Конспект интегрированного занятия (природа, математическое представление, развитие речи) «Синичкин календарь» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей

- «Познавательное развитие» (математическое представление, природа);

- «Речевое развитие» (развитие речи – связная речь);

- «Социально-коммуникативное развитие».

 

Цель: Обогатить представления и умения детей устанавливать пространственные и временные отношения через обобщение знаний об изменениях в живой и не живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_kalendar.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

(дошкольное отделение «Ёлочка»)

Конспект

интегрированного занятия

(природа, математическое представление, развитие речи)

«Синичкин календарь»

подготовительная к школе группа

Воспитатель:

                                                     Алонова Любовь Дмитриевна

г.о. Электрогорск

2023 год

Интеграция образовательных областей 

- «Познавательное развитие» (математическое представление, природа);

- «Речевое развитие» (развитие речи – связная речь);

- «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Обогатить представления и умения детей устанавливать пространственные и временные отношения через обобщение знаний об изменениях в живой и не живой природе.

Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о временных отношениях: неделя, месяц.

- Закрепить умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

- Продолжать учить составлять число 7 из единиц.

Развивающие:

- Развивать интерес к миру пернатых, насекомых; к природным изменениям в природе.

- Способствовать развитию потребности у детей правильно употреблять в собственной речи пространственных предлогов: над, под, в, между, рядом, слева, справа.

- Способствовать формированию мыслительных операций, связную речь, умению аргументировать свои высказывания.

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; экологическую культуру; желание помогать и заботиться о братьях наших младших.

Ожидаемые результаты

Дети умеют различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, овальную; умеют ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; имеют элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года; располагают изображения в указанном направлении, отражают в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, между, рядом и др.); обладают навыками составлять число семь из единиц; называют осенние приметы, перелетных и зимующих птиц; умеют внимательно слушает задания воспитателя, поднимать руку, аргументировать свои высказывания.

Оборудование

Магнитно-маркерная доска – флипчарт.

Материал

Демонстрационный: картинка гостьи – синички Зиньки; четыре условных значка по заданиям; для игрового упражнения «Назови дни недели»: календарь; для игрового упражнения «Назови дни недели»: картинки - муравей, божия коровка, пожарник, паучок, - пень, листик, камень, кора дерева; геометрические фигуры овал, квадрат, треугольник, прямоугольник;

для игрового упражнения «Букет из осенних листьев»: осенние листья, числовая линейка; для игры «У кормушки»: нарисованные картинки – кормушка, корм, воробей, снегирь, две синички, ворона, голубь, сорока.

Раздаточный: цветные карандаши, тетрадный лист; счетный материал, цифры от 1 до 7; осенние листочки для физкультминутки (на каждого ребенка по 2 шт.).

Словарная работа

Синичка – Зинька, условные значки, равносторонний треугольник, перелетные, зимующие, между, выводки птиц.

Ход занятия:

Дети сидят за партами.

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я повстречала маленькую птичку. У нее было так много вопросов, а я так торопилась к вам. Что мне ничего ни оставалось как пригласить желтогрудую красавицу к нам на занятие. Мы вместе постараемся ответить на ее вопросы.

Воспитатель заранее поместил картинку синички на доску.

Воспитатель: А вот и наша гостья знакомьтесь – Зинька. Узнали. Какая это птичка?

(Ответы детей) (синичка)

Воспитатель: Зинька спрашивает какое сейчас время года? Послушайте.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. ...

(Ответы детей) (осень)

Воспитатель: Ребята, Зинька молодая птичка. И это первая ее осень. Ей не понятны явления, которые происходят в природе. Я нарисовала условные знаки, которыми отмечаем в нашем дневнике наблюдения.

Воспитатель достает из конверта пять картинок с изображениями: 1) оранжевый круг (обозначающий время года осень), 2) «насекомое», 3) дерево, 4) «птичка» и выкладывает на синий экран у доски.

Воспитатель: Этот порядок поможет нам ответь на все вопросы синички.

Воспитатель: Ребята, что изображено на первом значке? О чем он нам говорит.

(Ответы детей) (Оранжевый круг означает время года осень).

Воспитатель: Верно. Синичка Зинька спрашивает, как мы с вами поняли, что наступила осень?

(Дополнительные вопросы) Откуда мы узнаем, когда наступит Новый год, летние каникулы, и когда у вас день рождения?

(Ответы детей) (По календарю).

Дети выходят по одному к календарю. Садятся.

Игровое упражнение «Назови дни недели»

Воспитатель: Покажите на календаре, какой сегодня день, и назовите его.

(Ответы детей) (Сегодня день недели – вторник).

Воспитатель: Покажите и назовите, какой день недели был вчера.

(Ответы детей) (Вчера был понедельник).

Воспитатель: Назовите, какой день недели будет завтра.

(Ответы детей) (Завтра будит среда).

Воспитатель: Назовите, какой день недели завершает рабочую неделю.

(Ответы детей) (Рабочую неделю завершает пятница).

Воспитатель: Назовите, какие дни недели выходные.

(Ответы детей) (Суббота и воскресенье – выходные дни).

Воспитатель убирает с экрана первый условный значок.

Воспитатель: С первым задание справились, следующий условный знак. А как вы думаете про кого будет задание?

(Ответы детей) (Про насекомых).

Воспитатель: Молодцы. Дети, Зинька спрашивает куда пропали насекомые?  Поможем птичке найти пропавших насекомых.

Несколько ребят у доски ищут спрятавшихся насекомых. Они находят их под нарисованными листочком, корой, камешком, пнем. Садятся.

Воспитатель: Ребята, куда же исчезли насекомые?

(Ответы детей) (Насекомые спрятались в «домики» под кору дерева, в пень, под камень, под листочек).

Воспитатель: Правильно, дети, а почему жучки, паучки спрятались?

(Ответы детей) (Зимой холодно и нет сочной травы и цветов).

Воспитатель: Правильно так насекомые переносят зиму. Не все насекомые успели спрятаться, как мы можем им помочь?

(Ответы детей) (Нарисовать).

Два, три ребенка выходят к доске, подбирают нужные геометрические фигуры. Садятся.

Игровое упражнение «На что похоже?»

Воспитатель: Отличная идея! Обратите внимание, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы?

Дети с места показывают соответствующие геометрические фигуры, лежащие на столах.

(Ответы детей) (Камень похож на овал, лист на треугольник, пень на квадрат, кора на прямоугольник).

Воспитатель: Молодцы. Вижу я что вы готовы, приступим.

Самостоятельная работа детей за столами. Воспитатель проходит по рядам, проверяет правильность выполнение работ, помогает детям, испытывающим затруднение.

Примерные варианты.

Воспитатель: В правом верхнем углу нарисуйте РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК и закрасьте его жёлтым карандашом.

– В левом нижнем углу КВАДРАТ и закрасьте его зеленым цветом.

– В правом нижнем углу нарисуй ОВАЛ и закрасьте его синим карандашом.

– В левом верхнем углу нарисуй ПРЯМОУГОЛЬНИК и закрасьте его красным цветом.

– В середине листа нарисуйте свою ЛЮБУЮ ФИГУРУ, раскрасите ее любимым цветом.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.

Воспитатель: Что и где вы нарисовали?

(Ответы детей) … Два, три ребенка называют детали, их цвет и местоположение.

Воспитатель убирает второй знак и обращает внимание детей на третий условны знак

Воспитатель: Синичка заметила, что в лесу уже начал желтеть, краснеть, и опадать лист. Почему так происходит?

(Ответы детей) (Стало холодно, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки).

Воспитатель: Вы все верно сказали. Приглашаю вас на полянку.

Все дети выходят на игровую зону.

Физкультминутка
Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели (движение руками из стороны в сторону).

И на землю тихо сели (дети приседают).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (кружатся на месте).

Закружились, полетели

И на землю снова сели (дети приседают).

Дети располагают в беспорядке осенние листочки разных цветов и оттенков на магнитную доску. Садятся по местам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво! как называется явление в природе, когда падают листья?

(Ответы детей) (Это явление называется листопад).

Воспитатель: Что можно собрать из листочков?

(Ответы детей) (Букет)

Воспитатель: Давайте для нашей синички соберем букет из листочков, так чтобы ни один листочек не повторялся по цвету.  Не большой и не маленький, а состоять он будет из числа 7 (семь).

Игровое упражнение «Букет из осенних листьев»  

Дети у доски составляют число 7 из разных по цвету листочков.

Воспитатель: Сколько всего листочков?

(Ответы детей) (Всего 7 листочков).

Воспитатель: Сколько листочков какого цвета?

(Ответы детей) (Один красный, один оранжевый, один желтый, один зеленый, один розовый, один коричневый, один фиолетовый).

Воспитатель: Как составили число 7?

(Ответы детей) (Один, один, один, один, один, один, и один). (Семь раз по одному).

Воспитатель: Найдите цифру 7 в цифровом ряду на доске. На что похожа цифра семь?

(Ответы детей) (На кочергу).

Воспитатель: Выложите у себя на столе цифровые ряды из карточек с цифрами от 1до 7 и обведите цифру семь.

Воспитатель убирает третий знак и обращает внимание детей на четвертый условны знак.

Воспитатель: Зинька спрашивает куда собрались птицы? Говорит, что она видела, как птичьи семьи – выводки собирались в стайки, стайки — в стаи. Готовились в отлет. Ребята, скажите, куда улетают птицы?

(Ответы детей) (В тёплые края).

Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?
(Ответы детей) (Им становится трудно добывать себе еду).

Воспитатель: Да, птицы улетают туда, где есть корм.
Какие птицы улетают на юг? Как можно назвать этих птиц?
(Ответы детей) (Перелётные. Это ласточки, стрижи, соловьи, грачи…)
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?
(Ответы детей) (Воробьи, вороны, голуби, синицы…)

Воспитатель: А как отставшие с нами птицы находят себе пропитание?
(Ответы детей) (Зимующих птиц подкармливает человек).

Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам пройти на ковер и поиграть в игру, которая называется «У кормушки».

Работа у магнитно-маркерной доски. Все дети выходят на ковер.

Игра «У кормушки»

Воспитатель: Посмотрите, дети, на ветке висит одиноко кормушка.

Ни одной птички нет – не потому что тепло, а почему?

(Ответы детей) (Просто в кормушке пусто, нет корма).

Воспитатель: Но вот пришел Никита (имя ребенка) насыпал корм.

Ребенок прикладывает картинку с кормом (на магните).

Воспитатель: Тут же подлетела ворона и садиться куда?

Воспитатель прикрепляет картинку вороны на кормушку.

(Ответы детей) (Ворона села НА КОРМУШКУ).

Воспитатель: Посмотрела, немного поклевала и перелетела на веточку.

Воспитатель переносит картинку вороны под кормушку.

Воспитатель: Куда перелетела ворона?

(Ответы детей) (Ворона перелетела ПОД кормушку).

Воспитатель: Соня, а теперь размести любую птичку на картине, и расскажи куда она села.

Примерные варианты.

(Ответы детей) (Но вот прилетел любопытный воробей. Он был очень голодным – залетел прямо В кормушку – и стал жадно клевать).  

(Ответы детей) (Тут же прилетел голубь, но он сел на веточку НАД кормушкой. И с любопытством поглядывая на воробья…).

(Ответы детей) (Потом прилетел снегирь. Он сел РЯДОМ с воробьем).

(Ответы детей) (А вторая синичка села МЕЖДУ воробьем и первым снегирем).

Воспитатель: Молодцы. Присаживайтесь на свои места. 

Воспитатель подходит к экрану выкладывает условными значками на место.

Рефлексия:

Воспитатель: Кто был у нас в гостях?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что позволило нам помочь синичке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Для чего это пригодиться в жизни? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Какое задание больше понравилось? Почему?

(Ответы детей)

Список литературы

И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элемен-тарных математических представлений

Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: 2002.

Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по формированию элементарных математических представлений со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе.

Данный материал способствует :развитию  речи  детей, логического мышления, внимания, коммуникативных качеств;формированию потребности в здоровом образе жизни;воспитанию активной жизненной по...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических  представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и ручного труда в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «В гостях у гномов»

Цель: Закрепить знания по теме «Число и цифра 7». Закрепить навыки ручного труда в работе с бумагой. Задачи: Закрепить навык порядкового и обратного счета в пределах 10.Закрепить сост...

Авторское занятие по формированию элементарных математических представлений "Праздник перелётных птиц" в подготовительной к школе группе.

Данное занятие ориентированно на формирование  математических представлений  детей подготовительной к школе группы на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи...

Интерактивная игра по формированию элементарных математических представлений «Фиксики, вперед!» для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная записка Автор: Камскова Татьяна ГеннадьевнаНазвание конкурсного материала: интерактивная игра для детей подготовительного возраста «Интерактивная игра по формированию эле...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...