Роль музыки в обогащении эмоционального опыта ребенка
методическая разработка по теме

Коробова Ольга Васильевна

Консультация для родителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в обогащении

эмоционального опыта ребенка

В дошкольном возрасте процесс развития ребенка может быть охарактеризован как процесс активного вхождения в социум, в культуру и на этой основе – самоидентификации собственного «Я», своих возможностей и способностей. Иными словами, ведущей линией развития в эти годы становятся процессы социализации и культурации. Ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С.Выготский), познает мир человеческих отношений и способов выражения эмоций.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка, поскольку музыка и есть собственно эмоция. Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся классификацией типов эмоций В.Н.Холоповой, которая выделяет:

эмоции как чувство жизни;

эмоции как фактор саморегуляции личности;

эмоции восхищения мастерством искусства;

изображаемые в музыке эмоции;

природные эмоции музыки.

Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. Музыка может окружать ребенка постоянно, не ограничиваясь рамками специально организованных форм. Примерный список музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса, представлен в таблице.

Примерный музыкальный репертуар

для организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Утренние часы приема детей

- «От улыбки» / В.Шаинский – М.Пляцковский

- «Настоящий друг» /Б.Савельев – М.Пляцковский

- «Ничего на свете лучше нету» / Г.Гладков – Ю.Энтин

- «Голубой вагон» / В.Шаинский – Э.Успенский

Утренняя зарядка

- «Песенка про зарядку» / Г.Гладков – Г.Остер

«В траве сидел кузнечик» / В.Шаинский – Н.Носик

- «Вместе весело шагать» / В.Шаинский – М.Матусовский

- «Пластилиновая ворона» / В.Шаинский – Э.Успенский

Одевание на прогулку

«Облака» / В.Шаинский – С.Козлов

- «Какой чудесный день» / А.Флярковский – Е.Карганова

- «Неприятность эту мы переживем» / Б.Савельев – А.Хайт

- «Непогода» / Н.Лев – М.Дунаевский

Тихий час

- «Спи, моя радость, усни» / В.А.Моцарт

- «Колыбельная Умки» / А.Флярковский – С.Свириденко

- «Перепелка» / И.Черницкая – Н.Сушева

Игровая деятельность

- «Песенка Чебурашки» / В.Шаинский – Э.Успенский

- «Подарки» / В.Шаинский – М.Пляцковский

- «Бу-ра-ти-но» / Е.Крылатов – Ю.Энтин

- «В мире много сказок» / В.Шаинский – Ю.Энтин

Занятия по изобразительной деятельности

- «Шелковая кмисточка» / Ю.Чичков – М.Пляцковский

Занятия по экологическому воспитанию

- «Кто же такие птички?» / А.Журбин – Б.Заходер

- «Одуванчики» / В.Герчик – Р.Горская

- «Доброе лето» / В.Ивнникова – Е.Авдиенко

- «Лесной колокольчик» / В.Иванникова – И.Башмакова

Занятия по математическому развитию

- «Дважды два – четыре» / В.Шаинский – М.Пляцковский

- «Песенка треугольников» / Л.Шеврин – В.Житомирский

- «Мишка с куклой пляшут полечку» / М.Качурбина – Н.Найденова

Занятия по развитию речи

- «Слова» / В.Шаинский – Р.Рождественский

Занятия по трудовому воспитанию

- «Всем на свете нужен дом» / И.Ефремов – Р.Сеф

- «Птичий дом» / Д.Кабалевский – О.Высотская

- «На даче» / В.Витлин – А.Пассова

Процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает установить ему эти связи, то это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность воспитателя и психолога детского сада. Только знание и понимание ребенка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении – качественно записанной, либо в «живом» исполнении музыкального руководителя. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.

В процессе слушания музыки ребенок воспринимает изображаемые в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделен определенным эмоциональным состоянием. Если перед педагогом стоят задачи представить с помощью музыки тот или иной образ, то с этими задачами лучше справятся программные произведения. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой детской музыки – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми.

Эмоциональным состоянием наделены и непрограммные образы. Широта использования музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса воспитателя. Так, например, музыка композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) может использоваться для передачи нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса рисует яркие человеческие переживания.

В процессе слушания музыки ребенок воспринимает природные эмоции музыки. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая воздействует на эмоции человека. Причем, что чрезвычайно важно для растущего человека, в музыке, если речь идет о хорошей музыке, это позитивные эмоции. Поэтому чем устойчивее будет связь и взаимодействие ребенка и музыки, тем успешнее будет его эмоциональное развитие.

                                                                                           (по статье А.Гогоберидзе, В.Деркунской)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, в их поведении присутствует и агрессивность. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах,...

Консультация для родителей "Роль музыки в развитии эмоциональности ребенка"

О важной роли музыкального воспитания в развитии эмоций и чувств ребенка-дошкольника....

Опыт работы на тему "Обогащение сенсорного опыта ребенка"

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов.Здоровье ребенка, физическое и духо...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Выступление на педагогическом совете «Игровые проекты как одна из форм приобретения и обогащения социального опыта ребенка»

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры....

Педсовет на тему "Обогащение двигательного опыта ребенка посредством создания физкультурно-игровой предметной среды "

Цель:- систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности дошкольников в различные режимные моменты, эффекктивности используемых форм и методов организации двигательной активности ...

ОБОГАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА

Представлены рекомендации по обогащению эмоционального опыта дошкольников...