НОД по ФЭМП в старшей группе на тему: «Маша и медведь в гостях у ребят детского сада»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Наталья Викторовна Кушнерева

Открытое занятие 

Самоанализ занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_masha_i_medved.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Целинный детский сад «Колосок» филиал МБДОУ «Ключевский

детский сад №1 «Аленушка» комбинированного вида

                        Ключевского района Алтайского края.

НОД   по Формированию Элементарных Математических Представлений (ФЭМП)

в старшей группе

на тему: «Маша и медведь в гостях у ребят детского сада»

                                                 

                                                               Подготовила  и  провела: воспитатель Кушнерева Н.В.

2023 год

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная.

Цель:

Формировать математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, количестве, соответствии, пространстве.

Задачи:

1. Выявить полученные знания и умения по изученным темам: знания о геометрических фигурах и форме окружающих предметов, умение определять место предмета в ряду, решать логические задачи, находить соответствие между количеством предметов и цифрой,

2. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, умение понимать учебную задачу и самостоятельно ее выполнять.

3. Воспитывать навык культуры поведения, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: четко определяет содержание своей работы, точно отвечает на вопросы, проявляет активный интерес к занятию.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Оборудование: куклы Маша и медведь, задания в конверте, карточки с ребусами и заданиями, цифры от 1 до 9, детские книги.

Раздаточный материал: геометрические фигуры, простые карандаши, касса – веер «Цифры». Словарная работа: ребус.

Ход ОД:

1. Организационный момент.

- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка У Мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

- Из какой сказки гости, ребята? (Русская народная сказка «Маша и Медведь».)

- Да, верно, эта сказка называется «Маша и Медведь». А вот и они. (Показываю Машу и медведя). Наши гости мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили прийти к вам в детский сад. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны? (Да.)

- У каждого их них есть конверты с заданиями. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у медведя? Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.

2. Основная часть.

1 задание: дидактическая игра «Что на что похоже».

- У вас на столах лежат разные геометрические фигуры. Вы должны самостоятельно определить форму того предмета, который я назову, выбрать нужную фигуру и положить ее перед собой.

- Мяч; дверь; огурец; крыша дома; кубик.

- Какие геометрические фигуры выложил Андрей?

- Даша, сколько всего фигур ты выложила?

- Каким по счету лежит прямоугольник?

- Назовите соседей овала.

- Какая фигура занимает пятое место?

- Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

2 задание: «Ребусы».

- Ребята, Маша совсем не умеет разгадывать ребусы и просит ее научить. Поможем Маше?

- Для начала, нужно вспомнить правило, по которому мы сможем правильно разгадать ребус. (Нужно внимательно посмотреть на картинку, назвать все буквы и цифры, которые увидели). (Разгадываем ребусы на карточках: 7я, 100лб, 100г, по2л.)

- Ребята, посмотрите, как Маша улыбается! Она все поняла и теперь сможет загадывать ребусы лесным жителям.

3 задание: графическое упражнение «Посчитай - ка».

-Ребята, Маша приготовила для вас задание. Возьмите карточки, посмотрите внимательно. Нужно посчитать количество предметов на карточке и соединить ее с нужной цифрой.

Пальчиковая гимнастика «Отдохнем»

- Наши пальчики проснулись,

- Потянулись, потянулись…

- И встряхнулись… выполняем все эти движения

- По ладошке побежали по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

- Побежали, побежали,

- Поскакали, поскакали изобразите эти движения

- И устали.

Сели отдыхать потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

- Ребята, мы справились с Машиными заданиями. Давайте посмотрим, что приготовил для нас медведь.

4 задание: дидактическая игра «Веселые задачи».

- А сейчас будем решать веселые задачки, готовы? Задание такое: внимательно послушав задачу, решив ее, вы должны найти цифру – ответ на веере и показать ее.

- Сколько глаз у светофора? - Сколько пальцев на правой руке? А на левой?

- Сколько дней в одной неделе?

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Все верно, показали. Молодцы.

5 задание: дидактическая игра «Цифры разбежались».

- Случай странный, случай редкий,

Цифры в ссоре, вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

- Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 9.

 Физминутка.

- Ребята, медведь приглашает вас поиграть.

- В лесу он часто играет с зайчатами, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок - скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте, детки, шаг,

Шаг на месте, стой! Вот так!

- Хорошо отдохнули, молодцы, садитесь.

6 задание: дидактическая игра «Бусы».

- Ребята, медведь просит нас о помощи: он хотел порадовать Машу и подарить ей бусы. Но он нечаянно порвал нитку и почти все бусины рассыпались. Давайте определим, в каком порядке медведь надевал бусы на нитку и поможем ему. (Квадрат, треугольник, круг…)

3. Рефлексия.

- Ребята, кто был у нас сегодня в гостях? Из какой сказки пришли наши герои?

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Какое задание вам показалось самым трудным? Самым легким?

- Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо выполнять математические задания.

- Ребята, посмотрите, у медведя в лукошке что – то есть. Да это же книги! Маша и медведь принесли нам книги из своей лесной библиотеки, оставляют их у нас и обещают прийти еще раз и проверить, прочитали мы их или нет. Давайте скажем нашим гостям «До свидания» и пообещаем выполнить их задание.

Самоанализ НОД по ФЭМП в старшей группе

«Маша и медведь в гостях у ребят детского сада»

Общие сведения: 19.10.2023г  ООД для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие». «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, физическая.

ООД групповая, возраст 5-6 лет

Место проведения: группа.

Цель:

Формировать математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, количестве, соответствии, пространстве.

Задачи:

1. Выявить полученные знания и умения по изученным темам: знания о геометрических фигурах и форме окружающих предметов, умение определять место предмета в ряду, решать логические задачи, находить соответствие между количеством предметов и цифрой,

2. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, умение понимать учебную задачу и самостоятельно ее выполнять.

3. Воспитывать навык культуры поведения, доброжелательное отношение друг к другу.

Структура занятия:

- Водная часть: (организация детей) – 4 минуты;

- Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минуты;

- Заключительная часть (подведение итогов) - 6 минут.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Деятельность на ОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, напоминание, словесное поощрение);

2. Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала);

3. Наглядный (учебная доска);

4. Игровой (сказочные герои, соответствующие задания);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом). Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей, подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть ОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета: на занятие к ребятам пришли гости – Маша и медведь; способствовало повышению мотивации к участию в предстоящей деятельности. Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: помочь нашим гостям – научить их решать математические задачи.

Основная часть ОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач. В НОД были включены задания на повторение изученного материала, активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.

Задание № 1: дидактическая игра «Что на что похоже» - направлена на сравнение предметов окружающего мира с геометрическими фигурами, выбор необходимой среди предложенных; развитие памяти, а также на развитие слухового внимания.

Задание № 2: «Ребусы» - было дано с целью развития логического мышления детей, зрительного восприятия.

Задание № 3: графическое упражнение «Посчитай - ка» - было предложено детям для закрепления навыков счета и формирования умения соотносить полученный результат с предложенным числом.

Задание № 4: дидактическая игра «Веселые задачи» - направлена на закрепление решения простых арифметических задач; способствовала развитию слухового восприятия, повышению познавательного интереса к математике.

Задание № 5: дидактическая игра «Цифры разбежались» - способствовала закреплению знаний о порядковом счете, кроме того, развивала математического мышление. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.

Задание № 6: дидактическая игра «Бусы» - стимулировала детей на закрепление навыков математического моделирования (по образцу, по представлению), развитие творческого мышления.

Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего занятия. Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия.

После графического упражнения «Посчитай – ка» для снятия физического утомления была проведена пальчиковая гимнастика «Отдохнем», а во второй половине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности была проведена физминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения и развивающих дидактических заданий. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся при выполнении заданий детям, дополнительном объяснении, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия.

В заключительной части ОД подводился итог деятельности, использовался метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Все элементы ОД логически объединены между собой общей темой «Выполнение заданий с героями известной сказки» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

 Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности. Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут. Занятие соответствует санитарно - гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Канспект по математическому развитию в старшей группе «Маша и Медведь в гостях у ребят

Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах....

Сценарий развлечения, посвященный празднованию 1 апреля «Маша и медведь в гостях у ребят» для детей старшей группы.

Сценарий развлечения,  посвященный празднованию 1 апреля  «Маша и медведь в гостях у ребят»  для детей старшей  группы.Цель: создание радостного настроения и формирован...

Конспект развлечения по ПДД в старшей группе на тему: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Конспект развлечения по ПДД в старшей группе на тему: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»...

Сценарий утренника к 8 марта в группе раннего возраста «Маша и медведь в гостях у ребят»

В это день 8 МартаМы желаем всем добра,И цветов охапку,И весеннего тепла.Много радости, здоровья,Быть красивыми всегда,Чтоб счастливая улыбкаНе сходила бы с лица!...

Сценарий к 8 марта для детей средней группы детского сада «Маша и медведь в гостях у ребят»

Сценарий к 8 марта для детей средней группы детского сада «Маша и медведь в гостях у ребят»...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.

Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группы на тему: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

Конспект занятия по рисованию в старшей группы на тему: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»Задачи:Обучающая:1. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать ра...