Экологическое воспитание. "Наблюдаем, играя на прогулке через экспериментально-исследовательскую деятельность"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ногина Вита Анатольевна

Разработка в помощь педагогам по экологическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_vremena_goda_kruzhok.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

Явления неживой

природы.

Цель

и

задачи

Содержание

Связь с различными

видами детской

деятельности.

СОЛНЦЕ

Формировать

понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Солнышко греет – на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет;                   с каждым днём становится холоднее.

Капелька воды блестит на солнце.

Игра                                 « Солнышко и дождик ».

Разучивание потешек про  солнышко.

ВЕТЕР

Показать природное явление-

ветер.

Учить определять ветреную погоду.

Дует лёгкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер.

Люди одеваются в тёплые одежды.

Погода  ветреная – деревья качаются.

Дует ветер – вертушки крутятся на ветру.

Бег с ленточками.

Чтение стихотворений о  природном

явлении:

« Ветер, ветер!».

                                             ДОЖДЬ

Показать, что осенний дождь может быть разным.

Показать простейшие связи между явлениями в природе.

Дождь  может быть тёплый и холодный.

После дождя всё кругом мокрое.

Идёт дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колёс.

Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека – он может запачкать одежду.

Когда идёт дождь, можно набрать в ведро воду.

  Капельки дождя блестят на солнце.

Во время дождя люди идут под зонтами.

Капли дождя стучат по крышам домов.

Слушание произведений:

«Грустный дождик», муз.

Д.Кобалевского.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»,

«Солнечные зайчики».

Рисование                     « Идёт дождь»,

« Весёлые капли ».

 

               НЕБО

Показать особенности осеннего неба.

Небо в начале  осени – голубое, светлое.

Солнца на небе не видно,  его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч.

Тёмные тучи на небе – будет дождь или снег.

Игра « Солнышко и дождик».

Рисование            «Тучка».

« Идёт дождь».

« Весёлые капельки ».

 

        ВОДА

Дать элементарные представления о свойствах воды.

Воду можно переливать из одного ведра в другое.

Чистая вода – прозрачная.

Грязная вода-непрозрачная.

Стало холодно – вода замёрзла, на лужах образовался лёд.

Экспериментирование  с водой.

Чтение потешек о воде.

«Водичка, водичка…»

   

   

   ПЕСОК

Дать элементарные представления о свойствах песка.

Сухой песок рассыпается. Если  полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой.

После игры с песком нужно мыть руки.

Лепка куличиков из пека.

Экспериментирование  с песком.

Лепка из глины                « Лепёшки  большие и маленькие».

Лепка из пластилина

« Бублики ».

ЗИМА

Явления неживой

природы.

Цель

и

задачи

Содержание

Связь с различными

видами детской

деятельности.

       СОЛНЦЕ

Показать, что солнце светит во все времена года.

Светит солнце, значит день солнечный.

Снег очень красиво блестит на солнце.

Солнце не свети – пасмурно.

Светит солнце, но на улице мороз.  Зимой солнце светит, но не греет.

Мороз щиплет нос и уши.

Подвижные игры:

«  Солнечные   зайчики  »,

« Солнышко и тучки ».

Рассматривание  картин, пейзажей известных  художников.

        НЕБО

Показать особенности зимнего неба.

Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится тёмным.

Рисование

«Зимние пейзажи».

 

   ВЕТЕР

Показать особенности ветреной погоды зимой.

Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег.

Ветер воет.

Наблюдение за движением вертушек во время ветра.

Имитация

звуков

ветра.

Игры с вертушками.

   

    СНЕГ

Дать представления о свойствах

снега.

Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейках и т.д.

Намело много снега -  

Образовались сугробы.

Снег белый, холодный, лёгкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговика.

Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть.

Если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратиться в воду.

Падает мокрый снег, на улице слякоть.

Чтение произведения Л.Воронкова

«Снег идёт».

 

Экспериментирование

со снегом.

Дидактические игры:

« Чьи следы?»,

« Извилистые дорожки  ».

        ВОДА

Продолжать знакомить со свойствами

воды.

Вода на морозе замерзает.

Воду можно заморозить в формочке. Вода замёрзла – получился лёд. Если лёд занести в комнату, он растает и снова получится вода.

Лёд прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лёд.

Украшение ёлки цветными льдинками.

Экспериментирование

с  водой.

                ВЕСНА        

Явления неживой

природы.

Цель

и

задачи

Содержание

Связь с различными

видами детской

деятельности.

 

  СОЛНЦЕ

Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Показать, что весной солнце светит и пригревает землю.

Светит солнце, на крышах появились сосульки.

Сосульки  красиво блестят на  солнце.

Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит – тает снег, бегут ручьи.

Солнышко то  появляется из-за тучки, то прячется.

Солнце пригрело землю – появились растения и насекомые.

Все рады весеннему солнышку.

Игра « Выложи солнышко из палочек».

Запевки, заклички про солнышко.

Игры с солнечными зайчиками.

   

    НЕБО

Показать особенности весеннего неба.

Весной небо часто бывает голубым, безоблачным.

Иногда по небу плывут белые облака. Облака  быстро меняют форму.

Тёмные тучи на небе -  к дождю.

После дождя на небе появляется радуга.

Рассказывание потешки                         « Радуга – дуга ».

        ВЕТЕР

Продолжать знакомить с природным явлением -  ветром.

Ветер гонит облака по небу.  

Дует ветер – деревья качаются, вертушки крутятся.

Подвижные игры с вертушками и ленточками.

 

    ДОЖДЬ

Показать, что весенний дождь может быть разным.

Идёт тёплый дождь.

Идёт холодный дождь.

Первая гроза и гром.

Пошёл дождь, люди раскрыли зонты.

Появляются лужи.  По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не помокнут.

Лужи пузырятся.

Капли дождя бывают крупные и мелкие.

После дождя всё мокрое:  крыши домов, деревья, асфальт и земля.

Игра                                  « Солнышко  и  дождик ».

Рисование

«  Идёт  дождь ».

                 СНЕГ

Показать свойства снега весной.

Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становится серым.

Постепенно весь снег на земле растает.

Рисование, лепка:

« Сосульки длинные и короткие ».

                 ВОДА

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения на огороде, Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная.

Вода льются, её можно переливать из одного сосуда в другой.

Экспериментирование  и опыты с водой.

   

   ПЕСОК

Продолжать знакомить со свойствами песка.

Сухой песок рассыпается.     Из влажного песка можно лепить куличики.

Когда идёт дождь – песок мокрый. После мокрого песка руки  нужно мыть.

Эксперименты и опыты с песком.

Сухой и мокрый песок.

   

ЛЕТО

Явления неживой

природы.

Цель

и

задачи

Содержание

Связь с различными

видами детской

деятельности.

СОЛНЦЕ

Продолжать формировать понятия о том, что для жизни на Земле нежно солнце.

Светит яркое солнц, на  улице жаркий воздух.

Солнце сильно греет, дети гуляют в лёгкой одежде.

В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце – можно получить ожёг.

Игра

« Выложи солнышко из палочек ».

Рисование

«Здравствуй, солнышко, лучистое!»

             НЕБО

Показать детям, что летом небо бывает разное.

Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака.

Небо затянуто густыми  тучами – значит, будет дождь. На небе сверкает молния, грохочет ром.

После дождя  появляется разноцветная  радуга.

Заучивание стихотворений о лете.

Рисование цветными мелками на асфальте;

палочками на влажном песке.

ВЕТЕР

Показать особенности  ветреной погоды в летний период.

Дует тёплый ветерок. Дует ветер – качаются ветки и деревья.

Дует сильный ветер – ветки ломаются и падают на землю.

Дует сильный ветер – с земли поднимает песок.

Дует сильный ветер – в реке и на море образуются большие волны.

Подвижные игры с вертушками, спортивными атрибутами.

Рисование, аппликация:

« Дует, дует, ветер… »,

«Ветреная погода».

 

    ДОЖДЬ

Показать детям, что летний дождь может быть разным.                      

Идёт тёплый дождь. После дождя на небе появляется радуга.

После дождя все дороги, дома - мокрые.

После дождя появляются лужи. По тёплым лужам можно бегать босиком.

 Чтение наизусть пословиц,  закличек о дожде.

 

ВОДА

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения. Птицы пьют воду из лужи.

Когда вода чистая, она прозрачная.
Вода льётся, её можно переливать из одного сосуда в другой.

Игры с водой,

игры у водоёма.

 

ПЕСОК

Продолжать знакомить со свойствами песка.

Утром взрослые поливают песок, чтобы он был влажный и чтобы воздух был свежий.

Сухой песок рассыпается.

Из влажного песка можно лепить разные изделия.

Если наступить на влажный песок – останется след.

Игры с  сухим, влажным, мокрым песком.

Рисование на влажном песке.

Экспериментирование с песком.


                                       

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую   деятельностьЭкспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только осознание связей ...

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...

Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Консультация для педагогов«Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность» (средний дошкольный возраст)...