Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего и среднего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)

Иванова Гуляй Бекпоевна

Введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает развитие способностей, прежде всего познавательных, которые развиваются в различных видах деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, прежде всего, в игре, включая и дидактическую игру. Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей дошкольного возраста отмечали: Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Крупская Н.К, Ф.Н.Блехер, Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Веракса Н.Е. и др. Тема данной работы: Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что: В период активных преобразований в дошкольном образовании в связи с введением Федерального государственного стандарта, поиска путей обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей по образовательным областям, таким, как познавательное развитие, гуманизации воспитательнообразовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. На первом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательных способностей детей, проведен анализ полученных результатов. Для выявления уровня познавательных способностей дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели: Уровнь развития зрительного восприятия Уровень мышления по усвоению процессов анализа и синтеза. Уровень воображения по способности создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания. Уровень внимания по произвольности. Уровнь развития конструктивных способностей. Уровнь развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке. Уровнь развития зрительной ориентировки на форму. Уровень восприятия формы и пространственных отношений Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов. На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных способностей у дошкольников: низкий, средний и высокий. Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников, которая осуществлялась при помощи тестовых заданий (С.Д. Забрамная, Венгер.). Полученные результаты диагностического исследования позволили сделать вывод, что в основном у детей средний уровень познавательных способностей, у 23 % низкий уровень познавательных способностей, что говорит о необходимости работы над этой проблемой. Поэтому проблема развития познавательных способностей детей, ставшая особенно актуальной, прежде всего, разрешается в процессе ведущей деятельности детей - игре. Цель работы: показать возможности использования дидактической игры в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи, поставленные при написании работы:  Анализ научной и методической литературы по исследованию проблематики.  Выявить возможности дидактической игры в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.  Разработать мероприятия с использованием дидактических игр.  Показать эффективность работы с использованием дидактических игр 1. Теоретические исследования о влиянии дидактической игры на формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста. 1.1. Познавательные способности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - уникальный период в развитии ребенка, так как закладываются основы психического и физического развития. В настоящее время проблема познавательных способностей детей является одной из актуальных. Развитие познавательных способностей детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности. Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Познавательные способности включают: способность ребенка на решение задач на основе знаний и сформированных умений; обучение как способность к приобретению знаний; креативность как способность к обретению знаний с участием воображения и фантазии. Таким образом, формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием для формирования предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. 1.2. Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у дошкольников В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в дошкольном периоде (от 3-6,7 лет) - игровая. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы формирования познавательных способностей дошкольников, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. Использование дидактической игры как средства формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. В советской ж педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения. Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: - активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; - развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; - учит их действовать по правилам, развивает любознательность; - закрепляет знания, умения. Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты: - мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре; - ориентировочный: выбор средств игровой деятельности; - исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель; - контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем. Игра делиться на несколько стадий: 1стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Применяю различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развиваю общение, на основе которого формирую такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Заинтересовываю детей игрой, создаю радостное ожидание новой интересной игры, вызываю желание играть. 2 стадия Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Выступаю не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, главное вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре 3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Оцениваю детское творчество при решении игровых задач. Для детей предлагаю задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию. В эти виды игр, дети, усвоив правила и условия играют самостоятельно как во время образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности, систематизирует и углубляет знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Роль дидактической игры197.72 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...