Программа дополнительного образования кружок «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
материал по математике (старшая группа)

Чеботарева Ирина Сергеевна

                 Пояснительная записка

       Одна из самых основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это скорее развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками, символами.

        Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюинзенера, счётные палочки, наглядные модели и многое другое. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umniki_i_umnitsy.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

Утверждена:

Методическим советом

МАДОУ Д/С 11

Приказ «___»________

Программа дополнительного образования

кружок

       «Умники и умницы»

Программа рассчитана на 1 год

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

 

                                                                                              Составитель программы:

                                                                                       воспитатель МАДОУ Д/С 11

Ирина Сергеевна Чеботарева

                             

г. Белореченск

2020 г.

         «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

А. Маркушевич

             

                 Пояснительная записка

       Одна из самых основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это скорее развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками, символами.

        Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюинзенера, счётные палочки, наглядные модели и многое другое. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

      Актуальность кружка

    Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию  «Умники и Умницы» по формированию элементарных математических представлений, по овладению детьми старшего дошкольного возраста умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

     Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребёнка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

    На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности,  объективно оценивать её результаты

       Программа  кружка «Умники и умницы» разработана для занятий с воспитанниками  старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии  требованиями ФГОС ДО, на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой. М.А. Васильевой, а также на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Игралочка – Ступенька к школе. Математика для детей 5 – 6 лет. Часть 3», издательство ООО «Бином. Лаборатория знаний», 2017. 

   

     Нормативная база для составления программы кружка «Умники и умницы»:

    - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),

    - Закон  Краснодарского  края  от  16  июля  2013  года  N  2770-КЗ  «Об  образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).  

    - Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).

     - СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).

        Программа построена с учётом следующих принципов

Дидактической основой организации работы с детьми в программе является следующая система дидактических принципов:

– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

– новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе (принцип деятельности);

– обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);

– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

– обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой (принцип непрерывности).

        Цели программы: развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

         - мотивация к игровой деятельности и приобретение первичного деятельностного опыта (понимание задания и его выполнение, самоконтроль, преобразование, коммуникативное взаимодействие);

         - формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры внутри некоторой группы совместного положительного результата.

       Задачи программы.

  1. Обучающие:

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

- Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

- Закреплять умение узнавать и называть плоские геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Формирование представления о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры.

       2. Развивающие:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

- Развитие умения измерять длину, высоту предметов с помощью условной мерки.

- Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления).

-Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

  1. Воспитательные:

Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

      Сроки реализации программы.

       Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста – 5-6 лет (старшая группа)  и рассчитана на  1 год обучения.

     Занятия в кружке планируется проводить 1 раз в неделю во вторую половину дня.

     Продолжительность каждого занятия не должна превышать – 25 минут.

     Отбор детей проводится в соответствии с желанием, индивидуальными  особенностями детей и письменным заявлением родителей (законных представителей).

     Способы и направления поддержки детской инициативы (основные формы реализации).

      Методы, используемые на занятиях кружка: словесный, наглядный, игровой.

      Приёмы: рассказ, беседа, описание;

 - указание и объяснение;

- вопросы детям;  

- ответы детей, образец;

- показ реальных предметов, картин;

- действия с числовыми карточками, цифрами;

- модели и схемы;

- дидактические игры и упражнения;

- логические задачи; игры-эксперименты;

- развивающие и подвижные игры и др.

    Возрастные особенности детей старшего возраста (5-6 лет).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Дети  называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

        В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело.

       Ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра. В развивающих играх у детей развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

       Продолжает совершенствоваться речь. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

     Формы и виды контроля: наблюдения на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях.

      Предполагаемые результаты реализации программы.

       К концу освоения программы дети должны уметь:

       - выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей (групп) предметов;

       - объединять совокупности предметов, выделять их части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

       - находить части целого и целое по известным частям;

       - сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;

       - считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

       - называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие числа;

       - сравнивать числа в пределах 10, опираясь на наглядность;

       - соотносить запись чисел 1–10 с количеством предметов, определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка;

        - сравнивать длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

        - узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

       - в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

       - определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево), показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от объекта;

       - правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, раньше – позже и т.д.), выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на клетчатой бумаге (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

Содержание  кружка «Умники и умницы»

     Количество и счёт.

      Совершенствовать умение считать в пределах 10, называть числа по порядку. Упражняться в увеличении и уменьшении предметов на 1.    Совершенствовать навыки счета, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

      Форма.

       Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.    Дать представление о четырехугольнике. Развивать у детей геометрическую  зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в  ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Развивать  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними,

     Величина.

     Упражнять в умении сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи. Сравнивать группы предметов; упражнять в раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине на основе сравнения, использования приложения наложения.

      Ориентировка в пространстве.

      Закреплять знания о пространственных представлениях: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко; местоположение предметов относительно себя, упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

     Ориентировка во времени.

Устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Тематическое планирование кружка «Умники и умницы»

старший возраст (5 - 6 лет)

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Задачи

1-2

Вводное занятие.

Правила ТБ.

2 ч.

Познакомить детей друг с другом.

Познакомить с техникой безопасности в кабинете во время занятий. Формировать представление об образовании числа 8, тренировать в навыках счёта в пределах 8.

Продолжить знакомство с геометрическими фигурами способом сравнения, путём наложения, приложения.

Упражнять в умении называть свойства предметов.

3-4

«Свойства предметов и символы».

2 ч.

Познакомить  с формами плоских фигур.

Упражнять в умении обозначать свойства предметов с помощью символов.

Тренировать умение понимать и использовать символы.

Повторить счёт до 8, формы геометрических фигур.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, отражать в речи их пространственное положение.

5.

«Таблицы».

1 ч.

Формировать представление о строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице, тренировать счётные умения, умение определять и называть форму, цвет. Сформировать представление о таблице.

Тренировать счётные умения.

Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

6.

«Число 9. Цифра 9».

1 ч.

Познакомить с цифрой 9.

Тренировать счётные умения в пределах 9.

Формировать умение сравнивать численность двух групп предметов.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Задачи

7.

«Число 0. Цифра 0».

1 ч.

Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов. Соотносить цифры с количеством.

8.

«Число 10. Запись числа 10».

1 ч.

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке; определять предыдущее, последующее число к названному.

Формировать умение различать запись числа 10 и соотносить с предметами. Тренировать мыслительные операции.

9.

«Сравнение групп предметов. Знак =».

1 ч.

Сформировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов.

10.

«Сравнение групп предметов. Знаки

= и  ≠».

1 ч.

Сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и  ≠. Закрепить счёт в пределах 10.

11-13

«Сложение».

3 ч.

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи с помощью знака +.

Тренировать мыслительные операции. Сформировать представление о переместительном свойстве сложения.

Тренировать умения выполнять действие сложения.

Сформировать представление о сложении чисел.

Закрепить представление о смысле сложения групп предметов.

14-16

«Вычитание».

3 ч.

Закрепить представление о смысле вычитания, умение выполнять действие вычитания групп предметов.

Тренировать навыки самоконтроля.

Тренировать умение записывать вычитание с помощью знака «-».

Тренировать навыки счёта в пределах 10.

Формировать в умении составлять задачи и их решать.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Задачи

17-19

«Сложение и вычитание».

3 ч.

Закрепить представление о сложении и вычитании.

Тренировать умение выделять и называть свойства предметов.

Тренироваться в умении составлять числовой ряд.

Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков.

Уточнить представления о сравнении групп предметов

20.

«Знаки > и <».

1 ч.

Познакомить со знаками больше, меньше.

Закрепить знания о сложении и вычитании.

21.

«На сколько больше?

На сколько меньше?».

1 ч.

Сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду.

Тренировать счётные умения.

22.

«На сколько длиннее (выше)?».

1 ч.

Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

23-25

«Измерение длины».

3 ч.

Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формирование умения использовать мерку для измерения длин отрезков.

Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью мерки. Закрепить, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой.

Закрепить представление о числовом ряде, сравнении чисел, тренировать счётные умения.

26.

«Объёмные и плоскостные фигуры».

1 ч.

Формировать представление о том, чем отличаются плоские и объёмные фигуры.

Повторить названия знакомых фигур.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Задачи

27.

«Сравнение по объёму».

1 ч.

Формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объёму.

Закрепить сравнение по высоте, смысл сложения и вычитания.

28-29

«Измерение объёма».

2 ч.

Закрепить представления о сравнении сосудов с помощью переливания.

Закрепить пространственные отношения «Слева-справа».

Сформировать представление о сравнении по объёму с помощью измерения. Закрепить представление о сравнении чисел.

30-32

«Повторение».

3 ч.

Занятия для закрепления материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

ИТОГО:

32 ч.

     Методические рекомендации

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди многих других детей в детском саду. Педагог помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

На кружке по математике осуществляется не только образовательные задачи, но и решаются воспитательные. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

     Все занятия проводятся   в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

 Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, взрослый должен обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Педагог постоянно должен создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения.  

   

       Здоровьесберегающие гимнастики:

     - дыхательная гимнастика;

     - артикуляционная гимнастика;

     - пальчиковые игры со словами;

     - гимнастика для глаз.

     Техника безопасности.

     «Правила безопасного поведения воспитанников в помещении детского сада»

1. Не приносите на занятия острые и стеклянные предметы, таблетки, жевательные резинки, спички.

2. В групповом помещении вести себя спокойно, не бегать, не качаться на стульях, не влезать на подоконник и столы.

3. Не деритесь, не ссорьтесь со сверстниками!

4. Не втыкать предметы в электрические розетки.

5. Никогда не дотрагивайтесь до электрических розеток, кабелей питания.

6. Не трогайте провода, ничего на них не вешайте, не играйте вблизи проводов, они могут быть под напряжением.

7. Увидев искрящийся провод или неисправную розетку, сразу зовите взрослых.

8. Не уходите из помещения без разрешения руководителя кружка (воспитателя).

9. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

10. Внимательно выслушать объяснение руководителя кружка и проследить за показом приемов, которые он использует при выполнении задания.

«Правила по охране труда для воспитанников при работе с мелкими деталями настольных игр, материалом для развития мелкой моторики»

1. При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдать её воспитателю.

2. Ни в коем случае не брать в рот (в нос, ухо). Если кто из детей заметил такое, обязательно сказать воспитателю.

3. Не разрешается терять, бросать, брать домой мелкие детали конструкторов, настольных игр, чтобы сохранить игру в целости.

4. По окончании игр, каждую деталь настольной игры собрать в свою коробку, закрыть крышкой и убрать на место.

«Правила по охране труда для воспитанников при с кисточкой и карандашом (фломастерами)»:

1. К работе с карандашом можно приступать только с разрешения воспитателя группы.

2. Внимательно выслушать объяснение воспитателя и проследить за показом приёмов, которые он использует при реализации поставленной задачи.

При работе с карандашом строго запрещается:

1. Брать его в рот, засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу.

2. Размахивать им, ломать.

3. Класть в непредназначенное для них место.

4. Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа.

5. Бросаться ими.

6. В случае неисправностей у карандаша обратиться за помощью к воспитателю. 

7. Во время работы с карандашом стараться сохранять правильную позу и осанку. 

8. После работы с карандашом, поместить его в предназначенное место заточенной стороной вверх. 

9. В случае каких-либо неполадок и трудностей обязательно обратиться за помощью к воспитателю.

     Работа с родителями (законными представителями).

      Формы работы:

      - Буклет «Работа педагога с семьей по развитию у детей математических представлений».

     - Памятка «Математические игры с детьми дома».

     - Индивидуальные беседы об успехах детей (по желанию родителей).

     - Фотоотчёт.

Описание материально - технического обеспечения деятельности

кружка  «Умники и умницы»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Методическая литература

1.

2. Печатные  пособия

1. Демонстрационный материал  - картинки предметные

2. Петерсон Л.Г., «Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3».  – М.: Издательство ООО «Бином. Лаборатория знаний», 2017.

 1

12              

3. Технические средства обучения

Ноутбук

Колонки

1

1

                       4. Экранно-звуковые пособия

Видео презентации

5. Игры и игрушки

Настольные игры

Мячи

                     6. Оборудование

1. Магнитная доска

2. Столы

3. Стулья

4. Карандаши

1

4

12

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...