Консультация для воспитателей и родителей на тему: "Моральное воспитание у детей дошкольного возраста"
статья по теме

Одной иФормирование морального сознания дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moralnoe_povedenie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для воспитателей и родителей.

                Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения.

Долгое время считалось, что полноценное моральное поведение превосходит психологические возможности дошкольников. И в качестве самостоятельной задачи морального воспитания оно практически не ставилось.

Работы отечественных психологов за последние 25 убедительно показали: старшим дошкольникам поступки такого рода вполне доступны. Более того, можно утверждать, что если мы «упустим» этот период и не сформируем у детей в возрасте между шестью и семью годами простейшие формы морального поведения, то добиться этого результата позже будет значительно сложнее.

В понятных и естественных для них условиях старшие дошкольники вполне способны к полноценному моральному поведению. А у тех. У кого эта способность ранее отсутствовала, её можно сформировать. И эту возможность воспитания ни в коем случае нельзя упустить.

Как говорит народная мудрость, «свято место пусто не бывает». Если та часть внутреннего мира ребёнка, где может рождаться отказ от сиюминутной выгоды ради моральных принципов, не будет своевременно заполнена достойным содержанием, его место займут другие, менее желательные мысли и побуждения.

Попробуем раскрыть это утверждение. Старший дошкольник достаточно часто оказывается в ситуациях морального выбора: рассказать о своей шалости или свалить вину на другого? Незаметно взять чужие игрушки, лакомство или преодолеть желание завладеть этими вещами? Обмануть сверстника пари обмене игрушками или нет? И т.д.

Всё это несущественные, с точки зрения взрослых, мелочи! Но, решив скрыть свой поступок, присвоить чужое, поменять испорченную игрушку на хорошую, получив от этого удовлетворение и убедившись в успешности и безнаказанности таких отступлений от морали, ребёнок в следующий раз будет делать то же самое, но легче, быстрей и охотней.

Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их ещё и ещё раз. В то же время преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем.

Можно сказать, что положительный или отрицательный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому, именно в этом возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребёнок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.

Психологические предпосылки морального поведения. Что же представляет собой моральный поступок психологически? Моральным является выбор поступка, отвечающий принципам морали, но требующего при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.

Это значит, что человек может. Во-первых, поступить двумя различными способами – или подчиниться требованиям морали вопреки своим интересам, или удовлетворить свои желания вопреки моральным нормам. Во-вторых. Он должен сделать этот выбор сам, в отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Когда должна осуществляться критическая моральная самооценка? Очевидно, чтобы влиять на реальный поступок, она должна быть дана до его совершения.

Итак, основными психологическими условиями морального выбора являются:

  1. содержание образа – Я (в него должно входить представление о наличии у себя моральных качеств и одобрение их в себе);
  2. способность осуществлять критическую моральную самооценку.

Какие из перечисленных психологических образований, обеспечивающих моральное поведение, имеются у дошкольников?

Первое условие – образ – Я и его содержание. К концу третьего года жизни наличие у детей образа – Я является совершенно очевидным. Они начинают вполне осмысленно употреблять слово «я», понимают, что они самостоятельные, отдельные от других существа, что у них есть свои желания (часто непонятные и забавные, с точки зрения взрослых), и право их иметь они готовы отстаивать.

В содержание образа – Я входят некоторые знания о себе. Наиболее определёнными являются представления о своей внешности. Дети трёх лет могут не только показать, но и правильно ответить на вопросы, если у них нос, пальцы на руках и ногах. Хвостик, пёрышки и т.д. Они также достаточно осведомлены о таких моторных умениях. Как бег, прыжки и т.д. Несколько позже появляются представления о наличии у себя некоторых обобщённых качеств. На вопрос, «Какой ты?» 75% детей двух с половиной – трёх лет вообще ничего не отвечают, а самые активные тычут себя пальцем в грудь, как бы говоря: Вот я какой». Похожая картина наблюдается и на четвёртом году жизни: 60% детей не отвечает на этот вопрос, а оставшиеся называют своё имя, пол, иногда говорят: «Никакой», и только единицы считают, что они большие и сильные.

Существенный перелом в этом отношении начинается после четырёх лет. Число детей, не отвечающих на вопрос, какие они, резко снижается до 14%, остальные называют своё имя и пол или указывают такие качества, как хороший или большой.

После пяти лет практически все дети отвечают на данный вопрос. При этом 80% из них указывают именно на свои качества (большой, хороший, умный, красивый, добрый), остальные характеризуют себя так: «Хожу в садик». У детей в шесть-семь лет появляются и собственно моральные характеристики. Так 35% детей упоминают среди своих качеств такие, как «добрый», «не жадный», «не злой», «тоже занимаюсь добрыми делами».

Наряду с этим всё большее место в образе – Я начинают занимать представления о своих знаниях и умениях, которые. Однако. Не всегда соответствуют реальности.

Образ – Я включает и отношение ребёнка к тем качествам, которые, как он считает, ему присущи. Например, у каждого есть представление о своей внешности. Но одни оценивают её очень высоко (на вопрос «Какая ты?» девочка с придыханием отвечает: «Очень красивая»); другие не обращают на внешность внимание, а третьи страдают от реальных или мнимых недостатков своей внешности. Что касается собственно моральных черт, то они осознаются старшими дошкольниками значительно хуже, чем такие качества, как сила, ловкость или конкретные умения и знания.

Второе условие – способность к критической моральной самооценке. Она также частично представлена у старших дошкольников. У них есть так называемые общая самооценка и частные самооценки. Первая отражает общее отношение к себе и практически у всех является положительной, а у большинства и весьма высокой. Частные самооценки представляют собой оценки своих возможностей и достижений в чём-то конкретном: спорте, рисовании, чтении, счёте и т.д.

Самооценка, как и любая оценка, предполагает наличие шкалы и критерия, с которыми соотносятся собственные качества и достижения и по сравнению с которыми они квалифицируются. Так, критерием грамотности может стать знание букв. А может – определённая скорость чтения. И тот, кто получает высокую оценку по первому критерию, может вообще не соответствовать второму.

Критическая самооценка в области морального поведения также предполагает наличие у ребёнка критериев, на основе которых он оценивает свои поступки. Как правило. Такими критериями являются не столько знания моральных норм, сколько положительные и отрицательные моральные характеристики, воплощённые в обобщённых образах, например в образах Буратино и Карабаса.

Третье условие – способность заранее – до совершения поступка – соотнести его с критериями, т.е. вообразить свои возможные действия в данных условиях. Эта способность имеется у всех дошкольников как результат интенсивной ролевой игры.

Ребёнок должен не считать, что ему присущи положительные моральные качества, но и ценить их в себе и дорожить ими. Он должен чувствовать, что, совершив некоторые поступки, он утратит эти качества и уже не сможет уважать себя. Одновременно перед его внутренним взором может возникать образ его антипода, т. е кого-то с противоположными качествами, отвергаемыми ребёнком, кому он не хочет и не уподобляться.

Именно моральное содержание образа - Я, готовность к критической моральной самооценке и способность предвидеть, как тот или иной выбор скажется на отношении к себе, и являются психологическими основаниями правильного морального выбора.

Моральные знания и личное отношение к нормам. Моральные представления – наиболее изученная сторона морального развития не только у взрослых, но и дошкольников. Дети постоянно сталкиваются с моральными требованиями и запретами: «Надо делиться». «Нельзя драться» и т.п. Они часто слышат от взрослых моральные оценки тех или иных определённых условий.

В детской художественной литературе  широко и разнообразно представлены описания и сопоставления одобряемых и осуждаемых моралью ситуаций, поведения персонажей и соответствующие оценки.

В итоге после трёх лет дети уже имеют некоторый запас моральных знаний, могут сказать. Как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, и правильно оценить знакомые и понятные им действия и поступки. Практически все дети достаточно быстро и легко запоминают моральные требования и могут правильно ответить на вопросы, хорошо или плохо лгать, красть, обижать малышей и т.п. Некоторые дети способны даже обосновать свои суждения, почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

Поэтому в целом моральные знания дошкольников обычно не вызывают педагогического беспокойства.

Однако помимо моральных знаний есть ещё один важнейший компонент - эмоциональное отношение к поступкам, ситуациям и требованиям, к соблюдению и нарушению норм морали. Именно это позволяет реализовать основную функцию моральных знаний оценку.

Нормы морали содержат, как известно, определённые требования и предписания того, что следует и чего не следует делать в разных обстоятельствах. Однако достаточно часто люди знают, как надо поступать, но не считаются или не согласны с этим.

В этом состоит ещё одна особенность моральных знаний. Их можно не признавать. Все знают, что Земля вращается вокруг Солнца. И если кто-то не признает этого, Земля не остановится. А от признания или непризнания моральных норм зависят и собственное поведение, и оценка других.

Чем вызвано расхождение между знанием и признанием нормы? Ярче всего оно выступает тогда, когда, несмотря на знания, люди нарушают нормы, объясняя это тем, что им трудно или не хочется поступаться своими интересами.

Менее очевидно расхождение между знанием нормы и оценкой, даваемой её соблюдению или нарушению другими в конкретных условиях. Казалось бы, оценка должна соответствовать знаниям, быть положительной при соблюдении нормы и отрицательной при её нарушении. Однако в действительности всё обстоит значительно сложнее. Это расхождение достаточно трудно выявить, особенно когда речь идёт о детях. Очень часто их правильные ответы на вопросы, например, хорошо или плохо говорить неправду, присваивать чужие вещи и т.п., не выявляют их подлинного отношения к обсуждаемым фактам.

Детям шести-семи лет (150 человек) правильно ответившим, хорошо или плохо «делить поровну» и «брать себе больше», давали шесть кружков и просили поделить их «хорошо и правильно», а затем «плохо и неправильно» между собой и двумя куклами. Самостоятельное деление «по-хорошему» и «по-плохому» должно было выявить личное отношение детей к справедливому распределению игрушек.

Оценки соблюдения и нарушения норм морали должны быть взаимосвязаны. Это значит, что, одобряя соблюдение нормы, необходимо одновременно осуждать их нарушение. Но именно эта связь отсутствует почти у половины детей. Одобряя соблюдение нормы, они вполне положительно относятся к её нарушению, причём и ими самими, и другими. И, наоборот, осуждая нарушение норм, они могут не приветствовать её соблюдение. Особенно ярко это выступает в отношении к собственным действиям. Одобряя свой моральный поступок, дети не склонны осуждать собственные отклонения от тех же норм и всегда готовы найти им объяснение и оправдание.

В итоге мы можем сказать, что правильные моральные знания ребёнка вполне могут уживаться с моральным равнодушием ко всему, что не касается его лично. И это моральное равнодушие может остаться на всю жизнь.

Поэтому мы считаем, что одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, помимо знакомства с нормами морали, формирование у них личного, эмоционального отношения к соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрением и осуждением противоположных поступков: честности и, наоборот, нечестности; правдивости и, наоборот, лживости и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

Консультация для воспитателей. « Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.« Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»...

Деловая игра для воспитателей детского сада по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста

Практический материал для педагогов дошкольной образовательной организации...

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»

Конструирование и робототехника тесно связанны между собой и полностью отвечают условиям развития мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской де...