Образовательная программа "Навстречу друг к другу"
рабочая программа по теме

Мусинова Людмила Юрьевна

Программа направлена на взаимодействие с родителями и педагогами по решению проблем речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navstrechu_drug_drugu.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Советский район

г. п. Пионерский

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»

Образовательная программа

«Навстречу друг другу»

Автор : учитель-логопед Мусинова Л.Ю.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….стр.3

Пути реализации программы………………………………………стр.7

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка…………….стр.11

Контрольно-диагностический этап………………………………..стр.13

Список литературы…………………………………………………стр.15

Методические материала к программе……………………………стр. 16

Пояснительная записка

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение дошкольного детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. Количество детей с речевыми нарушениями имеет тенденцию к увеличению, в том числе и в нашем детском саду. Это подтверждается диагностическими исследованиями речевого развития дошкольников. Так, в 2005-2006 у.г. нарушения речи наблюдались у 60% от общего количества детей, посещающих ДОУ, 2006-2007 у.г. – 71%, на начало  2007-2008 учебного года – 89%.

  Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала М.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» (13).

На современном этапе идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности  отражена в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (4).

Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности речевого и психического развития.

Если родители и педагоги детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Устранение и предупреждение речевых проблем дошкольников возможно только при эффективном взаимодействии ДОУ и семьи. Это и обусловило создание программы «Навстречу друг другу», целью которой является взаимодействие ДОУ и семьи по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет в течении двух лет пребывания детей в речевой группе.

Основными направлениями данной программы являются:

  1. Воспитательно-образовательная работа с детьми.
  2. Организация работа с родителями.

         Первое направление предусматривает повышение психолого-педагогических знаний воспитателей  и обучение детей.

         Второе направление программы представлено двумя блоками :

  1. Педагогическое просвещение родителей.
  2. Включение родителей в образовательный процесс в ДОУ.

Реализация разработанной нами программы осуществляется следующими этапами:

I этап – Диагностический

II этап –Коррекционно-развивающий

III этап - Контрольно-диагностический

                     

              Условия реализации программы включают в себя материально-техническое оснащение педагогического процесса; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного психологического климата как в детском саду, так и дома.

  Ожидаемым результатом выполнения данной программы является своевременное устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста в результате эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.

Цель:  Взаимодействие с семьей по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы с детьми: 

  1. Исправлять недостатки в звукопроизношении.
  2. Формировать у детей с нарушением речи фонематические процессы, лексико-грамматические компоненты и устную связную речь.
  3. Воспитывать культуру речи.

Задачи работы с родителями:

  1. Повышать педагогические знания родителей.
  2. Организовать эффективное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного речевого развития ребенка.

Этапы реализации программы:

I этап – Диагностический 

               Цель:  изучение проблем ребенка, семьи.

II этап – Формирующий

                                       Цель: формирование групп, выработка стратегии коррекционно-      

                                                  развивающей работы с детьми (план, индивидуальный  

                           маршрут).

III этап – Коррекционно-развивающий 

                  Цель:  реализация коррекционно-развивающей работы с детьми.

   IV этап – Контрольно-диагностический 

                     Цель: анализ динамики развития ребенка.                

    Условия реализации программы:

  1. Материально-техническое оснащение педагогического процесса.
  2. Учет возраста и индивидуальных особенностей детей.
  3. Создание благоприятного психологического климата как в детском саду, так и дома.

Ожидаемый результат – устранение речевых недостатков у детей старшего    

                                             дошкольного возраста.


Пути реализации программы «Навстречу друг другу»

Вся система работы направлена на сотрудничество и повышение родительской компетенции в воспитании и обучении ребенка. Основной ее особенностью является то, что при отборе ее содержания использовалась идея осуществления совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на развитие речи дошкольников и их подготовку к дальнейшему обучению в школе.

Схема 1.

Совместная работа ДОУ и семьи по развитию речи дошкольников

Сотрудничество ДОУ и семьи по развитию речи дошкольников

Родители

Педагоги

Ребенок

ПОЛНОЦЕННОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Повышение психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ

Повышение психолого-педагогических знаний родителей

        

Устранение речевых недостатков

 у детей старшего

дошкольного возраста.


Традиционные формы работы с педагогами существенным образом сказываются на профессиональном росте всех педагогов и являются эффективным способом решения речевых проблем у дошкольников.

Схема 1.1.

Организация работы с педагогическим коллективом ДОУ по повышению психолого-педагогических знаний

Повышение психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ

Педагогический совет

Консультации

Семинары-практикумы

Медико-педагогические совещания

Дни открытых дверей

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от применения разнообразных форм работы с детьми.

Схема 1.2.

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях ДОУ

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях ДОУ

Специально организованные занятия

Индивидуальная работа

Практические упражнения

Развивающие игры-тренинги

Театральная деятельность, праздники, концерты, досуги


Психолого-педагогические знания родителей и их представление о воспитательно-образовательном процессе помогут преодолеть или предупредить у детей многие серьезные недочеты, как лексико-грамматической, так и звуковой стороны речи. Педагогическое просвещение родителей осуществляется с использованием как традиционных так и нетрадиционных форм работы.

Схема 1.3.

Организация работы с родителями по повышению психолого-педагогических знаний

Повышение психолого-педагогических знаний родителей

Дни открытых дверей

Посещение на дому

Беседы родителей

Семейный клуб "Речецветик"

Родительские собрания

Консультации

Совместные праздники

Очные

Заочные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс поможет познать родителям индивидуальные особенности ребенка, общие закономерности речевого и психологического развития, а также будет  способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию культуры речи детей.

Схема 1.4.

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Выпуск газет, памяток,

папок-передвижек

Совместные праздники правил речи

Привлечение родителей к участию на занятиях

Тематические практикумы, выставки

Конкурсы, соревнования, экскурсии, отдых на природе

Дни открытых дверей

Коррекционно-развивающая работа предусматривает выбор индивидуального маршрута сопровождения ребенка, который включает  информационно-аналитический блок. Он предполагает сбор сведений о детях, анализ психолого- педагогических диагностик, изучение медицинских карт.  Особое внимание на данном этапе следует уделить включению родителей в сборе аналитической информации, направленной на выявление причин речевых нарушений детей. Рекомендуемые методы при работе с родителями:  беседа, анкетирование, тестирование, посещение семьи.

Схема 2.

Схема индивидуального маршрута сопровождения ребенка с нарушением речи

ДИАГНОСТИКА

МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

(МЕД.СЕСТРА, ИНСТРУКТОР ФИЗО)

- состояние здоровья

- уровень физического развития

СЕНСОРНАЯ

(ИЗО, МУЗО)

- уровень развития мелкой и общей моторики

ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ

- выявление причин возникновения нарушения речи детей

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

(ВОСПИТАТЕЛИ)

- познавательное развитие

- коммуникативное развитие

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

(ЛОГОПЕД)

- уровень речевого развития

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(ПСИХОЛОГ)

- умственное развитие

- личностные особенности

СВОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

 ОБЩАЯ  СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

        

ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ВОСПИТАТЕЛЬ

ПСИХОЛОГ

РОДИТЕЛИ

ИНСТРУКТОР ФИЗО

ЛОГОПЕГ

        

 КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Результатом диагностирующего обследования детей является создание общей стратегии коррекционно-развивающего сопровождения ребенка, направленной на взаимодействие  педагогов детского сада с родителями.

Схема 2.1

        

 ОБЩАЯ  СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПСИХОЛОГ

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
  2.  РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ
  3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
  4. ТРЕНИНГИ

ЛОГОПЕД

  1. ИСПОРАВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ, ИГР
  2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
  3. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
  4. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
  5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
  6. СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

ВОСПИТАТЕЛИ

  1. СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ (ЗАНЯТИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАБЛЮДЕНИЯ, ЭКСКУРСИИ)
  2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАДАНИЯМ ЛОГОПЕДА
  3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

        

ИНСТРУКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (МОТОРИКИ) ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
  2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ, ОРИЕНТИРОВКИ
  2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР, УПРАЖНЕНИЙ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т.Д.

РОДИТЕЛИ

  1. ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ  И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
  2. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

На данном этапе решаются конкретные практические задачи, направленные на преодоление речевых нарушений ребенка. К формам и методам работы относятся:

  1. занятия со специалистами;
  2. домашние задания;
  3. посещение детской консультации;
  4. рекомендации родителям по использованию упражнений, игр.

Контрольно-диагностический этап

С целью выявления динамики речевого развития ребенка в конце учебного года проводится контрольная диагностика с последующим анализом деятельности педагогов и родителей.

Для отслеживания результативности выполнения программы используется контрольно-диагностический материал, включающий в себя авторскую методику О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» и сводную речевую карту И.А. Каравановой для проведения речевого обследования детей старшего дошкольного возраста и материал по изучению взаимодействия ДОУ и семьи.

       Изучение взаимодействия ДОУ и семьи осуществляется по двум показателям:

  1. Уровень    педагогических   знаний родителей по речевому развитию (табл. 1).
  2. Уровень посещаемости родителями мероприятий, проводимых в ДОУ по проблеме речевого развития дошкольников (табл. 2).

Таблица 1.

Уровень педагогических знаний родителей

Вопросы

Уровни

высокий

средний

низкий

1. Знание родителей о речевых нарушениях детей

Родители владеют необходимыми сведениями о развитии речи детей дошкольного возраста, самостоятельно и в полном объеме строят свои ответы

Недостаточно владеют сведениями о развитии речи детей, затрудняются при ответах, ответы односложны, не содержательны.

Родители отвечают при помощи вспомогательных вопросов или ответ отсутствует.

2. Знание о работе логопеда

3. Представление о методах и приемах исправления речи

4. Представление о последствиях нарушения речи

5. Представление о сотрудничестве по вопросам речевого развития ДОУ и семьи

Таблица 2

Уровень посещаемости родителями мероприятий, организуемых в ДОУ по вопросам речевого развития детей

Мероприятия

Уровни

высокий

средний

низкий

1. Родительские собрания

70 – 100%

21 – 69%

0 – 20%

2. Консультации

3. Семинары-практикумы

4. Дни открытых дверей

5. Совместные занятия «Ребенок-родитель»

6. Заседание клуба «Речецветик»

7. Совместные праздники

 

Список литературы

  1. Афанасьева В.Г. Общество: системность, познание и управление/-М.: Политиздат, 1984.-с.4-28.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг /-М.: Просвещение,1993.-с.6-14./
  3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия/-М.:Владос,1998.- с.680.
  4. Закон Р.Ф. «Об образовании» // Вестник образования – 1996. - №7. – с 52.
  5. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка./-М.: Просвещение, 1985.-с.11-29.
  6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / - М.: АПНРСФСР, 1959. – Т.6. – с..128.
  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание./-М.: Академия, 2000.-с.45-48.
  8. Маркова Т.А. Детский сад и семья./-М.: Просвещение, 1986.
  9. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. / - М.: АРКТИ, 2006. – с. 80.
  10. ТкаченкоТ.А. Логопедические занятия в детском саду для детей с ОНР./-ЕК.: Литература.-2000.
  11. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей./-М.: Просвещение, 1973.- с.115.
  12. Филичесва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка детей к школе с ОНР в условиях специализации детского сада./-М.: Альфа, 1993.-с.232.
  13.  Хямяляйнен Юха Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы./-М.: Просвещение, 1993.

Мусинова Людмила Юрьевна МДОУ детский сад «Росинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”

Тема  ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Друг без друга нам нельзя!» для детей 2 младшей группы

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива. Задачи:-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Насекомые и цветы созданы друг для друга"

Показать детям закономерные связим в природе.роль насекомых в этом процессе.Воспитываем бережное отношение к природе....

Конспект НОД "Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?" в старшей группе. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

Показать детям, что все люди имеют некоторые сходные черты, а так же имеют различия, учить видеть черты сходства и различия друг в друге; вызывать интерес к сверстникам, желание познакомиться с ними п...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности «Как люди относятся друг к другу в семье?»

Формировать у детей представления о значении  семьи в жизни ребёнка и семейных традициях, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дом...