Работа детского сада с неблагополучными семьями
статья на тему

Застольская Наталья Вячеславовна

Предлагаю матеоиал по работе детского сада с неблагополучными семьями, так как неблагополучные семьи  в настоящее время  это острая социально-педагогическая\ проблема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_detskogo_sada_s_neblagopoluchnymi_semyami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ДЕТСКОГО САДА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социаль но-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педаго гическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицатель ное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психиче ское развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.

Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагопо лучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо социали стическому обществу.

Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: ро дители заботятся о детях — об их умственном и физическом раз витии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмо сфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой об становке, что травмирует его психику.

Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребен ка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует со вместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ре бенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят челове ка, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственны ми родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополу чия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфлик ты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тя жело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной. Обследование семей показало, что 50°/о «трудных» детей — это дети из неполных семей.

Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причем у отцов он ниже, чем у мате рей. У большинства отцов в прошлом было трудное детство. Это подтверждает влияние детских лет на развитие личности. У ро дителей-алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они по свящают застолью, играм в карты и т. п. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.

В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи ма тери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на не окрепшей нервной системе ребенка. В то же время родители счи тают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.

Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения го взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нор мы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его ро дители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель по сещает в первую очередь.

Однако одного посещения недостаточно: воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стара ются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его чле нов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, бесе ды с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем инфор мацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, за крыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для опре деления направления, содержания и методов работы с ней.

Для целенаправленности работы и систематического анализа ее результатов все неблагополучные семьи берутся на учет, на каждую семью заводится карточка, где фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родите лей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных взаимоотношений, общая обстановка в семье, ус ловия для игр и занятий ребенка, а также проведенные и плани руемые мероприятия, направленные на устранение неблагополучия в семейном воспитании, положительные изменения. Систематиче ский контроль осуществляется путем посещения семей воспитате лем, при необходимости привлекаются члены родительского коми тета, медицинские работники, представители роно, общественные организации, шефы. Результаты посещений регулярно обсужда ются совместно с родительским комитетом и другими заинтересо ванными лицами.

Эффективности работы способствует разделение неблагополуч ных семей на группы в зависимости от причин и характера не благополучия: алкоголизм, аморальный образ жизни родителей; конфликтность внутрисемейных отношений; безответственность, педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются конкретные задачи и методы воздействия.

Наибольшую трудность представляет работа с первой группой семей. Деятельность дошкольного учреждения, безусловно, не мо жет подменить деятельности правоохранительных органов, адми нистрации предприятий и учреждений, где работают родители, а также партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, женсовета, но детский сад должен быть активным участником той комплексной работы, которую совместно проводят эти органи зации. Дошкольное учреждение чаще всего первым выявляет семьи, где пьют родители. В особо серьезных случаях работники детского сада первыми сигнализируют милиции, районному отде лу народного образования о неблагополучии в семье. Совместно с правоохранительными органами и общественными организация ми дошкольное учреждение ведет работу с семьей, оказывает ей помощь, осуществляет контроль за жизнью и воспитанием ре бенка. Детский сад устанавливает связь с администрацией, пар тийной и профсоюзной организациями тех предприятий, где рабо тают родители, а также с участковым милиционером, с опорным пунктом охраны общественного порядка. Приглашение родителей для беседы на заседание родительского комитета с участием представителей администрации и общественности дошкольного учреж дения, предприятия, милиции, как показывает практика,— весьма эффективная мера воздействия. В случае необходимости возбуж дается ходатайство о принудительном лечении родителей.

Для второй группы неблагополучных семей, как уже говори лось, характерны постоянные ссоры или скрытые конфликты, взаимная недоброжелательность, раздражение. Хотя мать и отец заботятся о ребенке, но вместе с тем они не понимают, что кале чат его характер, травмируют психику. Обычно такие родители считают, что атмосфера постоянной вражды на детях не сказыва ется. При посещении эти семьи кажутся вполне благополучными: родители приветливы с воспитателем, заметен материальный до статок в семье, у детей есть игрушки, книги, пособия для занятий. Но даже при внешне благоприятных условиях опытный педагог улавливает напряженность, недоброжелательность между супру гами, их разногласия в подходе к воспитанию ребенка. Естествен но, в таких условиях, ребенок приобретает отрицательный жиз ненный опыт, усваивает тон, манеру общения родителей, враж дебное, недружелюбное, недоверчивое отношение к окружающим.

...Семья Марины, состоящая из четырех человек (трое взрос лых и ребенок), занимает двухкомнатную квартиру: в одной ком нате живет мать Марининого отца, во второй — Марина с роди телями. На первый взгляд отношения между взрослыми нормаль ные, но как только педагог заводит речь о трудном характере Марины, начинаются взаимные обвинения в плохом воспитании де вочки. Последующие беседы в детском саду отдельно с каждым членом семьи выявили, что в семье постоянные конфликты между родителями Марины, ее мамой и бабушкой. У взрослых разные требования к девочке. После очередной ссоры Маринина мать уходит с ней к своей матери, делая дочь орудием воздействия на мужа и свекровь. Стало понятно, почему в детском саду Марина ведет себя агрессивно, постоянно обижает детей, которые отвеча ют ей нежеланием общаться, играть с нею.

Обычно родители этой группы семей стараются скрыть конф ликты, создать видимость благополучия, не выносить сор из избы. Понимая всю пагубность таких внутрисемейных отношений для нравственного развития детей, воспитатели дошкольных учрежде ний не могут оставить их без внимания. В работе с данной груп пой семей необходимо: показать родителям отрицательное влия ние их взаимоотношений на поведение ребенка, повысить чувство ответственности за его нравственное воспитание, вызвать у роди телей желание создать ребенку нормальную обстановку в семье. Наряду с консультациями, на которые приглашаются все роди тели и где идет разговор о культуре взаимоотношений супругов и их влиянии на детей, следует проводить и индивидуальные бе седы. Для этого необходимо хорошее знание условий воспитания ребенка в семье, постоянное общение с родителями, установление доверительных отношений с ними. Беседы можно проводить во время прихода родителей в детский сад для оказания конкретной помощи — утепления окон, починки игрушек и т. п. В этом случае обстановка будет располагать к беседе о ребенке, его качествах, поведении в детском саду и дома, о том, что в семье положительно воздействует на него, а какие влияния нежелательны. Особое вни мание обращается на взаимоотношения взрослых.

К третьей группе относятся семьи, где родители безответствен но относятся к воспитанию детей, отсутствует должный контроль за ними. Нередко это семьи, в которых не сложились отношения, родители разошлись и образовалась неполная семья — мать и дети.

...Мать пятилетнего Игоря, когда ее оставил муж, занялась устройством своей личной жизни, перестала уделять внимание сыну. Мальчик свободное от посещения детского сада время проводил на улице, домой приходил поздно, но мать это не волновало. Обес покоенные воспитатели приходили к ней домой, приглашали для бесед в детский сад, но она от встреч уклонялась или утверждала, что занимается воспитанием сына. К работе с этой матерью был подключен актив родителей группы, которую посещал Игорь. По настоянию родителей его мать пришла в детский сад в день открытых дверей. Она наблюдала за своим сыном во время заня тий, дежурства, игр. После этого воспитатели анализировали вме сте с ней знания и умения Игоря, сравнивали его с другими деть ми. Мать вынуждена была признать, что трудовые навыки у Иго ря низкого уровня, он плохо усваивает программу, игры его малосодержательны, сравнение его с другими детьми явно не в пользу Игоря. Забота воспитателей и актива родителей о судьбе мальчика, неоднократные посещения его дома, воздействие на ма теринские чувства постепенно оказывали влияние на отношение матери Игоря к воспитанию сына: у него появились игрушки, книжки, налаживался режим. Родители, живущие по соседству, отмечали, что в выходные дни мать с сыном ходила в кино, в парк. У нее появились вопросы к воспитателям, она начала посещать родительские собрания, консультации.

Таким образом, в работе с родителями этой группы решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ре бенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вы звать желание сотрудничать с детским садом.

Как видно из приведенных примеров, родители часто не созна ют неблагополучия своей семьи, а также тех тяжелых последствий, к которым оно может привести. Если детскому саду не удается собственными силами изменить отношение родителей к воспита нию детей, на помощь приходит общественность тех организаций, где работают родители. Осуждение товарищей по работе, как пра вило, оказывает воздействие даже на самых нерадивых из них. Однако использовать такую меру необходимо лишь в крайнем случае. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье — пер востепенная задача, решить которую можно объединенными уси лиями детского сада и общественности. Прежде всего необходимо глубоко разобраться в причинах семейного неблагополучия, понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.

Как показывает опыт работы детских садов, наибольшего успе ха удается достичь тем воспитателям, которые стремятся к дове рительным контактам с родителями, пробуждают в них материн ские и отцовские чувства. При работе с родителями педагог верит в возможность воздействия на них убеждением, культурой об щения.

Важной задачей в работе с неблагополучными семьями явля ется разъяснение правовых и медицинских вопросов, поэтому в детский сад приглашаются специалисты: юристы, инспекторы по делам несовершеннолетних, врач-нарколог, врач-психоневролог.

Примерная тематика бесед с родителями

О   правах   и   обязанностях   родителей по  воспитанию  детей

Конституция СССР о правах и обязанностях советских граж дан по воспитанию подрастающего поколения.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, о супружеском и родительском долге. Воспитатель ная роль закона, направленная на укрепление семьи, на выпол нение отцом и матерью своих обязанностей в строгом соответ ствии с интересами детей, на формирование чувства долга перед семьей.

Мероприятия Советского государства по улучшению материаль ных условий, быта семьи, облегчению труда женщины-матери на производстве и дома.

Государственные меры, направленные на борьбу с алкоголиз мом и пьянством. Пагубное влияние родителей, злоупотребляю щих алкоголем, на формирование личности детей. О лишении ро дительских прав отцов и матерей, ведущих себя аморально, совер шающих антиобщественные поступки.

Литература

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Рес публик.— М., 1977.

Иванов М. А. Брак, семья, дети.— М., 1983.

Козлов А. Е. Забота о матери и ребенке.— М., 1984.

Тадевосян В. С. Советская семья и социалистическое право.—М., 1979.

Шевердин С. Н. У опасной черты.—М., 1985.

Влияние внутрисемейных отношений на детей

Определяющая роль семьи, родителей в формировании лично сти ребенка-дошкольника. Семейные отношения и психическое раз витие ребенка.

Влияние семейного разлада на возникновение неврозов у детей, отклонений от норм нравственного поведения, Распад семьи, отношения родителей и ребенка после развода. Необходимость учиться культуре взаимоотношений в семье.

Литература

Афанасьева Т. М. Семья.—М., 1985.

Воспитание   в   неполной  семье:   Пер.   с   чешек.— М.,   1980.

Диалоги о воспитании/Под ред.  В.  Н.  Столетова.— М.,   1985.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— М., 1982.

Мы  и  наша семья.— М.,  1983.

Почему  ребенок  становится «трудным»?

Необходимость знания родителями возрастных и индивидуаль ных особенностей ребенка для его правильного воспитания. Пони мание мотивов детских поступков, правильная оценка поведения ребенка, применение методов педагогического воздействия в соот ветствующих ситуациях. Методы воспитания у детей активного, осознанного послушания.

Литература

Диалоги о воспитании/Под ред. В. Н. Столетова.— М.,  1985. Островская  Л.   Ф.  Педагогические знания — родителям.— М.,   1983. Островская Л.  Ф. Почему ребенок не слушается.—М.,  1982. Спиваковская  А. С. Как быть родителями.— М.,  1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация воспитанников детского сада из неблагополучных семей

Социальная адаптация воспитанников детского сада из неблагополучных семей...

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями в ДОУ

Механизм выявления неблагополучных семей. Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями....

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями в ДОУ

Рекомендации по контактному взамидействию педагога с родителями детей  группы риска. Механизм выявления неблагополучных семей....

План работы педагога- психолога с неблагополучными семьями

Сохранение и укрепление психологического здоровья родителей ДОУ...

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ...

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Как организовать работу  в детском саду с неблагополучной семьей....