Федеральные государственные требования в детском саду
материал по теме

Консультация для родителей о ФГТ в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_po_fgt.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

   

Уважаемые родители!

20 июля 2011 года утвержден  Приказ Министерства образования и науки Российской федерации  № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной        программы дошкольного образования».

Очень важно то, что федеральные государственные требования (далее ФГТ) разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.

Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.

 

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГТ меняется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса

в соответствии с ФГТ от «старой» модели

Первое отличие: если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам. То теперь речь идет о совокупности образовательных областей:

Образовательная область

Цель и задачи

«Физическая культура»

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

  1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых,

гибкости, выносливости и координации);

  1. Накопление и обогащение двигательного опыта детей

(овладение основными движениями);

  1. Формирование у воспитанников потребности в

двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Здоровье»

Охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

  1. Сохранение и укрепление физического и

психического здоровья детей;

  1. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  2. Формирование начальных представлений о здоровом

образе жизни.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

  1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  3. Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

«Труд»

Формирование положительного отношения к труду.

  1. Развитие трудовой деятельности;
  2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других  людей                и его результатам;
  1. Формирование  представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека.

«Познание»

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развития детей.

  1. Сенсорное развитие;
  2. Развитие познавательно-исследовательской и

продуктивной (конструктивной) деятельности;

  1. Формирование элементарных математических

представлений;

  1. Формирование целостной картины мира, расширение

кругозора детей.

«Коммуникация»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и

детьми;

  1. Развитие всех компонентов устной речи детей

(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  1. Практическое овладение воспитанниками нормами

речи.

«Чтение художественной литературы»

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

  1. Формирование целостной картины мира, в том числе

первичных ценностных представлений;

  1. Развитие литературной речи;
  2. Приобщение к словесному искусству, в том числе

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Социализация»

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

  1. Развитие игровой деятельности детей;
  2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  1. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Художественное творчество»

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

  1. Развитие продуктивной деятельности детей

(рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  1. Развитие детского творчества;
  2. Приобщение к изобразительному искусству.

«Музыка»

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

  1. Развитие музыкально-художественной деятельности;
  2. Приобщение к музыкальному искусству.

Второе отличие: акцент со знаний умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность»;

Третье отличие:  основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Решать поставленные цели и задачи предлагается

  1. максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счет раздувания сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом принципа интеграции, т.е. взаимопроникновения и взаимосвязи образовательных областей;
  2. в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий).

Основная общеобразовательная программа в детском саду

 в соответствии с ФГТ направлена на:

  1. формирование общей культуры;
  2. развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
  3. формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
  4. сохранение и укрепление здоровья детей;
  5. коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Так же ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные.

Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. 

В стандартах  дошкольного образования, в отличие от  начального образования, не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Тем не менее, они обеспечивают дошкольнику тот уровень развития, который позволит быть успешным в школьном обучении.

Основная программа дошкольного образования, в отличие от прежних  подходов, обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования. Портрет выпускника ДОУ по  основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Чтобы достичь успеха в реализации поставленных целей и задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. 

ФГТ ориентируют педагогов  на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

Мы надеемся на тесное сотрудничество

с Вами, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

федеральные государственные требования в детском образовательном учреждении.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...


 

Комментарии

Куковерова Ольга Анатольевна

Наш ст. воспитатель очень смутно объяснила эту тему. Прочитав ваше выступление мне многое стало понятно. Спасибо.
Алашеева  Татьяна  Геннадьевна

Спасибо зп исчерпывающую и интересную информацию.

Жанна Александровна, спасибо за консультацию, красиво оформлена.Скачала, оформлю папку-передвижку в группе. Ещё раз спасибо.