Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ "Гномик Вася поступает в школу" в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Тихонова Алена Петровна

Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ "Гномик Вася поступает в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_gnomik_vasya_postupaet_v_shkolu.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА»

 

 

 

                                              Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

                            с использованием элементов   ТРИЗ

                          Тема «Гномик Вася поступает в школу»

                                        в средней группе

       

                                                  Составила: Тихонова Алена Петровна,

                                                                         воспитатель дошкольных групп

                                 

г. Нефтеюганск  

Тема:  «Гномик Вася поступает в школу»

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,  коммуникативная, двигательная.

Цель: развитие математических способностей воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов;

- учить считать в пределах трёх;

- закреплять умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

- упражнять в умении определять геометрические фигуры осязательно-двигательным путём;

- формировать умение распознавать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) в предметах окружающей обстановки.

Развивающие:

- развивать зрительное внимание, связную речь;

- развивать у детей умение анализировать элементы объекта, их внутренние и внешние связи, сводя все представления в единое целое.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, желание им помочь.

Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, игровые упражнения, дидактическое упражнение, физкультминутка; наглядный – презентация, показ счёта предметов, модель системного оператора, таблицы с разноуровневыми заданиями; словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, поощрение, совместный рассказ педагога и  детей по системному оператору, рефлексия; практический  – работа с раздаточным материалом, работа с разноуровневыми заданиями (таблицы), работа с системным оператором.

Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация; наборное полотно, маркер;

демонстрационный материал: три белочки, три зайчика, мешочек, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); пятиэкранный системный оператор, нарисованный на доске;

раздаточный материал: двухполостные карточки, таблицы, по три гриба, три цветка на каждого ребёнка, простые карандаши.

Предварительная работа:                                                                                                                            

- настольно-печатная игра «Геометрические фигуры»,

- дидактическая игра «Найди пару»,

- работа с системным оператором.

Ход занятия:

I. Вводная часть. Игровая мотивация.

Воспитатель: - В волшебном лесу Умная Сова открыла школу. (Презентация. Слайд 2).

Гномик Вася решил пойти учиться. Для поступления в школу нужно выполнить разные задания, а у Васи не всё получается. (Презентация. Слайд 3).

А гномику так хочется  учиться у Совы! (Презентация. Слайд 4).

Ребята, что делать, как быть?

Дети: - Нужно помочь гномику сделать задания.

Воспитатель: - Вы хотите помочь Васе? А вы сможете?

Дети: - Да.

II.Основная часть

Знакомство с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов. Обучение счёту до 3. Работа с демонстрационным материалом

1 задание «Гости из леса»  (Презентация. Слайд 2).

Воспитатель: - Первое задание «Гости из леса». К нам из леса пришли гости (ставит на наборное полотно 2 зайчиков). Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков?

Дети: - Посчитать.

Педагог считает зайчиков и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число.

Воспитатель: - Сколько зайчиков прибежало?

Дети: - Два зайчика прибежало.

Воспитатель предлагает 2-3 детям сосчитать зайчиков.

Воспитатель: - Стёпа, поставь на нижнюю полоску столько белочек, сколько зайчиков.

Педагог считает белочек.

Воспитатель: - Сколько прибежало белочек?

Дети: - Две белочки.

Воспитатель: - Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?

Дети: - Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки.

Воспитатель: - Их по два. Одинаковое количество.

Воспитатель: - К двум белочкам прибежала ещё одна. (Ставит на наборное полотно ещё одну белочку). Как узнать, сколько стало белочек?

Дети: - Посчитать.

Педагог с детьми считают белочек.

Воспитатель: - Сколько белочек? Сколько зайчиков? (считают) Три белочки и два зайчика – сравните, кого больше.

Дети: - Три белочки больше, чем два зайчика.

Воспитатель: - Два зайчика и три белочки – сравните, кого меньше.

Дети: - Два зайчика меньше, чем три белочки.

Воспитатель: - Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?

Дети: - Добавить зайчика или убрать белочку.

Воспитатель показывает способы уравнивания предметов, вновь считает белочек и зайчиков, предлагает посчитать зверей детям. Вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счёта.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Гномик Вася теперь понял, как считать и сравнивать количество предметов.

Работа с раздаточным материалом. Закрепление пройденного материала

2 задание «Грибы и цветы»

Воспитатель: - Белочки принесли с собой грибы и ягоды. Сова велела посчитать и сравнить их.

Педагог предлагает детям сесть за столы, на которых находятся двухполосные карточки, грибы и цветы.

Воспитатель: - Ребята, покажите Васе верхнюю полоску, нижнюю полоску. В каком направлении мы выкладываем предметы?

Дети: - Слева направо.

Педагог предлагает детям выложить на верхнюю полоску грибочки.

Воспитатель: - Сколько вы выложили грибов?

Дети: - Три гриба.

Воспитатель: - Есения, посчитай грибы. Ваня, посчитай грибы. А теперь на нижнюю полоску выложите цветочки.

Дети выкладывают ни нижнюю полоску цветы. Педагог уточняет, в каком направлении нужно выкладывать предметы (слева направо)

Воспитатель: - Сколько вы выложили цветочков?

Дети: - Три цветочка.

Воспитатель: - Катя, посчитай цветы. Стёпа, посчитай цветы.

Воспитатель: - Что можно сказать о количестве грибов и цветов? По сколько их?

Дети: - Грибов и цветочков по три. Поровну. Одинаковое количество.

Воспитатель: - А теперь уберите один грибок (дети убирают гриб). Что теперь можно сказать о количестве грибов и цветочков?

Дети: - Их не поровну. Грибов два, а цветов 3.

Воспитатель: - Два гриба и три цветочка - сравните, чего меньше.

Дети: - Два гриба меньше, чем три цветочка.

Воспитатель: - Три цветочка и два гриба – сравните, чего больше.

Дети: - Три цветочка больше, чем два гриба.

Воспитатель: - Как сделать так, чтобы цветов и грибов стало поровну?

Дети: - Добавить грибок или убрать цветок.

Педагог предлагает детям уравнять предметы любым способом.

Физкультминутка

Гномик по тропинке шёл,       (Дети маршируют на месте)

Под кустом грибок нашёл.      

Раз – грибок                             (Дети выполняют наклоны вперёд)

И два – грибок,

Положил в свой кузовок.        (Дети вновь маршируют на месте)

3 задание. Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель: - А еще для учёбы в лесной школе нужно знать геометрические фигуры. Специально для гномика Васи мы повторим названия геометрических фигур. (Презентация. Слайд 3)

Воспитатель показывает круг, затем квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: - Как называется эта фигура?  Какого она цвета?

Педагог кладёт фигуры в мешочек. Воспитанники по очереди на ощупь определяют и называют фигуры, демонстрируют их детям (3-4 раза).  

4 задание. Игровое упражнение «Найди предмет круглой (квадратной, треугольной) формы»

Воспитатель: - Ребята, а теперь мы будем находить предметы разной геометрической формы в нашей группе. Принесите мне предметы круглой формы или покажите их.

Дети находят и приносят или показывают круглые предметы педагогу.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь принесите предметы квадратной формы. Гном Вася внимательно смотрит и учится у вас. (Презентация. Слайд 3).

Дети находят и приносят или показывают квадратные предметы педагогу. Так же игра проходит с предметами прямоугольной и треугольной формы.

             

5 задание. Игра «Волшебный телевизор». Работа с системным оператором «Гриб». (Приложение 1)

Дети стоят полукругом у доски.

Воспитатель: - У Совы есть любимая игра «Волшебный телевизор». Сова играет в нее с учениками в школе. Вася просит вас поиграть с ним в «Волшебный телевизор» и рассмотреть гриб. Из каких частей состоит гриб?

Дети: - Шляпка и ножка. Корни.

Воспитатель: - Верно (зарисовывает части в нижнем экране). Каким раньше, в прошлом, был гриб?

Дети: - Маленьким.

Педагог заполняет левый экран.

Воспитатель: - Каким станет гриб в будущем, потом?

Дети: - Большим.

Педагог заполняет правый экран.

Воспитатель: - А где мы можем встретить гриб?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Да, гриб растёт в лесу, является частью леса (заполняет верхний экран). Давайте расскажем о грибе нашему гному Васе.

Педагог с детьми составляют рассказ по заполненным экранам.

6 задание. Дидактическое упражнение «Листочки и грибы».

 (Приложение 2)

Педагог раздаёт детям таблицы с разноуровневыми заданиями и просит зачеркнуть на одной строчке все грибы, а на другой – все листочки. Проверяет правильность выполнения задания, обращает внимание детей на пропущенные предметы.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, кому мы сегодня помогали? (Презентация. Слайд 3)

Дети: - Гномику Васе. 

Воспитатель: - Смогли мы ему помочь? Как мы ему помогали?

Дети: - Делать задания. Готовиться в школу.

Воспитатель: - Какие задания мы выполняли?

Дети: - Мы считали зайчиков и белочек. Считали цветы и грибы. В мешочке фигуры называли, искали в группе предметы круглой формы. Гриб рассматривали и зачёркивали листья и грибы.

Воспитатель: - Кому-нибудь было трудно? А что было трудным? Гномик Вася благодарит вас, вы ему очень помогли. (Презентация. Слайд 5)

Теперь Вася  сможет пойти в школу к Сове и будет хорошо учиться. Молодцы, ребята!

Использованная литература:

1.Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – М.: Издательство «Ювента», 2014.

3.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Интернет-источники:

1.https://fs01.vseosvita.ua/0100g8c5-7748-200x240.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов методики М. Монтессори в 1 младшей группе "Матрешки"

Цели: вызвать интерес к новой игрушке, учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, продолжать вводить понятия «большой», «маленький», «один», «много», учить детей использоват...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием игровой технологии "Логические блоки Дьенеша" в старшей группе на тему: "Путешествие в город геометрических фигур"

Конспект НОД "Путешествие в город геометрических фигур" предполагает использование игровой технологии "Логические блоки Дьенеша". Дети  учатся решать логические задачи на разбиение по свойс...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе №2.

Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе №2....

Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ-РТВ для детей в средней группе " Пять ключей"

формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей....