют запястья, ладони и пальцы — врозь – вместе) 
Ветер, в парус дуй сильней 
Чтоб от них уплыть скорей! (Дуют, сделав губы трубочкой)

Ребята, согласно маршруту карты отправляемся к первому острову.

Друзья, прямо по курсу остров « Сообразилия . Причалить к берегу! Стоп машина! Отдать якорь! Всем сойти на берег!
Игра «Разноцветные рыбки».

- Посмотрите - ка, ребята, сколько здесь разноцветных рыб, целая стайка! (на доске разноцветные рыбки) Давайте посчитаем сколько их? (Счет до 10)

- Посчитайте сколько рыб плывет вправо? (2)

- Сколько влево? (4)

- В какую сторону плывет  больше рыб?

- Очень хорошо. Всех рыбок рассмотрели! 

- Молодцы выполнили задание

Игра с черепашками

 Отгадайте загадку:

           Что за чудо?

        Вот так чудо!

        Сверху блюдо.

        Снизу блюдо?

        Ходит чудо по дороге

        Голова торчит и ноги.  (черепаха).

Правильно, это черепаха. Ребята на этом острове много черепах   и они хотят с вами поиграть .

 Я возьму  больших черепах, а у вы-   маленьких. У черепах панцири разного цвета. Как можно назвать маленьких черепах? Черепашки. Расположите черепашек в следующем порядке:

Красная ползет первая, после красной – синяя, между красной и синей – зеленая, перед зеленой – желтая, следующая за синей – оранжевая. Молодцы!

Скажите, которая по счету синяя черепаха?

(Синяя черепаха ползет четвертая.)

Которая по счету оранжевая?

(Оранжевая по счету пятая).

А сейчас закройте глаза. (Меняю местами двух черепах  . Что изменилось?

(Игру провожу два раза).

Воспитатель: Посмотрите на карту, скоро следующая остановка. Которая она по счету? (  вторая ). Занимайте свои места. 
Все по местам! Поднять якорь! Полный вперед! (Шум моря).

 (  Фонограмма сильного ветра.)

Воспитатель: 
Пока мы с вами плывем, давайте вспомним, какие обитатели живут в море? А где еще можно встретить рыб? (в реке, в озере, в пруду, в аквариуме) .
Вот  мы с вами прибыли на следующий остров. Называется он « Остров Узнавайка». Мы сходим на берег.  
   

Ой, ребята, в какой сильный шторм мы с вами попали. Наконец мы с вами прибыли на второй  остров. На  острове тоже был сильный ветер,  выбросило на берег  много  ракушек     с цифрами, но они перемешались. Давайте разложим все ракушки по порядку. Ребята, нужно выстроить числовой ряд от 1 до 10.  

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые ракушки получились  на морском берегу.

Воспитатель: Посмотрите  у рыб несчастье их ветер  разделил.  Поможем им соберём.

Игра « Собери рыбу».

Воспитатель: Вот как славно потрудились, давайте с вами отдохнем!

На этом острове всегда - всегда тихо и жители этого острова в основном молчат вот и нам они предлагают поиграть в игру «Молчанка».

( дети садятся на полянку с цифрами)

Задание.

 (У  каждого ребенка  лежит веер с цифрами)

Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

Сколько пальцев на руке?(5)

Сколько глаз у светофора?(3)

Сколько носов у двух собак?(2)

Сколько ушей у  мышей?(4)

Сколько хвостов у двух котов?(2)

Все верно, показали. Молодцы.

Молодцы, справились с заданием!

Он держится там, где поросшее дно,

Плыть вверх или вниз

Для него всё равно.

Меньше ослика и пони,

Он поместится  в ладони,

«Иго –го », - он не кричит.

Затаиться и молчит.

  (Ответы детей)

(Выставляется картинка  с морскими коньками.)

Морские коньки умеют сливаться с окружающей местностью, заметить их непросто.

Семь коньков в траве таились,

И совсем не шевелились.

Но креветка мимо шла,

Одного конька взяла,

У кого ответ готов,

Сколько же теперь коньков?

(Ответы детей)

Шесть коньков в траве паслись.

Вверх - вниз,  вверх – вниз.

Краб свою клешню поднял,

Одного конька достал.

У кого ответ готов.

Сколько же теперь коньков?

(ответы детей)

«Задачки от морских звёзд».

Идём дальше. Посмотрите, какие красивые морские звезды. Но, по-моему,  нам звезды приготовили задачки, давайте их решим. Я буду читать условие задачи, а вы будете решение выкладывать с помощью цифр и знаков, считать помогут морские камешки.

  • В море плавало 3больших дельфина. К ним приплыли еще 3 маленьких. Сколько дельфинов  плавало в море? (3+3=6)
  • На морском дне лежало 6 жемчужин, 1 жемчужину подняли на сушу. Сколько жемчужин осталось на морском дне? (6-1=5)
  • Морская звезда играла одна ,затем к ней приплыли еще 8 подруг. Сколько всего стало морских звезд?  

(1+8=9)

Воспитатель: Ну, что ж пора нам двигаться дальше, что ж пора нам двигаться дальше.

Релаксация  . Гимнастика для глаз « Спокойствия».

Садимся на корабль. Ребята, замрите.

Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе.

(показываю).

А теперь мы увидели чайку.

(Поставьте пальчик перед собой).

Она то приближается, то удаляется от нас. Посмотрим в свои бинокли?

 (Кулачки сжали)

Воспитатель: 3. Вот  виден  следующий Остров « Посчитай-ка» Причалить к берегу! Бросить якорь! Сойти всем на землю! Посмотрите,  кто нас встречает

Дети: Медведь и  кит.

Воспитатель: Как много рыбы в море, давайте  покормим ею медведя и кита

Дети. Да. Хотим.  ( дети складывают рыбу в ведерки ).  

Воспитатель. Да рыбки  не простые, а с заданием. Из каких двух меньших чисел нужно составить число 6? Число5?

Состав числа из двух меньших. ( Детям раздаются ведерки с цифрами ) они складывают рыбок

Воспитатель: Ребята кит предлагает вам посчитать морских жителей.

( Дети считают)

Воспитатель:  Ну, что ж пора нам двигаться дальше, что ж пора нам двигаться дальше.

Посмотрите, впереди виден наш  последний четвертый остров «Тасмания»

Ребята, нас встречают туземцы. Это очень весёлый и дружный народ.

 Жители острова  совсем не умеют считать, поэтому очень часто огорчаются, никак не могут поделить свой урожай поровну. Поможем им?

Какие фрукты собрали туземцы? Чтобы поделить их между двумя племенами поровну,  что сначала нужно сделать?

Игра « Сосчитай урожай».

(Выкладываю  на магнитной доске картинки с  грушами, с ананасами, бананами  считаем).

- Сколько  апельсин?-3

- Сколько ананасов-4

- Сколько  бананов?- 4

-Что можно сказать об ананасах и бананах?

- На сколько апельсин больше, чем бананов?

- Что нужно сделать, чтобы фруктов было поровну?

( Убираем и  считаем.  Добавляем  и считаем ) .

Работа за столами игра  « Больше - меньше.  А теперь посчитайте и сравните еще фрукты . ( дети считают и сравнивают)

-Ребята туземцы просят помочь посадить им пальмы.

Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд  .

Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право) 
- Какая по высоте первая пальма? (самая низкая) 
- Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая) 
- Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая) 
- Молодцы, и с этим заданием справились! 

- Туземцы нас благодарят. Туземцы очень весёлый и дружный народ. Мы тоже дружные, давайте возьмёмся за руки, построим круг друзей  , почувствуем тепло наших рук. Наши туземцы приглашают на танец.

Физкультминутка Чунга – чанга.

Чунга-чанга, синий небосвод,

чунга-чанга, весело живём,

Чунга –чанга, песенки поём…

До свидания весёлый остров!

Ребята, наше путешествие  закончилось.

За то, что вы справились со всеми заданиями, вам призы от капитана Врунгеля и Лома, вот эти раскраски
Третья часть. Заключительная часть (рефлексивная). 

Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, корабль отправляется! (звучит тихая музыка). Ребята, понравилось вам путешествие? Куда мы с вами сегодня путешествовали? О чём вам захочется рассказать друзьям? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое испытание вам было трудно выполнять? Какое задание вызвало затруднение?    Вот мы и приплыли в детский сад. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП "Морское путешествие"

Данный материал поможет в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Конспект НОД по ФЭМП "Морское путешествие" (подготовительная группа)

Задачи: продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; развивать пространственное ориентирование; формировать навыки групповой работы; создавать условия дл...

Конспект по ФЭМП «Морское путешествие» для 2 младшей группы

Конспект НОД по ФЭМП «Морское путешествие» для  2 младшей группы...

Конспект НОД по ФЭМП «Морское путешествие» для 2 младшей группы

Конспект НОД по ФЭМП «Морское путешествие» для  2 младшей группы...

ФЭМП «Морское путешествие»

Цель – устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно)Задачи: - Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закреплять представление об...

Конспект НОД по ФЭМП "Морское путешествие"

Конспект по математике в средней группе "Морское путешествие"...