«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством палочек Кюизенера».
презентация к уроку по математике (средняя группа)

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством палочек Кюизенера».                                                                                                            
У каждого человека с детства складывается свое отношение к тому или иному учебному предмету, науке, в том числе и к математике. Все дети очень точно определяют степень собственного интереса к любой деятельности и любой науке двумя способами: оценками «нравится» или « не нравится». Воспитателям и родителям необходимо сделать так, чтобы ребенку нравилось узнавать новое, самому добиваться знаний, преодолевать трудности в решении сложных задач.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги  должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.                                                                                                                                                                                                                                                     
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.  Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия.                                                 
Полученные умения малыш имеет возможность закреплять в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье.                                                                                             Дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной школе.
В дошкольном обучении имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным средством являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также для развития творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию. Кроме того, палочки Кюизенера развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.   
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
 В педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место.   
Необходим новый подход к организации математического развития дошкольников, в частности, ключевое внимание должно уделяться игровым, проблемным, занимательным методам и средствам обучения. 
         Математическое развитие детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим  материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, таким как игры с палочками Кюизенера. 
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
 
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером.  Цветные счётные палочки Кюизенера используются с целью познания ребёнком чисел и цифр, действий сложения и вычитания на основе состава чисел из двух меньших, измерения и т.д.
Таким образом, палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» и пр. 
Вся работа должна проходить поэтапно. 
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки Кюизенера. Занятия с палочками Кюизенера рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Ведущей при обучении является группа практических методов: упражнения, игра, моделирование, создание проблемных ситуаций. Игры и упражнения с палочками Кюизенера позволяют создавать и поддерживать познавательную мотивацию, заинтересованность детей.    
    В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя и выделяя правильные действия и суждения детей.
На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  
С помощью палочек Кюизенера мы:
1.Знакомимся с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
2.Развиваем умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: « Какой? Который? Сколько?»
3.Закрепляем представления о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
4.Закрепляем умение делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.              
Использование математического материала, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности.                                                                                                    Это дает нам повод  для дальнейшего активного использования палочек Кюизенера в образовательном процессе, т.к. этот материал может применяться в усвоении разнообразных математических отношений (не только количественных, но и величинных, пространственных и пр.). 
 
Спасибо за внимание.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера».

Слайд 2

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Названы они так в честь изобретателя Джорджа Кюизенера (1891- 1976) - бельгийского учителя начальной школы. Опубликовавшего в 1952 году книгу «Числа и цвета» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руку» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше- меньше», «право- лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Слайд 3

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелипипидов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров .

Слайд 4

Палочки Кюизенера соответствуют обозначению чисел: чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее… 4 3 2 1

Слайд 5

цвет число белая 1 розовая голубая 2 3 красная желтая 4 5 фиолетовая черная 6 7 бордовая синяя 8 9 оранжевая 10

Слайд 6

2 «Красная семья» кратная 2 4 8 «Синяя семья» кратная 3 3 6 9 «Желтая семья» Кратная 5 5 10 Кубик белого цвета «семейство белых» целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». 1 7

Слайд 7

лесенкеꢀцветной. Перваяꢀ-ꢀэтоꢀбелыйꢀлисток,ꢀвтораяꢀ-ꢀ розовыйꢀлепесток, Третьяꢀ-ꢀкакꢀголубойꢀокеан,ꢀчетвёртаяꢀ-ꢀ словноꢀкрасныйꢀтюльпан, Пятаяꢀ-ꢀжёлтыйꢀсолнечныйꢀсвет,ꢀшестаяꢀ-ꢀ сиреневыйꢀяркийꢀбукет, Седьмаяꢀ-ꢀчёрныйꢀпушистыйꢀкот,ꢀвосьмаяꢀ -ꢀ ыйꢀкомпот, Девятаяꢀ-ꢀсинийꢀмойꢀлимузин,ꢀдесятаяꢀ-ꢀ оранжевыйꢀ апельсин.

Слайд 8

Игры и упражнения с помощью палочек Кюизенера.

Слайд 9

Игра "Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине. Например: постройте дорожку из палочек желтого цвета... Постройте дорожку из палочек фиолетового цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

Слайд 10

Игра "Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине. Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты. (Двух цветов , разной длины)

Слайд 11

Игра "Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине. Например: Найдите палочки красного цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

Слайд 12

Игра "Построение лестниц". Дети строят лестницы разной высоты ,что сопровождается анализом комплекта, изучением особенностей палочек. Так дети узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

Слайд 13

«Знакомство с цветом и длиной» Игра "Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине. Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку красного цвета, синего цвета и попросите найти такую же.

Слайд 14

«Знакомство с понятием один – много» Следует привязывать цвет к определенному числу. Учить сравнивать и определять: Сколько белых палочек поместится в одной розовой- 2, голубой-3, красной -4 и т.д. А как можно сделать палочку по длине одинаковой с синей? Далее задания усложняются. Ребенок должен усвоить, что «один»- белая палочка, «два»- розовая, «три»- голубая и т.д. Итак постепенно и очень быстро ребенок научатся считать и вычислять в пределах 10.

Слайд 15

«Знакомство с понятием справа – слева, верх -низ»

Слайд 16

Дидактические пособия для закрепления материала.

Слайд 35

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

Презентация "Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ".

Практика показала, что при использовании ИКТ в детском саду  значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей....

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить ...

Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кьюзенера

Использование палочек Кюизенера позволяет формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным, получить многие математические представления, играя, в резуль...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...