Главные вкладки

    Материал по теме:
    Особенности адаптационного периода

    В этой статье вы получите ответ на вопрос "Почему все дети по разному адаптируются к детскому саду?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    adaptaciya.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 …Твердо убеждён, что есть качества души, без      

                         которых человек не может стать настоящим

                        воспитателем, и среди этих качеств на первом

                       месте  –  умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

                                                     

                                                                                  Сухомлинский В.А.

    Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

    Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему одни  дети  при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремление каждого поступающего в детский сад  малыша, или, говоря словами  В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования ). С приходом в ясли у ребёнка  начинается новый этап в его жизни.

    Прежде чем отдать ребёнка под опеку воспитательниц яслей, необходимо провести соответствующую подготовку.

    Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка можно быстро найти и индивидуальный подход к нему.

    В ходе комплексного исследования, проведенного учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

    1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
    2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться три – пять месяцев).
    3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

    Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптированного периода:

    1. лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
    2. адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
    3. тяжёлая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

                   1-й вариант

    Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

    Нервно - психическое развитие отстаёт от исходного на 1-2 квартала.

    Респираторные заболевания – более трёх раз сроком более 10-ти дней.

    Ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течении 1-2 кварталов.

                                           2-й вариант

    Дети старше трёх лет, часто болеющие из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

    Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие отстаёт от исходного на 2-3 квартала.

    Замедляется рост, прибавка в весе.

    Учитывая исследования учёных, мы в своей практике используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:

    1. нарушение сна;
    2. нарушение питания;
    3. проявление отрицательных эмоций в общении;
    4. боязнь пространства;
    5. частые заболевания;
    6. снижение веса;

    Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявление тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения,  прежде всего со  сверстниками.

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

    Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

    1. от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
    2. от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
    3. от состояния здоровья;
    4. от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
    5.  от разницы в методах воспитания.

    Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

    Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушению интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться негативными различными поведенческими реакциями:

                Упрямство (причины):

    1. стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
    2. перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
    3. привычная форма поведения избалованного ребёнка;
    4. своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

                    Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

    1. отсутствие уважения взрослых к ребёнку;
    2. реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
    3. недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
    4. утомление от однообразной деятельности.

                    Лживость (причины):

    1. болезнь или страх наказания;
    2. желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

                     

                    Лень (причины):

    1. неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребёнка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребёнок выполнит их просьбу, и они всё делают за него);
    2. воспитатель не поощряет усилий и стараний ребёнка, а не только критикует его недостатки.

    Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

                                                                         


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

    Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

    Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

    Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

    Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период

    «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»Задачи:1.  снятие эмоционального и мышечного напряжения;2.  развит...

    Особенности адаптационного периода

    «Особенности адаптационного периода» …Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать насто-...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

    Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

    Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

    работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

    Особенности работы воспитателей в адаптационный период

    Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

    Памятка для родителей "Особенности адаптационного периода в детском саду"

       Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют с...

    Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение

    Советы родителям в период адаптационного периода для поступающих в дошкольное учреждение...

    Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"

    Данный материал позволяет  облечить адаптационный период  ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале  описывается ...