Статья "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера".
статья по математике (подготовительная группа)

Статья "Интеллектуальное  развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием  палочек Кюизенера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rita.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное  развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием  палочек Кюизенера.

                                                 

 Только то, в человеке прочно и надежно,

 Что всосалось в природу его в первую пору              жизни.        

Я.А.Коменский.        

Одна из  важнейших задач воспитания маленького ребенка- развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллектуальное развитие-это развитие определенных структур интеллекта. Оно предполагает:

-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление( способность воспроизвести образец);

-логическое запоминание;

-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

-развитие тонких движений рук и зрительно-двигательной координации.

Ребенок по своей природе  исследователь. Он постоянно задает вопросы: Почему? Зачем? Как? Он во всем хочет разобраться  и попробовать сам. Это очень необходимо  ребенку для развития интеллекта.

По моему мнению, наиболее эффективным пособием для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста является дидактический материал (палочки), разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Эффективное применение палочек Х.Кюизенера возможно в сочетании с другими дидактическими материалами. Работа с палочками основана на  поиске способов действий, познавательной активности детей. Путем проб и ошибок дети самостоятельно, сравнивали и обследовали нужный материал используя метод моделирования из палочек по замыслу.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере реализуют принцип наглядности, представляющий сложные абстрактные понятия в доступной детям форме, и овладение способами действий, для накопления чувственного опыта, постепенного  перехода от конкретного к абстрактному, 

Многие дети с ТНР испытывают затруднения при усвоении математики, не умеют излагать свои мысли, грамотно строить предложения. При работе с палочками дети комментируют свои действия, отвечают на вопросы, учатся рассуждать и в результате происходит развитие связной речи через познание математических представлений. В развитии речи  дети  используют сравнительные прилагательные: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий, у них  расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов.

 Что же такое палочки Кюизенера? Это набор счетных палочек, которые называют «числа в цвете». Набор состоит из палочек 10 разных цветов: каждый цвет имеет свою длину и свое числоот1 до10.Длине палочки соответствует число, которое ему присвоено.

1-белая палочка, 2-розовая палочка,3-голубая палочка, 4-красная палочка, 5-желтая палочка, 6- фиолетовая палочка, 7- черная палочка, 8-бордовая палочка,9-синяя палочка,10- оранжевая.

Работая с дидактическим материалом,  были решены, следующие задачи:

- обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.

 развивать «через руки» ребенка представление о числе на основе счета и измерения;

-подвести к понятию   отношений «больше-меньше», «право-лево», «выше-ниже, длиннее-короче, между»;

 деление  целого на части и измерение  объекта  условной меркой;

-упражнять в запоминании числа из единиц и 2 меньших чисел;

- овладение  арифметическими действиями сложения, вычитания;

-развитие психических процессов: восприятие, мышление( анализ, синтез, классификацию, сравнение),внимание, воображение

Свою работу я начала с организации развивающей предметно –пространственной среды в группе: дополнен центр «Математики»: дидактическими средствами, палочками Х.Кюизенера, играми для развития логического мышления, схемами для игр, альбомами-играми « Дом с колокольчиками», «На золотом крыльце», «Волшебные дорожки».

Развитие познавательных способностей детей требует серьезных педагогических  усилий, поэтому работу осуществляла поэтапно.

На первом этапе детям предлагались игры исследовательского характера, где  дошкольники  знакомились с палочками. Рассматривали их, перебирали, использовали  как простой игровой материал для игр, создавали различные постройки и конфигурации  (строили машины, дороги, гаражи, башни,  составляли  различные   узоры).

На втором этапе палочки уже стали использоваться как дидактическое  пособие по математике. Был разработан перспективный план по работе с палочками Кюизенера. Мною были использованы следующие методы и приемы использования палочек для познавательного развития детей: наглядные, словесные, игровые (показ демонстрационного материала, схемы, таблицы, объяснение, д/упражнения и игры, раздаточный материал). Кроме выполнения заданий на занятиях, дети с удовольствием играли с ними в свободное время, придумывали  сюжеты игр, составляли  композиции.

Проведя анализ результатов, я определила, что дети стали более уверенными и самостоятельными при  выполнении заданий с «цветными числами» Х.Кюизенера. Дети научились выделять и называть несколько свойств предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать. Дети не испытывают затруднений в пояснении своих действий, достаточно быстро переходят от одного способа решения возникшей проблемы к другому. Воспитанники научились строить по схемам изображения, понимают поставленную задачу и решают ее самостоятельно.

Активными помощниками в моей работе стали родители. С ними проводились индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку, собрания с показом фрагментов занятия, совместные игры-занятия с детьми и родителями (во 2половине дня), состязания между родителями и детьми, совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы. Был  выполнен фотостенд «Мы играем с палочками», проведена консультация «Игры с палочками Кюизенера».

         Опыт моей работы показал, что игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста по конструированию с цветными палочками Кюизенера "Построим город для лесных зверей"

Конспект открытого занятия по конструированию с цветными палочками Кюизенера "Построим город для лесных зверей" в старшей группе (5-6 лет)...

Программа кружка по ФЭМП через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Математическая полянка» с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»

Материал может пригодиться воспитателям детей старшего дошкольного возраста, осваивающим или работающим по педагогической технологии "Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша"...

Использование игр с палочками Кюизенера для развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Достаточно эффективным оказывается использование  пособия "Палочки Кюиенера "в индивидуально-коррекционной работе с детьми с ЗПР для развития навыков саморегуляции и самоконтроля....

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возрастаЦели:Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма,...

Использование технологии "Цветных счетных палочек Дж. Кюизенера" для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.М...