Как наблюдать время?
консультация (средняя группа)

Озеркевич Татьяна Валериевна

"Как наблюдать время"

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?

Слова "минута", «час» для вашего пятилетнего ребёнка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т.п. Он живёт в ДРУГОЙ системе измерения времени. Быть может это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.

Но время всё-таки существует для ребёнка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь то там раздаётся бой ЧАСОВ, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого-то события. Поэтому к пяти годам ребёнок внутренне уже вполне готов к тому чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные часы и минуты станут для него осознаваемой МЕРКОЙ жизни.

Первый вид таких упражнений связан с ОГРАНИЧЕНИЯМИ в продолжительности действий. Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они замечательными свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным понятием и «материализуется» в виде песчинок. Видно как оно наглядно, зримо «течёт» по стеклянным трубочкам и как «иссякает». Я полагаю, что без волшебства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из неё чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым – превратилось в песок. Невидимое время – могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время – песок, заключённое в колбочку ,послушно даже ребёнку. Оно начинает «двигаться» только тогда, когда этого захочет человек.

А практические действия могут быть следующими. Вы ставите песочные часы на стол и говорите: «Как бы нам съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза? Ну-ка, попробуем. Начали! Интересно, а, сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?»

Чтобы не тревожить гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, одно из игровых условий может гласить: кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение - укладываться точно в срок.

Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете всё время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных пробегов») потребовалось вам и ребёнку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше – большую, величиной с ватманский лист) и заполнять её условными значками.

В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это – всем игрушкам игрушка!

С появление секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений – ПЕРИОД ИМЕННОВАНОГО ВРЕМЕНИ.

Во – первых, путём наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только «течь», как в песочных часах, но и «прыгать», «скакать», «бежать».

Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки О) – Это МИНУТА, а прыжок с чёрточки на чёрточку – СЕКУНДА. Отрезки времени приобретают имена.

Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой, подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за какое время вода перельётся из бутылки в кастрюльку. Вот вам и «водяные часы» собственной конструкции. Ну а дальше можно мерить всё подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т.д. и т.п.

Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И ,когда она отсчитает все деления, большие часы покажут: миновал час! Теперь можно пересчитывать деления, считать пятёрками, учиться определять, который час. Время в ваших руках! За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение отрывного календаря к Новому году.

Каждый вечер вы вместе с ребёнком будете торжественно произносить:
СЕКУНДЫ СЛОЖИЛИСЬ В МИНУТКИ
МИНУТКИ СЛОЖИЛИСЬ В ЧАСЫ,
И ТАК ПРОБЕЖАЛИ СУТКИ,
ВРЕМЯ ВПЕРЁД СПЕШИТ.

После этого отрываете листочек календаря и подбрасываете в воздух со словами: «ДЕНЬ ПРОЛЕТЕЛ!»

Оказывается, время умеет не только течь и бежать, но и лететь! Это очень нравиться ребёнку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребёнка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами – как ещё одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).

Литература:
1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996г.
2. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_kkkkk.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников

"Как наблюдать время"

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах – обречённость: когда – когда заберёшь?

Слова "минута", «час» для вашего пятилетнего ребёнка ещё пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т.п. Он живёт в ДРУГОЙ системе измерения времени. Быть может это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.

Но время всё-таки существует для ребёнка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь то там раздаётся бой ЧАСОВ, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого-то события. Поэтому к пяти годам ребёнок внутренне уже вполне готов к тому чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные часы и минуты станут для него осознаваемой МЕРКОЙ жизни.

Первый вид таких упражнений связан с ОГРАНИЧЕНИЯМИ в продолжительности действий. Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они замечательными свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным понятием и «материализуется» в виде песчинок. Видно как оно наглядно, зримо «течёт» по стеклянным трубочкам и как «иссякает». Я полагаю, что без волшебства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из неё чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым – превратилось в песок. Невидимое время – могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время – песок, заключённое в колбочку ,послушно даже ребёнку. Оно начинает «двигаться» только тогда, когда этого захочет человек.

А практические действия могут быть следующими. Вы ставите песочные часы на стол и говорите: «Как бы нам съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза? Ну-ка, попробуем. Начали! Интересно, а, сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?»

Чтобы не тревожить гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, одно из игровых условий может гласить: кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение - укладываться точно в срок.

Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете всё время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных пробегов») потребовалось вам и ребёнку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше – большую, величиной с ватманский лист) и заполнять её условными значками.

В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это – всем игрушкам игрушка!

С появление секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений – ПЕРИОД ИМЕННОВАНОГО ВРЕМЕНИ.

Во – первых, путём наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только «течь», как в песочных часах, но и «прыгать», «скакать», «бежать».

Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки О) – Это МИНУТА, а прыжок с чёрточки на чёрточку – СЕКУНДА. Отрезки времени приобретают имена.

Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой, подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за какое время вода перельётся из бутылки в кастрюльку. Вот вам и «водяные часы» собственной конструкции. Ну а дальше можно мерить всё подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т.д. и т.п.

Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И ,когда она отсчитает все деления, большие часы покажут: миновал час! Теперь можно пересчитывать деления, считать пятёрками, учиться определять, который час. Время в ваших руках! За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение отрывного календаря к Новому году.

Каждый вечер вы вместе с ребёнком будете торжественно произносить:
СЕКУНДЫ СЛОЖИЛИСЬ В МИНУТКИ
МИНУТКИ СЛОЖИЛИСЬ В ЧАСЫ,
И ТАК ПРОБЕЖАЛИ СУТКИ,
ВРЕМЯ ВПЕРЁД СПЕШИТ.

После этого отрываете листочек календаря и подбрасываете в воздух со словами: «ДЕНЬ ПРОЛЕТЕЛ!»

Оказывается, время умеет не только течь и бежать, но и лететь! Это очень нравиться ребёнку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребёнка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами – как ещё одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).

Литература:
1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996г.
2. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Как наблюдать время

Статья для  информационного уголка в детском саду.    Содержание данной статьи предназначено для родителей, детям которых исполнилось уже 5 лет....

методическая разработка «Наблюдаем, изучаем, оберегаем» наблюдения

разработка наблюдений на неделюв старшей группе...

Наблюдаем за растениями.

Анкета для родителей....

Гуляем с ребенком и наблюдаем за дорожным движением

Общие рекомендации для родителей по правилам дорожного движения....

консультация "Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей".

Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей...

Экологическое воспитание. "Наблюдаем, играя на прогулке через экспериментально-исследовательскую деятельность"

Разработка в помощь педагогам по экологическому воспитанию дошкольников....