Сотрудничество учителя-логопеда и родителей
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Жалина Мария Александровна

 

 

Еженедельные консультации для родителей по программе Н.В.Нищевой

 «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» подготовительная к школе группа

Сентябрь

Тема «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью»

   Коррекционно-образовательные цели.

·         Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе;

·         Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (осень, сентябрь, ноябрь, период, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть;

·         совершенствование грамматического строя речи

     -  образование относительных прилагательных;

-          согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе;

-          составление предложений со словами потому что;

·         совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения с пройденными буквами;

·         совершенствование навыка «печатания»;

·         совершенствование навыка пересказа

·          совершенствование навыка разгадывания ребусов.

Коррекционно-воспитательные цели.

·         Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Родителям рекомендуется прочитать детям: К. Ушинский «Спор деревьев»,  С.Воронина «Моя берёза». Осенью»

Октябрь

Тема «Перелетные птицы.

Водоплавающие птицы»

Коррекционно-образовательные цели.

  • Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью.
  • Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
  • уточнение и активизация словаря по теме  (птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собирать, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый).
  • совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине.
  • совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
  • совершенствование навыка анализа предложений, фонематических прелдожений.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  слухового и зрительного внимания и  восприятия,

ü   мышления и памяти,

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

ü  координации движений.

Коррекционно-воспитательные цели.

Октябрь

Тема «Осень»

Коррекционно-образовательные цели.

  • закрепление представлений об осени и ее приметах.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад; хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно).
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).
  • совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü  длительного плавного выдоха,

ü   связной речи,

ü  зрительного внимания,

ü   мышления,

ü  артикуляционной,

ü  тонкой и общей моторики,

ü  координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Формирование навыков:

ü   сотрудничества,

ü  взаимопонимания,

ü  доброжелательности,

ü  самостоятельности,

ü  инициативности,

ü  ответственности и бережного отношения к природе.

Ноябрь

Тема «Мебель»

   Коррекционно-образовательные цели.

  • расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит;
  • закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель;
  • уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф);
  • совершенствование грамматического строя речи

     -  образование имен существительных во множественном  числе,

-          понимание и употребление некоторых простых предлогов,

-          форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия;

-          согласование прилагательных с существительными в единственном числе в именительном падеже;

-          образование и употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами;

  • обучение повторению рассказа-описания вслед за взрослым;
  • обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой;
  •  слоговая структура слов;

Коррекционно-воспитательные цели.

·         Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Родителям рекомендуется прочитать детям:К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»; С.Маршак «Кошкин дом».

Ноябрь

Тема «Дикие животные наших лесов»

Коррекционно-образовательные цели.

  • активизация и актуализация словаря по теме.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме  (лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, ёж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный).
  • совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-, притяжательных прилагательных; употребление простых и сложных предлогов; употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже).
  • совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия,

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

ü  творческого воображения

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Формирование навыков:

ü   сотрудничества,

ü  взаимопонимания,

ü  доброжелательности,

ü  самостоятельности,

ü  инициативности,

ü  ответственности и бережного отношения к природе.

Родителям рекомендуется прочитать детям:

М.Пришвин «Ёж», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», И.Соколов-Микитов «Листопадничек», русские народные сказки: «Маша и медведь», «Три медведя».

Ноябрь

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Коррекционно-образовательные цели.

  • активизация и актуализация словаря по теме.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме  (одежда, ателье, фабрика, магазин, пальто, плащ, куртка, комбинезон, брюки, джинсы, юбка, платье, сарафан, свитер, джемпер, кофта, рубашка, футболка, шорты, майка, трусы, колготки, гольфы, носки, шапка, берет, кепка, бейсболка, рукавицы, перчатки, шарф, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли; осенний, демисезонный, теплый, удобный, нарядный, повседневный, шерстяной, вельветовый, кожаный, резиновый; надевать, обувать, стирать, чистить, гладить).
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных, образование и употребление формы существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными).
  • совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия,

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

ü  творческого воображения

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Формирование навыков:

ü   сотрудничества,

ü  взаимопонимания,

ü  доброжелательности,

ü  самостоятельности,

ü  инициативности,

ü  ответственности и бережного отношения к природе.

Родителям рекомендуется прочитать детям: В.Драгунский «Денискины рассказы».Братья Гримм «Храбрый портной»

Декабрь

Тема «Мебель»

Коррекционно-образовательные цели.

  • активизация и актуализация словаря по теме.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме  (мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье, деревянный, дубовый, ореховый, березовый, стоять, ставить, класть, хранить, вешать, убирать).
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных; предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени; образование и употребление существительных с суффиксом увеличительности; образование и использование прилагательных в сравнительной степени).
  • совершенствование навыка чтения предложений;

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия,

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

Коррекционно-воспитательные цели.

  •  Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

Родителям рекомендуется прочитать детям: С.Маршак «Откуда стол пришел»

Декабрь

Тема «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели.

  • активизация и актуализация словаря по теме.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме: (посуда, чайник, кофейник, самовар, кастрюля, сковорода, миска, тарелка, блюдце, чашка, супница, сахарница, солонка, маслёнка, хлебница, салфетница, соусница, ложка, вилка, нож, поварёшка, дуршлаг; кухонный, столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, фарфоровый, стеклянный, металлический, деревянный, чугунный, алюминиевый, эмалированный; хранить, наливать, готовить, резать, раскладывать).
  • совершенствование навыка образования слов с суффиксами –ИЦ-, -К-
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и использование  относительных прилагательных; совершенствование навыка чтения предложений;
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы);
  • совершенствование навыка пересказа;
  • профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков сотрудничества на занятии, активности, инициативности, ответственности, бережного отношения к вещам.

Родителям рекомендуется прочитать детям: М. Матвеева «Синяя чашка»

Декабрь

Тема «Новогодний праздник»

Коррекционно-образовательные цели.

  • активизация и актуализация словаря по теме.
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме: (праздник, утренник, карнавал, представление, спектакль, танец, пляска, песня, сценка, сюрприз, подарок, серпантин, конфетти, гирлянда, ёлка, украшение, Снегурочка, дед Мороз, Лапландия, упряжка; веселый, праздничный, радостный, новогодний; готовить, отмечать, поздравлять, исполнять, петь, танцевать, веселиться, желать).
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных и прилагательных с существительными);
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (предложения с противопоставлением; составление сложноподчиненных предложений со словом который);
  • совершенствование слогового анализа;
  • совершенствование навыка составления и чтения слов
  • профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Родителям рекомендуется прочитать детям:

Братья Гримм «Госпожа метелица», русская народная сказка «Снегурочка», В.Сутеев «Ёлка»

Январь

Тема «Транспорт»

Коррекционно-образовательные цели.

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме: (транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, трамвай, метро, поезд, корабль, самолет, вертолет, грузовик, фургон, цистерна, контейнеровоз, платформа, самосвал, экскаватор, кран, трактор, комбайн; грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, скорый, пожарный; ехать, везти, доставлять, убирать, строить, грузить).
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными; образование глаголов движения префиксальным способом; употребление существительных в косвенных падежах, предложно-падежные конструкции, образование и употребление имен прилагательных в сравнительной степени);
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (сложноподчиненные предложения со словами потому что, предложения с противопоставлением);
  • совершенствование навыка составления и анализа предложений;
  • совершенствование навыка пересказа;
  • профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Родителям рекомендуется прочитать детям: А.Гайдар «Чук и Гек».

Февраль

Тема «Орудия труда. Инструменты»

Коррекционно-образовательные цели.

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме: (инструмент, приспособление, работа, труд, лопата, грабли, тяпка, мастерок, валик, кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка, клещи, плоскогубцы, напильник, игла, наперсток, ножницы; делать, использовать, облегчать; нужный, необходимый, полезный).
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах; образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами);
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (сложноподчиненные предложения со словами потому что, для того чтобы);
  • совершенствование навыков звукобуквенного анализа, составления и чтения слов  и «печатания»;
  • совершенствование навыка пересказа;

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, уважения к людям, желания трудится.

Родителям рекомендуется прочитать детям:

С.Маршак «Как рубанок сделал рубанок»

 

Февраль

Тема «Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные цели.

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме: (животное, хищник, джунгли, саванна, слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, хобот, клык, коготь, шерсть, добыча, охота; охотиться, бросаться, настигать, питаться; сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный).
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных, употребление существительных в косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками; сложные слова); обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами;
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (сложноподчиненные предложения со словами потому что);
  • совершенствование навыков звукобуквенного анализа, составления и чтения слов  и «печатания»;
  • совершенствование навыка пересказа;
  • совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок;

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления

ü  артикуляционной, тонкой и общей моторики,

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Родителям рекомендуется прочитать детям: Л.Толстой «Слон».Б.Житков «Про слона», «Как слон спас хозяина от тигра», «Мангуст».Е.Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»)

Апрель

Тема «Мы читаем. С. Я. Маршак»

Коррекционно-образовательные цели.

  • дальнейшее развитие к художественной литературе и чтению;
  • формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • совершенствовать умения выразительно декламировать стихи;
  • совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными);
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (сложноподчиненные предложения);
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков;

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  общеречевых навыков;

ü  просодической стороны речи;

ü  речевого слуха;

ü  зрительного гнозиса, конструктивного праксиса;

ü  творческих способностей;

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Родителям рекомендуется прочитать детям:

 «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом»; «Рассказ о неизвестном герое», «Вот какой рассеянный».

Апрель

Тема «Мы читаем. К. И. Чуковский»

Коррекционно-образовательные цели.

  • дальнейшее развитие к художественной литературе и чтению;
  • формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • совершенствовать умения выразительно декламировать стихи;
  • совершенствование навыка слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов;
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (сложноподчиненные предложения);
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков;

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   связной речи,

ü  общеречевых навыков;

ü  просодической стороны речи;

ü  зрительного гнозиса, конструктивного праксиса;

ü  творческих способностей;

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Родителям рекомендуется прочитать детям:«Мойдодыр», «Айболит», чтение стихов и сказок.

 

 

Апрель

Тема «Мы читаем. С. В. Михалков»

Коррекционно-образовательные цели.

  • дальнейшее развитие к художественной литературе и чтению;
  • формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • обогащение экспрессивной речи словами-синонимами;
  • совершенствование синтаксической стороны речи                    (сложноподчиненные предложения);
  • совершенствование навыка слогового анализа слов;
  • совершенствование умения выразительно декламировать стихи;
  • автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков;
  • профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие:

ü   диалогической  речи,

ü  общеречевых навыков;

ü  просодической стороны речи;

ü  зрительного гнозиса, конструктивного праксиса;

ü  творческих способностей;

Коррекционно-воспитательные цели.

  • воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Родителям рекомендуется прочитать детям:«Дядя Стёпа», «От трех до десяти».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.

Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...

Сотрудничество учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с ОНР.

Речь идет об использовании разнообразных методов совместной творческой деятельности педагогов, родителей и воспитанников логопедической группы, которую посещают дети с общим недоразвитием речи (II уро...

Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях специализированного ДОУ.

Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей  в условиях специализированного ДОУ....

Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...