Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Количество и счет»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Любишева Анна Геннадьевна

Одной из наиболее актуальных и важных задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает формирование у детей элементарных математических представлений, умений и навыков. Математика оказывает развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры.

Задолго до того, как ребенок познакомится с математикой и ее формальными правилами сложения и вычитания чисел, он должен познакомиться с некоторыми из основных понятий, лежащих в основе математического мышления. Математические понятия (натурального числа, величины и др.) от­личаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. Многие из этих понятий кажутся нам, взрослым, такими простыми, что трудно представить, что их нужно учить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Количество и счет»

Цель: формирование количественных представлений и навыков счета у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд ;
  2. формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10);
  3. закрепить последовательность дней недели и навыки порядкового счета;
  4. развивать логическое мышление, память, внимание;
  5. воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживание умение слушать и выполнять поставленную задачу.

Материал и оборудование: мяч, счетные палочки, числа от 1 до 10, карточки с цифрами, прописи, простые карандаши.

Методы и приемы:

  • игровой (дидактическая игра «Построить цифры в ряд», «Дни недели», «Который по счету?», физкультминутка);
  • словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка);
  • наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры), иллюстративный материал, показ);
  • практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).

Предварительная работа: Закрепление навыков счета в прямой и обратной последовательности от 0 до 10 и обратно. Разучивание четверостиший о числах и цифрах.

Индивидуально-дифференцированный подход:

  • самостоятельное выполнение заданий, объяснение, самоанализ;
  • выполнение заданий с помощью воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята! Нам сегодня принесли письмо. Прочитаем его?

Дети: -Да

Воспитатель: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите! Я попал в город Цифроград и потерялся. Чтобы выбраться из города нужно правильно выполнить задания. Пожалуйста, помогите! Подсказки в конвертах. Незнайка». Ну что, ребята, поможем Незнайке найти дорогу домой?

Дети: Да.

Задание № 1. «Построить цифры в ряд»

Воспитатель: - Ребята, цифры по дороге все перепутались и теперь не могут найти свое место. Как мы можем им помочь?

Дети: Надо расставить числа друг за другом и посчитать их.

Воспитатель: Правильно.

(Дети по одному выходят, берут цифру, называют её и ставят на свое место).

-Давайте проверим: правильно ли вы расставили цифры. Один начинает считать другой продолжает.

Воспитатель: Сколько всего чисел пришло к нам в гости?

Дети: Десять.

Воспитатель: (Имя ребенка), посчитай, пожалуйста, числа слева на право. Молодец.

(Имя ребенка), посчитай, пожалуйста, числа справа налево. Молодец.

Как называется счет слева на право?

Дети: Прямой счет

Воспитатель: А справа налево?

Дети: Обратный счет.

Воспитатель: Назовите, какое число мы поставим между числами 4 и 6 (пять), 5 и 7(шесть),

2 и 4 (три), 3 и 5 (четыре). Молодцы!

-Назовите число, которое больше числа 7 на 1 (восемь), числа 4 на 1 (пять), числа 5 на 1 (шесть). Хорошо!

Задание № 2.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игры «Дни недели», «Который по счету?».

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, а ребенок, отвечая, бросает мяч воспитателю. Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч.)

Сколько дней в недели?

Дети: Семь дней

Воспитатель: Назовите их.

(Дети по очереди называют дни недели, передавая мяч друг другу.)

-Который по счету понедельник и почему?

(Первый, потому что он стоит на первом месте.)

-Который по счету вторник и почему? И т. д. (второй, потому что он стоит на втором месте).

Молодцы!

Задание № 3. «Задачки в стихах»

1. Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?

Дети: Шесть.

2. Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца?

Дети: Пять.

3. С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Дети: Четыре.

4. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Дети: Семь.

5. Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек?

Дети: Три.

Воспитатель: Все загадки отгадали и немного мы устали.

Предлагаю вам размяться, и продолжим заниматься.

Физкультминутка

«Кошка»

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз. (Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)

Воспитатель: Мы немного отдохнули, предлагаю продолжить дальше.

Задание № 4. Игра «Молчанка»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

  1. Сколько пальцев на правой руке?
  2. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок,

Прибежал еще один.

И уселся рядом с ним.

  1. Сколько ушей у двух мышей?
  2. Сколько раз в году бывает День Рождения?
  3. Сколько углов в треугольнике?

Все верно, показали. Молодцы.

Задание № 5 «Лабиринт»

Воспитатель: Ребята, перед нами лабиринт, если мы его сможем правильно пройти, то поможем Незнайке найти дорогу из города Цифрограда, и он сможет попасть домой. Всё очень спутано, все дороги переплетаются, много ловушек, разных цифр и букв; но есть одна подсказка – если мы последовательно соединим цифры друг с другом, то сможем найти правильную дорогу, и поможем Незнайке. Давайте попробуем.

(каждый ребенок по очереди соединяет цифру с последующей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы нашли выход из Цифрограда! Теперь давайте отправим Незнайке эту подсказку, и он сможет попасть домой! (запечатываем в конверт)

Воспитатель:- Ребята! Вы Молодцы. Вы помогли Незнайке! решили много заданий. А что вам запомнилось больше всего? что понравилось?

(дети дают ответы)

Воспитатель: У нас остался еще конверт. Давайте посмотрим, что в нём (в конверте сюрпризы – звёздочки с надписью «Самый умный»)

Ребята, вы все сегодня хорошо работали, поэтому все получаете награду, которую приготовил вам Незнайка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в город Геометрических фигур"

развивать элементарные математические представления:умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;навыки соотнесения цифры с количеством предметов;умения составлять геометриче...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: "Один-много, длиннее-короче"

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: "Один-много, длиннее-короче"...