«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
статья по математике (старшая группа)

Кочанова Елена Петровна

Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_irg_v_femp_u_doshkolnikov.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Математическое развитие дошкольников – это сложный процесс, теоретическими основами которого являются: развитие сенсорики; закономерности и логика начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира; учет возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания; ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка; целесообразность интегрированного подхода к процессу обучения.

     Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Это, действительно, реально, если правильно, грамотно организовать развивающую среду в группе детского сада.

     Огромную роль в формировании элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста играют дидактические игры. Дидактические игры имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности личности. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

Основное назначение дидактических игр – упражнять детей в различении, выделении, названии множество предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм.     Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

     Дидактические игры по формированию математических представлений у детей можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на логическое мышление.

 К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном

порядке.  Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кругами разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кругами каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

      В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

     В четвертую группу входят игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур.  Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба.

     В пятую группу входят игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

     Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы» консультация для родителей

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –...

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...