Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Бакотина Татьяна Сергеевна

приведены примеры игр на развитие внимания, памяти мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:











Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста (психологический аспект).






Подготовила учитель-дефектолог

ГБОУ детский сад № 2104

Бакотина Татьяна Сергеевна


















МОСКВА. 2012 год

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

 К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки, скороговорки, песни, потешки, чистоговорки, считалки, дразнилки, мирилки, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.

 Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). К.Д.Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные ».

  1. Кроме художественного слова развивают и обогащают речь игры на внимание

Найди отличия

Что лишнее?

Корректор

Летает - не летает

Зеркало

Да и нет

Запрещенная буква

Назови предметы

Дрессированная муха

За себя не отвечаю!

Четыре стихии

Ухо-нос

Где что?

Что изменилось?

Цифровая таблица

Считай - не сбивайся!

Послушная тень

Внимательный радист

Запрещенное движение

Топ-хлоп

Найди домик

Поиск

Колечко

Зеркало-2

Будь внимателен!

Условное слово

Важные мелочи

Помехи

Опустошаем кошелек

Птицы летают высоко

Чуткое ухо

Бонжур, месье!

И только зеленого цвета!

Повторяй наоборот

Назови число

Земля или воздух

Непослушные скульптуры

Платочек

Летел лебедь

Ориентирование

Ограбление

Не зевай!

Сам не отвечу

Отвечай

Веселый счет

Не спешите

Кисонька, лапонька

Главный

Сострой рожицу

Смена позиций

Магазин

Капля, речка, океан

Кого нет и как одет?

Руки вверх!

Съедобное - несъедобное

Штирлиц

Зеленый, красный, желтый

Удар по валету

Счет

Ухо, горло, нос

Последнее слово

Как тебя зовут?

Ягоды, фрукты, овощи

Маскировка

Шишки, желуди, орехи

Слушай!

Угадай чей голосок

Что я видел

Математика

Цифры

Карабас

Раз – коленка, два - коленка

Штирлиц-2

День недели

Дубинушка

Посмотри и запомни

Шли по улице

Вода и суша

И я!

Не зевай!

Цап - царап

Рыбы, птицы, звери

Три, тринадцать, тридцать

Хлопки

Левый берег желтой реки

Карлики и великаны

Картошка или нет?

1-2-добрый день

Это мой нос

Флюгера и ветер

Охотник и овечки

Моргалки

Коробок

Руки вверх!

Тысяча мелочей

Елочки бывают...

Запретное слово

Какая буква пропущена?

Отличия в левой и правой половинах

Хлоп - шлёп

Копирование форм

Игра в стаканчики

Вратарь

С листком календаря

Раз, два, три — говори!

Пальчик

Что где? Кто где?

Части тела

Кто подходил

Нос-лоб-ухо

И я

 Кто из нас внимательнее?

Веселый поезд

Ушки

Шин-шан

Ромашки на лугу

Сколько чего?

Умей слушать и слышать многих

Используй каждую секунду

Сосчитаете ли?

Учись читать газеты быстро

Работа и забава

  1. Игры на развитие памяти:

Игры на совершенствование слуховой памяти

1. «Волшебные звуки»

2. «Попугайчики»

3. «Найди картинки»

4. «Волшебные слова»

5. «Добавь слово»

6. «Игра в слова»  

7. « Запоминаем слова»

8. «Зоопарк»

9. «Услышал – запомни»

10. «Парочки»

11. «Троечки»

12. «Запоминаем предложения»

13. «Запоминаем скороговорки»

14. «Весёлые стихотворения»

15. «Слушаем и рисуем»

16. «На ком оборвётся»

17. «Бабушка укладывает в свой чемодан...»

18.«Магазин»

19. « Мамины помощники»

20. «День рождения куклы»

21. «Весёлые карандаши»

22. «Запомни и нарисуй»

23. «Вспомни слова с помощью картинок»

24.Закодированное слово.

25. «Повтори за мной»

26. «Слушай и выполняй»

Игры на совершенствование зрительной памяти

1. «Что изменилось?»

2. «Весёлые картинки»

3. «Чудесные игрушки»

4. «Волшебный мешок с подарками»

5. «Запомни и назови»

6. «Хитрые картинки»

7. «Запомни и сосчитай»

8. «Весёлый зоопарк»

9. «Запомни картинки»

10. «Найди новые фигуры»

11. «Каждую фигуру на своё место»    

12. «Дорисуй»

13. «Нарисуй также»

14. «Найди такую же картинку»

15. «Парочки»

16. «Собираем бусы»

17. «Рисуем узоры»

18. «Цифры потерялись»

19. «Играем со счётными палочками»

20."Я - фотоаппарат"

21. « Рисование со слов»

22. «Отгадай-ка!»

23. «Пуговицы»

24. «Дверная скважина»

25. «Запомни порядок!»

  1. Игры на развитие мышления

КТО ЧТО ЛЮБИТ?

 Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

 НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

 Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

 Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

 КЛАССИФИКАЦИЯ

 Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

 НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

 Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

 НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

 Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:

 Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

 Храбрый, злой, смелый, отважный;

 Яблоко, слива, огурец, груша;

 Молоко, творог, сметана, хлеб;

 Час, минута, лето, секунда;

 Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

 Платье, свитер, шапка, рубашка;

 Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

 Береза, дуб, сосна, земляника;

 Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 ЧЕРЕДОВАНИЕ

 Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

 ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

 Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

 УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.

 Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

 ГОВОРИ НАОБОРОТ

 Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

 БЫВАЕТ- НЕ БЫВАЕТ

 Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

 Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

 УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.

 Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

 Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

 СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

 Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

 Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

 

 УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

 Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 КТО КЕМ БУДЕТ?

 Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

 Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

 РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

 Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

 ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

 Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

 Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

 Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

 Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

 НЕЛЕПИЦЫ

 Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Литература:

  1. http://festival.1september.ru/articles/568565/
  2. http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/6328-razvitie-pamiati-u-doshkolnikov.html
  3. http://childish.fome.ru/main-10.html
  4. http://vscolu.ru/articles/igry-i-uprazhneniya-k-teme-bytovaya-texnika-i-pribory-instrumenty-chast-2.html
  5. http://www.forchel.ru/396-igry-na-razvitie-myshleniya.html
  6. http://www.forchel.ru/1004-igry-na-razvitie-myshleniya-kartoteka.html

МОСКВА. 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.

В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....

Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...