Как наблюдать время
статья (старшая группа) по теме

Бабкина Татьяна Владиславовна

 

Статья для  информационного уголка в детском саду.    

Содержание данной статьи предназначено для родителей, детям которых исполнилось уже 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak__nablyudat_vremya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бабкина Татьяна Владиславовна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка детского сада № 18 «Рябинка»

города Омутнинска Кировской  области

Статья

для  информационного уголка в детском саду.

Содержание данной статьи предназначено для родителей,

детям которых исполнилось уже 5 лет.

           

  - Я  заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!

Пожалуй, ваше  обещание его совсем не успокоило. 

 В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?   

Слова  « минута «, « час» для вашего  пятилетнего  ребёнка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т.п.  Он живёт в  ДРУГОЙ  системе измерения времени. Быть может это и позволяет нам строить иллюзии о
детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.

        Но время всё-таки существует для ребёнка.  Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль.  То здесь то там раздаётся бой ЧАСОВ, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого-то события.  Поэтому к пяти годам ребёнок внутренне уже вполне готов к тому чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему  игровых упражнений, при помощи которых привычные часы и минуты станут для него  осознаваемой  МЕРКОЙ  жизни.

           Первый вид таких упражнений  связан с ОГРАНИЧЕНИЯМИ в продолжительности действий.  Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы.  Купить их  можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они замечательными свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным понятием и «материализуется» в виде песчинок.

Видно как оно наглядно, зримо «течёт» по стеклянным трубочкам и как «иссякает».

 Я  полагаю, что без волшебства тут не обошлось.

Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из неё чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым – превратилось в песок. Невидимое время – могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила.  А вот заколдованное время – песок, заключённое в колбочку ,послушно даже ребёнку.

Оно начинает «двигаться» только тогда, когда этого захочет человек.

         А  практические действия могут быть следующими.

Вы ставите песочные часы на стол и говорите: «Как бы нам
съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза?

Ну-ка, попробуем. Начали! Интересно, а, сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?»

  Чтобы не тревожить гигиенистов и избежать  соревновательности во время еды, одно из игровых условий может гласить: кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее.  Согласитесь: это очень важное умение  - укладываться точно в срок.

          Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку.  А  вы можете всё время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных пробегов») потребовалось вам и ребёнку на разные виды занятий.

Можете даже завести специальную ведомость на стене
(лучше – большую, величиной с ватманский лист) и заполнятьеё условными значками.

          В какой-томомент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер

- с крупной стрелкой на крупном циферблате.  Это – всем
игрушкам игрушка!  С  появление секундомера начинается новый  период  экспериментов, замеров и сопоставлений – ПЕРИОД   ИМЕННОВАНОГО  ВРЕМЕНИ.

        Во – первых, путём наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только «течь», как в песочных часах, но и  «прыгать», «скакать», «бежать».

Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или
дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки   О) – Это  МИНУТА,  а прыжок с чёрточки на чёрточку – СЕКУНДА.  Отрезки времени приобретают имена.

         Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается  песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой, подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за какое время вода перельётся из бутылки в кастрюльку.  Вот вам и «водяные часы»  собственной конструкции. Ну а дальше можно мерить всё подряд: за какое время пробегаем расстояние в  30м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на  детской  площадке и т.д. и т.п.

           Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое.  И ,когда она отсчитает все деления, большие часы покажут : миновал час!  Теперь можно пересчитывать деления, считать пятёрками, учиться определять, который час. Время в ваших руках! За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом  в этих наблюдениях становится приобретение отрывного календаря к Новому году.  

 Каждый вечер вы вместе с ребёнком будете торжественно произносить:
                         СЕКУНДЫ СЛОЖИЛИСЬ В МИНУТКИ

                МИНУТКИ СЛОЖИЛИСЬ В ЧАСЫ,

                И ТАК ПРОБЕЖАЛИ СУТКИ,

                ВРЕМЯ ВПЕРЁД СПЕШИТ.

        После этого отрываете листочек календаря и подбрасываете в воздух со словами: «ДЕНЬ  ПРОЛЕТЕЛ!»

             Оказывается, время умеет не только течь и бежать, но и лететь!   Это очень нравиться ребёнку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребёнка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами – как ещё одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).

Литература:

 Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996г.

Шорыгина Т.А.   Точные сказки. Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Как наблюдать время"

Слова "минута", «час» для вашего пятилетнего ребёнка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие д...

Консультация для родителей дошкольников "Как наблюдать время"

Слова "минута", «час» для вашего пятилетнего ребёнка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие д...

Как наблюдать время

quot;Как наблюдать время"- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?Слова ...

Как наблюдать время

quot;Как наблюдать время"- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?Слова ...

Как наблюдать время?

quot;Как наблюдать время"- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?Слова ...

Как наблюдать время

Консультация для родителей "Как наблюдать время"...

Консультация для рродителей дошкольников "Как наблюдать время"

Консультация для родителей дошкольников "Как наблюдать время"Подготовила воспитатель Титова Ю.Г.- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!Пожалуй, ваше обещание его совсем не ус...