картотека : дидактические игры по обучению детей счете
картотека по математике (подготовительная группа)

Филиппова Светлана Владимировна

 

Игры на упражнения в количественном счете

 

 

Для детей 6 – 7 лет

 

«Живые числа»

Цель. Упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» — они строятся в шеренгу и называют свое число («Один», «Два»), «Три» и т. д.). Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются, карточками. Игра продолжается.

Правила игры. Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова, водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1.

 

«Какое число рядом»

Цель. Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его – водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.

Правила игры. Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. Игра продолжается.

Варианты игры.

  1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.
  2. Дети называют не одно, а два числа сразу и предыдущее и последующее.

 

«Машины»

Цель. Закрепить знания о последовательности чисел в пределе 10; воспитывать организованность, внимание.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях «номера машин» - изображение числа кружков от одного до десяти. Три круга того же цвета, что и рули, - для обозначения стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули (каждой колонне — одного цвета). По сигналу ведущего (удар в барабан) все бегают по групповой комнате. По сигналу: «Машины! На стоянку!»— все «едут» в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета — в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.

Правила игры. Строиться спокойно, ездить по всей площадке групповой комнаты. Лучшей считается та колонна, которая быстро и правильно построится. Победитель награждается флажком, который прикрепляется к гаражу. При повторном проведении игры в каждой колонне меняется цвет рулей.

«Вставь пропущенные числа»

Цель: Упражнять в прямом счете; закреплять знания детей в четных и нечетных числах; развивать способность к анализу.

Материал: 3 рисунка, на каждом изображена мельница. На крыльях первой мельницы изображены числа от 1 до 6, пропущены цифры: 3,5. На крыльях второй мельницы расположены цифры от 2 до 12, пропущены цифры 4,8,12. На крыльях третьей мельницы нечетные числа от 1 до 11, пропущены 5,9.

Содержание: нужно вставить пропущенные числа на крыльях мельницы и найти отличия, чем отличаются три мельницы друг от друга.

 

 

Игры для упражнения в порядковом счете

 

 

 

Для детей 6-7

 

«Разговор чисел»

Цель: Закреплять прямой и обратный счет.

Оборудование: карточки с числами.

Игровые задания: Дети – «числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку (число «4» говорит числу «5» «и я меньше тебя на один»). Что же ответило число «5» числу «4»?  Что же сказало числу «6» и т.д.

 

«Считай дальше» (игра с фантами)

Цель: Закреплять прямой и обратный счет. Усвоить последовательность первых 10 натуральных чисел. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Оборудование: Карточки с числами, фанты.

Игровые задания: 1. Один ребенок начинает считать, другой продолжает. Кто неправильно назовет число, должен отдать фант (ленточку, игрушку, фишку). 2.  В конце игры фанты необходимо выкупить (назвать число, записать его, сосчитать игрушки, решать задачу).

 

«Считай – не ошибись»

Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете.

Материал: мяч.

Содержание: дети располагаются полукругом, воспитатель бросает мяч любому ребенку  показывает число: 4,5,6 и т.д. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет.

Правила игры:

  1. Игра проводится в быстром темпе,  задание повторяется много раз, чтобы охватить как можно больше детей.
  2. Можно считать в обратном порядке. Воспитатель называет число: 7, а ребенок: 6,5,4,3,2,1,ни одного.

 

«Живая неделя»

Цель: Закрепить порядковый счет, название дней недели.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 17.

Содержание: 7 детей строятся у доски и пересчитываются по порядку.

1-й ребенок делает шаг вперед и говорит:

«Я – первый день недели – понедельник».

Какой день недели следующий?

«Я - второй день недели – вторник».

Какой день недели следующий? И т.д.

Дети задают вопросы  дням недели: «Когда будет выходной?»

 

 

 

Игры на упражнения в составе числа

 

 

 

 

 

Для детей 6 – 7 лет

 

«Чего не стало»

Цель. Развивать внимание, сообразительность.

Материал. Карты с тремя, четырьмя и пятью кружками одного цвета. Под ними помещаются карточки с тем же числом кружков, но другого цвета. На карточках представлены все случаи состава того или иного числа из двух меньших чисел.

Содержание. По сигналу: «Ночь!» дети закрывают глаза. В это время убирается одна карточка. По сигналу: «День!» дети открывают глаза и узнают, чего не стало, например карточки с одним и тремя кружками.

Правила игры. Не подсматривать. Кто первый заметит, чего не стало, получает флажок. Выигрывает тот, кто наберет больше флажков.

 

«Пройди в ворота»

Цель. Упражнять детей в составе числа из двух меньших чисел.

Материал. Большие карты с изображенными на них квадратами (от двух до пяти), маленькие карточки с изображенными на них различными геометрическими формами (от одной до четырех) по одной на каждого ребенка.

Содержание. Двое детей изображают ворота — держат ту или иную карту. Остальные с маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен, играющие парами, проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах).

Начинать игру лучше с числа 2, постепенно увеличивая количество играющих путем добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четверки.

Правила игры. Если число составлено неправильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.

Вариант игры. Изображаются не одни, а большее число ворот (до пяти). Играющие должны пройти только в свои ворота.

 

«Кто быстрее?»

Цель. Упражнять детей в сложении и вычитании чисел.

Материал. Карточки с заданиями, карточки с изображением чисел.

Содержание. У каждого ребенка карточки: с текстом задач, в примерами, с изображением арифметических действий на картинке. Решив задачу или пример, ребенок получает карточки с ответом. Выигрывает тот, кто получит больше карточек за определенное время игры.

 

«Магазин»

Цель: Закреплять в игре знания порядкового счета, состава числа. Решать простые задачи.

Оборудование: карточки с примерами, числовые карточки, игровые атрибуты (продтовары, деньги, чеки, касса, ценники).

Игровые задания: Покупатели выбирают в магазине нужные товары и получают у продавца карточки с записью стоимости отдельных продуктов. При оплате покупатель должен назвать кассиру полную стоимость товара. Кассир выдает чек (карточку с числом, равный стоимости всей покупки); контролер проверяет правильность решения задачи.

 

«Быстро сложи»

Цель: Упражнять детей в сложении числа, воспитывать сообразительность, внимание.

Оборудование: большие карты (расчерчены на клетки с цифрами), маленькие карточки с изображением числа предметов, соответствующих сумме или разности), фишки.

Игровые задания: Дети получают карты, у ведущего маленькие карточки. Ведущий (воспитатель, ребенок) читает маленькой карточке, например: «Две тетрадки и три тетрадки». Ребенок, у которого на большой карте в клетке изображено число 5, закрывает его фишкой. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все цифры на большой карте.

 

«Математическая эстафета»

Цель. Упражнять в сложении и вычитании чисел, написании цифр.

Материал. Плакат с изображением чисел, карточки с заданиями, листы тетрадной бумаги, ручки, фишки (или табло, где отмечаются очки каждой команды), медаль или вымпел для награждения.

Содержание. 1. «Назови ответ» (на плакате в беспорядке написаны цифры разным цветом). Играющие должны сложить отдельно красные числа и назвать сумму, потом синие, зеленые… Кто первым поднимет руку и даст правильный ответ? (Ответы можно записать на листочке.) 2. «Поставь число» (дописать в пустые клетки недостающие числа). 3. «Напиши за одну минуту» (написать подряд числа от 1 до 10). 4. Решить задачи в стихах типа:

- К серой цапле на урок прилетели 7 сорок,

А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (ответ: 4)

- Я, Сережа, Коля, Ванда – волейбольная команда.

Женя с Игорем пока запасных 2 игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится? (ответ: 6)

- Какая команда получит больше фишек?

 

«Найди свое место»

Цель. Упражнять детей в счете.

Материал. 3 комплекта карточек синего, красного и зеленого цвета с числами от 1 до 20, бубен, флажки.

Содержание. 1. Дети получают по одной карточке с числом от 1 до 20 (карточки разного цвета). По сигналу воспитателя, например, один удар в бубен, дети строятся в шеренгу; на два удара в бубен – идут по кругу; на три громких удара – разбегаются в стороны. На сигнал «По порядку становись!» каждая группа детей с карточками одного цвета строится в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает группа, которая построилась первой (ребенок, стоящий первым, получает флажок). 2. пробежав в воротца парами, чтобы сумма чисел на их карточках была равна числу, показанному воспитателем.

 

«Найди число»

Цель. Упражнять детей в прибавлении и вычитании числа 1 в пределах 20; обозначать действия знаками и цифрами.

Материал. Карточки с примерами, игровые атрибуты.

Содержание. 1. дети получают карточки, на которых записаны примеры типа: 1 +  = 10; 8 - = 7. Необходимо назвать число, которое нужно прибавить или отнять, чтобы получить правильный ответ. 2. Вписать нужную цифру в пустой квадрат, поставить недостающий знак. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.   

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 223

 

Воспитатель:

Филиппова Светлана Владимировна

г. Ульяновск

2024 г.

Игры на упражнения в количественном счете

Для детей 6 – 7 лет

«Живые числа»

Цель. Упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» — они строятся в шеренгу и называют свое число («Один», «Два»), «Три» и т. д.). Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются, карточками. Игра продолжается.

Правила игры. Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова, водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1.

«Какое число рядом»

Цель. Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его – водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.

Правила игры. Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. Игра продолжается.

Варианты игры.

  1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.
  2. Дети называют не одно, а два числа сразу и предыдущее и последующее.

«Машины»

Цель. Закрепить знания о последовательности чисел в пределе 10; воспитывать организованность, внимание.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях «номера машин» - изображение числа кружков от одного до десяти. Три круга того же цвета, что и рули, - для обозначения стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули (каждой колонне — одного цвета). По сигналу ведущего (удар в барабан) все бегают по групповой комнате. По сигналу: «Машины! На стоянку!»— все «едут» в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета — в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.

Правила игры. Строиться спокойно, ездить по всей площадке групповой комнаты. Лучшей считается та колонна, которая быстро и правильно построится. Победитель награждается флажком, который прикрепляется к гаражу. При повторном проведении игры в каждой колонне меняется цвет рулей.

«Вставь пропущенные числа»

Цель: Упражнять в прямом счете; закреплять знания детей в четных и нечетных числах; развивать способность к анализу.

Материал: 3 рисунка, на каждом изображена мельница. На крыльях первой мельницы изображены числа от 1 до 6, пропущены цифры: 3,5. На крыльях второй мельницы расположены цифры от 2 до 12, пропущены цифры 4,8,12. На крыльях третьей мельницы нечетные числа от 1 до 11, пропущены 5,9.

Содержание: нужно вставить пропущенные числа на крыльях мельницы и найти отличия, чем отличаются три мельницы друг от друга.

Игры для упражнения в порядковом счете

Для детей 6-7

«Разговор чисел»

Цель: Закреплять прямой и обратный счет.

Оборудование: карточки с числами.

Игровые задания: Дети – «числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку (число «4» говорит числу «5» «и я меньше тебя на один»). Что же ответило число «5» числу «4»?  Что же сказало числу «6» и т.д.

«Считай дальше» (игра с фантами)

Цель: Закреплять прямой и обратный счет. Усвоить последовательность первых 10 натуральных чисел. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Оборудование: Карточки с числами, фанты.

Игровые задания: 1. Один ребенок начинает считать, другой продолжает. Кто неправильно назовет число, должен отдать фант (ленточку, игрушку, фишку). 2.  В конце игры фанты необходимо выкупить (назвать число, записать его, сосчитать игрушки, решать задачу).

«Считай – не ошибись»

Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете.

Материал: мяч.

Содержание: дети располагаются полукругом, воспитатель бросает мяч любому ребенку  показывает число: 4,5,6 и т.д. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет.

Правила игры:

  1. Игра проводится в быстром темпе,  задание повторяется много раз, чтобы охватить как можно больше детей.
  2. Можно считать в обратном порядке. Воспитатель называет число: 7, а ребенок: 6,5,4,3,2,1,ни одного.

«Живая неделя»

Цель: Закрепить порядковый счет, название дней недели.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 17.

Содержание: 7 детей строятся у доски и пересчитываются по порядку.

1-й ребенок делает шаг вперед и говорит:

«Я – первый день недели – понедельник».

Какой день недели следующий?

«Я - второй день недели – вторник».

Какой день недели следующий? И т.д.

Дети задают вопросы  дням недели: «Когда будет выходной?»

Игры на упражнения в составе числа

Для детей 6 – 7 лет

«Чего не стало»

Цель. Развивать внимание, сообразительность.

Материал. Карты с тремя, четырьмя и пятью кружками одного цвета. Под ними помещаются карточки с тем же числом кружков, но другого цвета. На карточках представлены все случаи состава того или иного числа из двух меньших чисел.

Содержание. По сигналу: «Ночь!» дети закрывают глаза. В это время убирается одна карточка. По сигналу: «День!» дети открывают глаза и узнают, чего не стало, например карточки с одним и тремя кружками.

Правила игры. Не подсматривать. Кто первый заметит, чего не стало, получает флажок. Выигрывает тот, кто наберет больше флажков.

«Пройди в ворота»

Цель. Упражнять детей в составе числа из двух меньших чисел.

Материал. Большие карты с изображенными на них квадратами (от двух до пяти), маленькие карточки с изображенными на них различными геометрическими формами (от одной до четырех) по одной на каждого ребенка.

Содержание. Двое детей изображают ворота — держат ту или иную карту. Остальные с маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен, играющие парами, проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах).

Начинать игру лучше с числа 2, постепенно увеличивая количество играющих путем добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четверки.

Правила игры. Если число составлено неправильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.

Вариант игры. Изображаются не одни, а большее число ворот (до пяти). Играющие должны пройти только в свои ворота.

«Кто быстрее?»

Цель. Упражнять детей в сложении и вычитании чисел.

Материал. Карточки с заданиями, карточки с изображением чисел.

Содержание. У каждого ребенка карточки: с текстом задач, в примерами, с изображением арифметических действий на картинке. Решив задачу или пример, ребенок получает карточки с ответом. Выигрывает тот, кто получит больше карточек за определенное время игры.

«Магазин»

Цель: Закреплять в игре знания порядкового счета, состава числа. Решать простые задачи.

Оборудование: карточки с примерами, числовые карточки, игровые атрибуты (продтовары, деньги, чеки, касса, ценники).

Игровые задания: Покупатели выбирают в магазине нужные товары и получают у продавца карточки с записью стоимости отдельных продуктов. При оплате покупатель должен назвать кассиру полную стоимость товара. Кассир выдает чек (карточку с числом, равный стоимости всей покупки); контролер проверяет правильность решения задачи.

«Быстро сложи»

Цель: Упражнять детей в сложении числа, воспитывать сообразительность, внимание.

Оборудование: большие карты (расчерчены на клетки с цифрами), маленькие карточки с изображением числа предметов, соответствующих сумме или разности), фишки.

Игровые задания: Дети получают карты, у ведущего маленькие карточки. Ведущий (воспитатель, ребенок) читает маленькой карточке, например: «Две тетрадки и три тетрадки». Ребенок, у которого на большой карте в клетке изображено число 5, закрывает его фишкой. Выигрывает тот, кто раньше других закроет все цифры на большой карте.

«Математическая эстафета»

Цель. Упражнять в сложении и вычитании чисел, написании цифр.

Материал. Плакат с изображением чисел, карточки с заданиями, листы тетрадной бумаги, ручки, фишки (или табло, где отмечаются очки каждой команды), медаль или вымпел для награждения.

Содержание. 1. «Назови ответ» (на плакате в беспорядке написаны цифры разным цветом). Играющие должны сложить отдельно красные числа и назвать сумму, потом синие, зеленые… Кто первым поднимет руку и даст правильный ответ? (Ответы можно записать на листочке.) 2. «Поставь число» (дописать в пустые клетки недостающие числа). 3. «Напиши за одну минуту» (написать подряд числа от 1 до 10). 4. Решить задачи в стихах типа:

- К серой цапле на урок прилетели 7 сорок,

А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (ответ: 4)

- Я, Сережа, Коля, Ванда – волейбольная команда.

Женя с Игорем пока запасных 2 игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится? (ответ: 6)

- Какая команда получит больше фишек?

«Найди свое место»

Цель. Упражнять детей в счете.

Материал. 3 комплекта карточек синего, красного и зеленого цвета с числами от 1 до 20, бубен, флажки.

Содержание. 1. Дети получают по одной карточке с числом от 1 до 20 (карточки разного цвета). По сигналу воспитателя, например, один удар в бубен, дети строятся в шеренгу; на два удара в бубен – идут по кругу; на три громких удара – разбегаются в стороны. На сигнал «По порядку становись!» каждая группа детей с карточками одного цвета строится в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает группа, которая построилась первой (ребенок, стоящий первым, получает флажок). 2. пробежав в воротца парами, чтобы сумма чисел на их карточках была равна числу, показанному воспитателем.

«Найди число»

Цель. Упражнять детей в прибавлении и вычитании числа 1 в пределах 20; обозначать действия знаками и цифрами.

Материал. Карточки с примерами, игровые атрибуты.

Содержание. 1. дети получают карточки, на которых записаны примеры типа: 1 +  = 10; 8 - = 7. Необходимо назвать число, которое нужно прибавить или отнять, чтобы получить правильный ответ. 2. Вписать нужную цифру в пустой квадрат, поставить недостающий знак. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по обучению детей чтению

Процесс обучения чтению детей - достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв. Поэтому система обучения чтению детей должна строиться...

Картотека дидактических игр по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Дидактический материал можно использовать  во время проведения  НООД  "Безопасность", а так же в свободной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для обучения детей порядковому счету. (средней группе)

      В детском саду дошкольники знакомятся со счетом. Математические задачи и упражнения со счетом учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем...

Картотека дидактических игр по обучению детей Правилам дорожного движения (старший дошкольный возраст)

Картотека дидактических игр по обучению детей  Правилам дорожного движения(старший дошкольный возраст)...

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

«Дидактические игры в обучении детей родной речи – Хальмг кел дасхлհнд дидактическ наадд олзлհн»

laquo;Дидактические игры в обучении детей родной речи –Хальмг кел дасхлհнд дидактическ наадд олзлհн»...