Использование проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников
консультация по математике (старшая группа)

Фролова Светлана В
Консультация разработана для воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда взрослый преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Плюсы проблемного обучения:

- Педагог является равноправным партнером;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами открывают новые знания и способы действия;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются

Картинки по запросу "картинка с проблемной ситуацией"

Проблемные ситуации :

«Живая вода»

Воспитатель рассказывает детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше.

Воспитатель показывает два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.

«Как лягушонок научился считать»

Сюжет.

Вариант 1. Дети рассматривают рисунок. Педагог предлагает задание: «Лягушонок живет на шестой кочке. Покажите его домик». Дети не понимают, почему же так трудно найти домик лягушонка.

Вопрос.

Почему нельзя найти шестую кочку?

Варианты ответов.

1. Кочки разбросаны, нет порядка, поэтому неизвестно, где первая, вторая и остальные. 2. Можно узнать, сколько кочек, а шестую найти нельзя.

Решение проблемы.

Дети начинают считать кочки по порядку: первая, вторая... Но потом замечают, что каждый из них показывает на разные кочки. «Надо пронумеровать домики-кочки», — предлагают дети. Но тогда у каждого получается «своя» нумерация: сразу несколько домиков оказываются под шестым номером. Все приходят к выводу, что при таком (разбросанном) положении кочек нельзя найти домик лягушонка. Правильны и первый, и второй варианты ответов.

Вывод.

Если множество предметов не расположено в ряд (не упорядочено линейно), то место предмета определить нельзя. Вариант 2. Дети рассматривают рисунок. Педагог. Лягушонок живет на шестой кочке. Где домик лягушонка? Дети считают домики-кочки, используя порядковые числительные. Все показывают на один и тот же домик.

Вопросы.

Можно ли на этом рисунке найти домик лягушонка? Почему?

Варианты ответов.

1. Домик найти можно — кочки стоят друг за другом по порядку. 2. Если считать слева направо, то можно найти домик лягушонка.

Решение проблемы.

Дети на практике проверяют сделанные предположения и находят домик лягушонка: считают слева направо, используя при счете порядковые числительные. Дети отмечают, что кочки расположены в один ряд, поэтому никто не ошибся.

Вывод.

Если множество предметов расположено в ряд (линейно упорядочено), то всегда можно определить местонахождение предмета.

Примеры проблемных вопросов

Формирование элементарных математических представлений.

-Зачем нужны геометрические фигуры?

- Все ли геометрические фигуры имеют углы?

- Что надо сделать, чтобы из квадрата получилось два треугольника?

- Что надо сделать, чтобы узнать какая полоска шире?

- Как можно измерить высоту предмета, если не иметь линейки?

-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на равные части?

- Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?

-Что нужно сделать, чтобы решить задачу?

- Зачем нужно уметь считать?

С.Я.Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

Г.Усоле-Сибирское

МБДОУ «Детский сад № 22»

Тема: «Использование проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников»

Воспитатель: Фролова

Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...

Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"

Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...

Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»

Одной из ведущих форм деятельности ребёнка является познавательная деятельность. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения....

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...

Использование проблемных ситуаций для развития старших дошкольников

Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: непосредственно-образовательная Тема: «Кто такие микробы?» Цель: Формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Задачи:...

Использование проблемных ситуаций для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов (ведь чтобы построить определённое связное высказывание нужно соблюдат...