КОНСПЕКТ познавательного занятия с элементами конструирования для детей подготовительной к школе группе на тему: «Спасатели планеты Робобот»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Михальченкова Татьяна Анатольевна

Познавательное занятие с элементами конструирования

для детей подготовительной к школе группы 

на тему «Спасатели планеты Робобот»

Цель: Формирование основ технических способностей воспитанников с помощью конструктивно-модельной деятельности.

Задачи

Образовательные:

- формировать представления о роботах и робототехнике;

- расширить представления о разнообразии роботов-помощников;

- упражнять в решении практических задач, умении составлять алгоритм в виде схемы;

- расширять представления о знаках и символах; формировать умения выполнять действия, кодированные условными знаками;

- формировать эмоциональное отношение к конструктино-модельной деятельности;

- расширять и закреплять полученные знания о родном городе и области.

- формировать элементарные навыки самооценки.

Развивающие:

- развивать мыслительную активность, умение делать несложные выводы, внимание, воображение;

- развивать связную речь, умение ясно излагать свои мысли, делать умозаключения.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.

Вид деятельности: познавательная

Форма проведения: подгрупповая.

Образовательные области: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: ИКТ, беседа, проблемные ситуации, художественное слово, объяснение, инструкция, работа в малых группах, подведение итогов.

Оборудование и материалы: мультимедийная система, мольберт, простые карандаши, ватман, линейки, набор конструкторов, бросовый материал (коробки), заранее построенная совместно с детьми из ТИКО объемная ракета.

Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Брестова «Робот». Беседы о роботах, профессиях. Рассматривание моделей роботов. Игры со строительным материалом. Создание роботов из конструкторов разных видов.

Технологии: системно–деятельностный подход.

Мотивация общения: «Дети, вы сможете помочь?»

Длительность: 30-40 минут

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №138 «Дюймовочка»

КОНСПЕКТ

познавательного занятия с элементами конструирования

для детей подготовительной к школе группы №3

на тему: «Спасатели планеты Робобот»

Составили: Михальченкова Т.А. ,

высшая квалификационная категория.

                                                                                                                                                           

Курган, 2023г.

Познавательное занятие с элементами конструирования

для детей подготовительной к школе группы №3

на тему «Спасатели планеты Робобот»

Цель: Формирование основ технических способностей воспитанников с помощью конструктивно-модельной деятельности.

Задачи

Образовательные:

- формировать представления о роботах и робототехнике;

- расширить представления о разнообразии роботов-помощников;

- упражнять в решении практических задач, умении составлять алгоритм в виде схемы;

- расширять представления о знаках и символах; формировать умения выполнять действия, кодированные условными знаками;

- формировать эмоциональное отношение к конструктино-модельной деятельности;

-  расширять и закреплять полученные знания о родном городе и области.

- формировать элементарные навыки самооценки.

Развивающие:

- развивать мыслительную активность, умение делать несложные выводы, внимание, воображение;

- развивать связную речь, умение ясно излагать свои мысли, делать умозаключения. 

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.

Вид деятельности: познавательная

Форма проведения: подгрупповая.

Образовательные области: познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: ИКТ, беседа, проблемные  ситуации, художественное слово, объяснение, инструкция, работа в малых группах, подведение итогов.

Оборудование и материалы: мультимедийная система, мольберт, простые карандаши, ватман, линейки, набор конструкторов, бросовый материал (коробки), заранее построенная совместно с детьми из ТИКО объемная ракета.

Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Брестова «Робот». Беседы о роботах, профессиях. Рассматривание моделей роботов. Игры со строительным материалом. Создание роботов из конструкторов разных видов.

Технологии: системно–деятельностный подход.

Мотивация общения: «Дети, вы сможете помочь?»

Длительность: 30 минут

Этап, его

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

(функциональная грамотность)

1. Вводно-организацион-ный, и  мотивацион-но-побудитель-ный,

3 мин.

Формировать эмоциональное отношение к робототехнике.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим наши улыбки для хорошего настроения.

- А теперь поприветствуем друг друга!

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуйдруг,

Здравствуй друг,

Здравствуй наш веселый круг.

- Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло письмо с просьбой о помощи.

- Вы хотите узнать, кто просит у нас  помощи?

Отгадайте загадку:

Я похож на человека, мне немного больше века,

Я — создание науки,

Мастер — золотые руки.

Сам - металический,

Мозг — электрический.

- Ребята,вы догадались, про кого эта загадка?(Робот)

Правильно догадались — это робот. Что вам помогло отгадать загадку, какие сравнения натолкнули вас на мысль о роботе? (Он создание науки, мастер золотые руки, похож на человека).- Да, это сообщение от робота.

- А теперь давайте откроем письмо. Посмотрите на экран.

«Дорогие ребята, меня зовут  Робик Старший! Я - житель планеты роботов - Робобот. На нашей планете, как и у вас проживают жители-роботы, есть детские сады, школы, больницы и другие учреждения. Но нанаснапал злой вирус и испортил всех моих друзей. К сожалению, их невозможно восстановить, нужно создать новых роботов. Нам срочно нужна ваша помощь!"

- Дети, вы сможете помочь Робику Старшему?

- Предлагаю нам с вами стать спасателями планеты Робобот. Согласны? Отправляемся в путь.

«Мы спасателей отряд

Из находчивых ребят

Все смелы, добры, умелы.

Мало слов, но много дела

Если вдругпришла беда

Мы спешим скорей туда»

Проговаривают речевку и выполняют движения

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Дети читают самостоятельно.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Проговаривают речевку и выполняют движения

ИКТ,

создание проблемной ситуации, беседа, художественное слово.

Придание личной значимости предстоящей деятельности. Использование мотивации общения.

Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность

 («надо»- «хочу»-«могу»)

2. Восприятие и усвоение нового и расширение имеющихся представлений.

25мин.

Формировать представления о влиянии деятельности роботана человека.

 Расширять представление о профессиях.

- Ребята, давайте присядем на стульчики и подумаем, как мы можем помочь жителям планеты роботов? (Мы можем помочь создать новых роботов)

- Итак, ребята, кем являются жители этой планеты? (Роботами)

- А что такое роботы? (Робот — это автоматическое электронное устройство, необычный тип машин, который работает самостоятельно — без участия человека. Робот работает по заранее заложенному алгоритму. Роботов создал сам человек!)

- Ребята, скажите, для чего человек создал роботов? Как человек использует роботов? (На производстве, собирает машины, помогают по хозяйству, упаковывают товары, обезвреживают мины, в сельском хозяйстве, в медицине робот фармацевт и т.д.)

- Как вы думаете, а люди каких профессий могут починить роботов? (механик, программист, робототехник, конструктор)

 - Итак, ребята, вы готовы отправиться на планету роботов, попробовать себя в роли механиков, программистов, робототехников, конструкторов?

- Тогда я предлагаю вам основательно подготовиться и провести физминутку перед началом нашего пути!

Физкультминутка "Дружелюбный робот".

Нет руля и нету шин,

Но я родственник машин (двигаться как робот).

Хоть с квадратной головой (наклоны головы вправо и влево)

Я почти как вы живой (повороты вокруг себя, попеременно руки на себя и от себя).

Я стою и я хожу (шагать высоко поднимая колени)

Кто захочет, с тем дружу. (протянуть руку друг другу и поздороваться).

Хоть немного твердолобый (кулачком дотронуться до лба)

Но я очень добрый робот (поворот вокруг себя и улыбнуться, вдох-выдох)

- Ребята, а на чем же мы полетим на планету Робобот? (На ракете)

- Давайте построим ее из конструктора. Пройдем к столам.

- Перед вами на столе лежит необходимый материал и для всех вспомогательные схемы, которые разработали инженеры-конструкторы. Ваша задача по схеме построить ракету.

- Приступаем к работе. (Конструируют ракеты)

- Данил, из какого конструктора ты построил ракету? Лена? Лиза, чем ты воспользовалась?

- Ребята, мы накануне тоже строили ракету. Кто скажет, из какого конструктора? (ТИКО). Какими геометрическими фигурами мы воспользовались?

- Отлично, друзья! Теперь нам есть, на чем отправиться на планету Робобот.

- Давайте займем свои места  в ракете (дети садятся на стульчики), пристегнем ремни, начнем обратный отсчет! (10-9-8-7-6-5-4-3-2-1!)

- Поехали!!! Чьи эти слова? (космонавта Ю.А.Гагарина)

- Пока мы летим давайте не будем зря время терять и решим, как будут выглядеть новые жители планеты Робобот.

- Ребята, а вы знаете, что перед тем, как приступить к работе люди-конструкторы, программисты делают гимнастику для глаз, чтобы сохранить свое зрение?

Гимнастика для глаз:

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала.

Быстро, быстро помаргай -

Отдых глазкам своим дай!

- А сейчас нам нужно разбиться на группы. Каждая группа пройдет к мальберту, подумает, обсудит и изобразит эскиз своего робота.

- Но перед тем, как приступить к работе, обратите внимание, у нас на борту для создания роботов имеется необходимый материал - конструкторы (средний и крупный), мягкие модули, бросовый материал (коробки).

- Вам нужно решить, из какого материала будете создавать своего робота? - Какую функцию он будет выполнять? - Как будет выглядеть и т.д)

- Эскиз готов! Пора и к их созданию приступить!

- Перед вами набор материала, ваши схемы!

- Молодцы, быстро справились!

Звук привлекающий внимание:

"Занимайте свои места, пристегните ремни! Наш космический корабль достиг пункта назначения и готовится к посадке!"

- Начинаем отсчет: 1-2-3...10.

Голос Робика: Приветствую вас, жители земли. (Здравствуйте!)

- Робик, мы пока летели, решили зря время не терять и создали первых роботов для вашей планеты.

- Ребята, Роботов мы сделали, а как нам привести их в действие? (Надо роботов запрограммировать). - Как называют специалиста, который составляет программу? (Программист)

- Чтобы запрограммировать, надо составить программу (алгоритм действий) ваших роботов. Для этого нужно своей командой пройти к мальбертам, обсудить, договориться,  составить и схематически изобразить символами алгоритм действий.

- Ребята, перед запускам роботов предлагаю проверить ваши схемы. Кого вы выбрали, тот превращается в робота, и он будет выполнять ваши команды из алгоритма, который вы составили. Вы должны провести его по определенной траектории, указывая прикосновениями, куда двигаться.

- С вашим алгоритмом роботы выполняют те действия, которые вы для него придумали? (Да)

- Отлично.

- Ваша цель достигнута? Получилось реализовать, что задумали? Смогли помочь Робику Старшему? (Да)

Робик: «Спасибо, ребята, за вашу помощь! Теперь на нашей планете вновь будет процветать жизнь! В знак благодарности примите от меня подарок!»

- Пора нам возвращаться домой.

- Занимайте свои места, не забываем пристегнуть ремни. Взлетаем!!!

- Мы возвращаемсяв наш любимый город Курган.

- Ребята, вы помните, сколько в этом году исполнилосьнашему городу лет? (344года) Курганской области (80 лет) - А кем он был основан? (Тимофеем Невежиным) - Кем или чем славится наш город, наше Зауралье? (знаменитые люди — Г.А.Илизаров, Л.Куликов, Т.Мальцев, Г.Травников и т.д.; предприяятия - «Синтез», КМЗ, Стальмост, Автобусный завод и т.д.)

- Сейчас ребята нам расскажут историю возникновения Курганской области и стихотворение о нашем Зауралье.

- Ребята, а как вы думаете, нашему городу нужны роботы-помощники? (Да) Какие?

Отвечают и задают вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы (с помощью воспитателя).

Дети закрепляют и расширяют полученные сведения о связи робота и человека.

Проговаривают речевку и выполняют движения

Выполняют самостоятельно индивидуально задания по образцу.

Участвуют в обсуждении, высказывают предположения.

Выполняют гимнастику для глаз.

Договариваются,  совместно выполняют задание.

Эмоционально реагируют, радуются полученному результату.

Дети занимают места на стульчиках.

Работа с символами, алгоритмом.

Участвуют в

нейроигре.

Эмоционально реагируют, радуются полученному результату.

Слайд-презентация.

Дети  закрепляют и расширяют полученные сведения о родном городе и области.

Рассказ истории возникновения Курганской области и чтение стихотворения.

Решение проблемной ситуации.

ИКТ, просмотр и обсуждение слайд -презентации.

 

Практическая деятельность

Нейроигра

Любознательность и активность.

 

Усвоение информации, необходимой для расширения представлений  о роботах и робототехнике.

   

Приобретение  умений в разрешении практических ситуаций.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Приобретение умения работать в команде, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом;

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Формирование опыта самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников.

3. Заключительный этап. Рефлексия,

 2  мин.

Формировать элементарные навыки самооценки

Звук, привлекающий внимание:

"Занимайте свои места, пристегните ремни! Наш космический корабль достиг пункта назначения и готовится к посадке!"

- Вот мы с вами и добрались до детского сада.

- Ребята, что вам больше понравилось в нашем путешествии?

- Что вы чувствовали, когда оказывали помощь Робику?

- Чему вы научились, когда проектировали, создавали роботов?

- Что нового вы узнали?

- Какое задание для вас было сложным? А какое - легким и простым?

- Это, наверное, потому что вы все делали дружно, вместе и помогали друг другу!

- А сейчас, ребята, предлагаю отправиться в группу отдохнуть и с новыми силами создать схемы роботов-помощников для нашего города.

Дети отвечают на вопросы педагога. Высказываются  по поводу полученной новой информации, о результатах своей работы, о своем эмоциональном состоянии.

Беседа, обсуждение, подведение итогов

Осознание себя как участника совместной полезной деятельности. Сформированность элементарных навыков самооценки.

Формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Краткий анализ:

        Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что дети активно включались и проявляли познавательную активность, поддерживали диалог друг с другом и педагогом. Желание помочь побуждало к поиску креативных вариантов решения задач, используя имеющиеся знания и опыт.

        Дети были заинтересованы, организованы и внимательны. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

        Поставленные задачи были выполнены и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

Конспект по изо с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе на тему «Весенние картинки»

Экспериментирование для ребенка - это ещё один способ познать окружающий мир. Как интересно создавать рисунки, используя натуральные природные краски....