Главные вкладки

    Материал по теме:
    Особенности адаптационного периода

    В этой статье вы получите ответ на вопрос "Почему все дети по разному адаптируются к детскому саду?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    adaptaciya.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 …Твердо убеждён, что есть качества души, без      

                         которых человек не может стать настоящим

                        воспитателем, и среди этих качеств на первом

                       месте  –  умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

                                                     

                                                                                  Сухомлинский В.А.

    Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

    Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему одни  дети  при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремление каждого поступающего в детский сад  малыша, или, говоря словами  В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования ). С приходом в ясли у ребёнка  начинается новый этап в его жизни.

    Прежде чем отдать ребёнка под опеку воспитательниц яслей, необходимо провести соответствующую подготовку.

    Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка можно быстро найти и индивидуальный подход к нему.

    В ходе комплексного исследования, проведенного учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

    1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
    2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться три – пять месяцев).
    3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

    Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптированного периода:

    1. лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
    2. адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
    3. тяжёлая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

                   1-й вариант

    Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

    Нервно - психическое развитие отстаёт от исходного на 1-2 квартала.

    Респираторные заболевания – более трёх раз сроком более 10-ти дней.

    Ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течении 1-2 кварталов.

                                           2-й вариант

    Дети старше трёх лет, часто болеющие из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

    Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие отстаёт от исходного на 2-3 квартала.

    Замедляется рост, прибавка в весе.

    Учитывая исследования учёных, мы в своей практике используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:

    1. нарушение сна;
    2. нарушение питания;
    3. проявление отрицательных эмоций в общении;
    4. боязнь пространства;
    5. частые заболевания;
    6. снижение веса;

    Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявление тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения,  прежде всего со  сверстниками.

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

    Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

    1. от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
    2. от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
    3. от состояния здоровья;
    4. от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
    5.  от разницы в методах воспитания.

    Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

    Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушению интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться негативными различными поведенческими реакциями:

                Упрямство (причины):

    1. стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
    2. перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
    3. привычная форма поведения избалованного ребёнка;
    4. своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

                    Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

    1. отсутствие уважения взрослых к ребёнку;
    2. реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
    3. недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
    4. утомление от однообразной деятельности.

                    Лживость (причины):

    1. болезнь или страх наказания;
    2. желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

                     

                    Лень (причины):

    1. неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребёнка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребёнок выполнит их просьбу, и они всё делают за него);
    2. воспитатель не поощряет усилий и стараний ребёнка, а не только критикует его недостатки.

    Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.