Речевая агрессия
статья (старшая группа) по теме

Самсонова Елена Владимировна

Данная информация позволяет родителям определить причину речевой агрессии ребенка и пути решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorite_pravilno.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Говорите правильно

Речевая агрессия

Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете, сплетнях. При этом употребление ребенком ругательств – далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых. Существует

   

        Агрессивное речевое                               Агрессивность

 поведение ребенка

Ситуативные вспышки грубости          Общая склонность к  

                                                                       проявлению   агрессии,

                                                                     в том числе  вербальной,

                                                                  которая постепенно становится

                                                                     устойчивой личностной чертой.

    Не смотря на то, что многие современные исследователи признают наличие у ребенка врожденной склонности к агрессии, очевидно, что формирование умения контролировать свое речевое поведение происходит в результате социализации, которая начинается, прежде всего, в семье.

Разумеется, любые нормальные родители внушают своему чаду: «нельзя драться и обзываться», «надо уважать старших», «быть послушным, хорошим и добрым». Однако стереотипные коммуникативные установки современного «жестокого» социума («наглость второе счастье», «брать от жизни все», «доброта проявление слабости и глупости» и т.п.), негласное поощрение общественным сознанием вербальной агрессии как неотъемлемой части кодекса речевого поведения «современной», «сильной», «уверенной в себе» личности вынуждают взрослых напоминать ребенку и о том, что «надо уметь давать сдачи» и «быть лучше всех», чтобы «оправдать родительские надежды». При этом не все родители, предпочитая не вникать  в детские отношения популярно объясняют, как именно и в каких случаях нужно «дать сдачи» и что «оправдывать надежды» не следует за счет других людей. В результате уже в детском саду воспитатель получает маленьких «наполеончиков», ни в чем не знающих отказа, привыкших быть в центре всеобщего внимания и не считаться с мнением окружающих. И поскольку каждый не может быть «лучше всех» неизбежны конфликты, ссоры, слезы.

Другая распространенная модель семейного воспитания, формирующая склонность детей к обидному, пренебрежительному общению, блестяще описана С. Михалковым в стихотворении «Лапуся».

       Я не знаю как мне быть-

  Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

- Голубчик,

Ешь скорее!

Стынет супчик!...-

А они ко мне:

 - Сыночек,

Положить еще кусочек?-

А они ко мне:

- Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!...

Вполне закономерно, что результатом подобного «сюсюканья» и лояльного отношения к грубости всеобщего любимца становится его непреодолимое желание делать «назло»:

    Я такое обращенье

    Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Существуют многочисленные реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции.

Могут ли взрослые эффективно контролировать агрессию слова?  Прежде всего необходим самоконтроль взрослых над собственным речевым поведением. Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости при завязывании шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию.

Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в его возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Совершенствование способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, корректность оценок, умение прощать ошибки ребенка, признание его права на собственное мнение. Ведь далеко не каждый взрослый способен писать, как в прописях, и красиво завязывать галстук!

Способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

1. Прямое порицание должно быть продумано и выражено  непременно в корректной форме -  с обязательным использованием необходимых форм вежливости (например: «Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста не надо мне грубить»).

2. Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действии ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю независимость. Игнорирование оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).

3. Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.

4. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка взрослый озвучивает эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов. Возможный формы таких высказываний: напоминание («Ты же умный, взрослый, терпеливый, способный мальчик!»); выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением («Неужели это говорит наш Миша? Я никак не ожидала от тебя такого!»); выражение разочарования («Мне стыдно за тебя!»; «Тебе наверно трудно проявить терпение и выдержку!»).

5. Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствуют созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии.

6.  Прием смены «ролей» - моделирование ситуации, где «агрессор» оказывается на месте «жертвы». С целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?» и т.п.

7. Юмор, шутка. Однако шутка- весьма сложный прием, требующий высокого  уровня речевой подготки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка.

8. Красноречивое молчание - молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прервать в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой.

9. «Выпустить джина» - не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью «выговориться», после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию.

10. «Если не можешь чему–то противостоять  - возглавь это». Суть метода, намеренное усиление негативного поведения, доведение его до высшей точки или в утрировании до абсурда.

11. Частичное согласие (метод «Да, но…») – внимательно выслушать  и принять претензии ребенка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. «Да Сережа поступил плохо, он тебя ударил. Но ведь ты сам только, что отнял у него игрушку! Так, что вы оба виноваты и должны помериться».

12. Привлечение «союзников» - заручиться реальной или воображаемой поддержкой         окружающих. «Не кричи, пожалуйста, - на тебя уже тетя смотрит!»

13. Апелляция к жалости – при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии. «Твои слова меня очень обидели» и т.п.

14. Убеждение – прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.

Помните – ведь дети наше зеркало.

Они копируют манеры, привычки, интонации родителей. Так что здесь, как нигде, действует принцип «начни с себя».

 Иначе воспитание этических норм поведения  обречено на поражение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевая агрессия"

материал для выступления перед родителями о речевой агрессии, о способах ее преодоления....

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме можно обобщенно определить ...

Консультация для воспитателей и родителей "Проблема детской речевой агрессии".

В консультации представлены некоторые частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях....

Советы родителям "Проблемы речевой агрессии "

Советы родителям по формированию навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова, что является...

Речевая агрессия у детей

Консультация для воспитателей...

Речевая агрессия

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и ...

Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.

Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребе...