"Мы растем здоровыми, умными, веселыми!"
материал (подготовительная группа) по теме

Михайлова Наталия Александровна

 В папке собраны материалы для родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста.  Материалы подобраны с учетом запросов родителей и рекомендаций специалистов, для более успешной  подготовки детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rapstem_zd_publ.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №49»

г. Перми

        

Папка   материалов для родителей

«Мы растем здоровыми, умными, веселыми»!

Составлена:

Инструктором  по  физической культуре

Михайловой Наталией Александровной

г. Пермь

 2012

 Мы растем

 здоровыми,

 умными,

 веселыми!

                                                                                     

                                                                                 

Уважаемые взрослые!

 

В этой папке вы найдете много     интересного и познавательного

о том,   как вырастить  ребенка     здоровым  и  жизнерадостным!

Играйте с детьми, познавайте новое и будьте здоровы.

     Говорят, люди не взрослеют,  а просто учатся вести  

себя в обществе,  и нам кажется, что это именно так.

Найдите  в себе этого ребенка  и станьте настоящим

другом своему, и мы уверенны у вас все получится.

Растем здоровыми!

Воспитание ребёнка с рождения определяется не только состоянием здоровья, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живёт и развивается человек. В дошкольном возрасте эту работу осуществляют совместно родители и воспитатели. Когда ребёнок переступает порог детского сада, многие пройденные родителями трудности возникают как бы вновь, а дополнение к этому появляются новые проблемы. На первый взгляд всё, вроде бы, ясно: мы хотим помочь своему ребёнку вырасти здоровым человеком. Но давайте подумаем: а знаем ли мы, что такое здоровье вообще, насколько здоров наш ребёнок?

Несмотря на то, что в детском саду в группе все дети практически одного возраста, можно не сомневаться, что одинаково здоровых здесь нет. «Мера» здоровья у всех разная, а  поэтому для поддержания и укрепления здоровья требуется разное количество и качество усилий. То, что хорошо одному, не всегда полезно и хорошо другому. Понятно, что  при всём желании педагоги детского сада не могут дать каждому ребёнку всего, что ему  необходимо. Это «что-то» - индивидуальные (дополнительные) воздействия, которые могут осуществлять только сами родители, ведь часть времени ребёнок проводит дома. Подумайте, сколько можно сделать за утро, вечер, субботу, воскресенье! Все дети нуждаются в правильном режиме, физических упражнениях и закаливании. Но только вы можете помочь своему ребёнку получить  всё необходимое с учётом особенностей его здоровья, и, следовательно, первое, с чего вы должны начать, это хорошо узнать своего ребёнка. Какой он? Каковы показатели его здоровья? 

Знаете ли вы о том, что «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни» (определение Всемирной организации здравоохранения)?

      Здоровый ребёнок дошкольного возраста, любят говорить педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Как мы хотим видеть своих детей именно такими. А сами порой забываем даже о том самом малом, что для этого нужно. Ребёнок – это человек с постоянной потребностью в движении. «…А у меня в ногах – вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель…» Поэтому папы и мамы бабушки и дедушки, для начала запомните: не наказывайте ребёнка ограничением движений («Сядь!», «Угомонись!», «Стань в угол!»). Это не что иное, как физическое наказание. И вы можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку под прямым углом к туловищу и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений. Это займёт не более 8-10 минут (у большинства). После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребёнок чувствует его во всех мышцах. Стояние, особенно в определённой позе, очень утомительно для ребёнка.

Помните! Наказывая своего ребёнка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в  жизни детей -  обучению в школе.

В этом возрасте Ваш ребенок:

  1. Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

  1. Он постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и сотрудничать с ними.

  1. В 7 лет ребенок уже понимает относительность оценок. Это выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

  1. Может сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам добавляются игры по правилам, увеличивается познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься  каким - либо делом.

  1. Часто ребенок не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Он ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Дошкольный возраст – период формирования осанки.

В дошкольном возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие. В них мало минеральных солей. Мышцы разгибатели, развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Поэтому, больше внимания осанке.

Предупредить всегда легче, чем лечить!

Здесь на помощь придёт гимнастика – специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Упражнения для формирования и закрепления

навыка правильной осанки.

  1. Стоя, принять правильную осанку, касаясь стены. При этом затылок, лопатки, область ягодиц, икры ног и пятки должны касаться стены. Отойти от стенки на один-два шага, сохраняя правильную осанку, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
  2. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носочки, удерживаясь в этом состоянии 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение.
  3. Лечь на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в исходное положение.

Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета

.

  1. Из исходного положения, лёжа на животе, подбородком на тыльной  поверхности кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение по команде взрослого (от 5 до 20 сек в зависимости от возраста ребёнка).
  2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову.
  3. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи медленно перевести рук вверх, в стороны и к плечам (как при плавании стилем «брасс») или руки в стороны, сжимать и разжимать кисти рук.
  4. Лёжа на животе, руки под подбородком. Поочерёдное поднимание выпрямленных ног с удержанием их до 3-5 счётов.
  5. То же исходное положение. Поднять правую ногу, присоединить левую. Держать в таком положении до счёта «5», опустить правую, затем левую ногу или выпрямленные ноги, разводить в стороны, соединять и опускать.
  6. Лежа на животе попарно друг против друга. Перекатывание мяча партнёру с сохранением приподнятого положения головы и плеч.

Профилактика плоскостопия

Учите ребёнка ходить правильно, с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стёсанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара – великолепное пособие для этого.

Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.

                Катайте мячик. Посадите ребёнка на пол или табуретку и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребёнок катает мячик то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно. Это очень хороший массаж для ног.

        Катание мяча между подошвами стоп, сидя на полу с максимально разведёнными в стороны коленками; мяч и стопы от пола не отрывать (тренируются мышцы стоп и связок среднего аппарата коленного сустава, увеличивается супинация стопы).

        Скатывайте платок. Посадите ребёнка на пол или на табурет, разложите перед ним платок или полотенце. Выдвинув вперёд одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими платок и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть платка. Так следует повторять до тех пор, пока платок не исчезнет под стопой полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец  двумя ногами одновременно.

                Танец на канате. Начертите на полу мелом линию или положите верёвку. Пусть ребенок ходит по этой линии, стараясь удерживать равновесие (руки разведены в стороны). При ходьбе пятка правой стопы должна касаться носка левой, а пятка левой – носка правой. При переносе стопы выполнять перекат на носок (увеличивается активная супинация заднего отдела стопы).

                Играйте в мяч ногами. Толкание мяча по направлению к партнёру подошвой то левой, то правой стопы в положении стоя или сидя. После толчка поджимать и подтягивать к себе ноги (усиливается нагрузка на мышцы стопы, увеличивается амплитуда движений в суставах стоп и голени).

                Рисуйте круги. Круговые движения стоп. Сидя на краю стула (дивана), ноги вытянуть, пятками упереться в пол, носки приподнять и энергично производить круговые движения стопами внутрь и наружу.

                Езда на велосипеде. Одно из самых любимых занятий ребёнка летом. Научите ребёнка ставить стопу на педаль средним отделом (укрепляются мышцы стоп, вырабатывается свод). Велосипед способствует укреплению многих мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. Но не забывайте, что обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание, и дисциплинированность при езде, знакомить их с правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерывы в катании, во время которых ребёнку целесообразно заняться подвижными играми.

Дыхательная гимнастика

Уважаемые родители, от дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Выполнение дыхательных упражнений в дошкольном возрасте оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, способствует повышению выносливости. Предлагаем вам освоить некоторые из них с вашими детьми.

Упражнения на совершенствование функции дыхания.

Цель: укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.

 «Ежик»

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

«Труба»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх, и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

«Ушки»

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

«Пускаем мыльные пузыри»

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4.   Выдох   спокойный  через   нос   с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

«Насос»

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед, вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 р.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Учитесь делать массаж!

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию несложные  приемы  массажа, с  помощью  которых вы можете помочь ребенку в некоторых ситуациях.

Массаж  это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Массаж действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся ближе к коже. Слово массаж происходит от арабского слова масс - касаться.

Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез; в мышцах усиливаются окислительно-восстановительные процессы, и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее происходит укрепление мышц и восстановление их работоспособности, чем при полном покое. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы, и с ней из тканей удаляются продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови.

Из расширенных сосудов происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляций. Следовательно, массаж - это великолепное закаливающее средство. В жаркое время года массаж помогает предохранить детей от перегревания.

Прежде чем начать занятия с ребенком, попробуйте все приемы на себе, запомните свои ощущения и силу, которую вы на это затратили.

Главное правило — никакой боли! Только приятные ощущения! В дальнейшем ребенок будет радоваться каждый раз, когда вы только будете готовиться к этой процедуре. Итак:

Поглаживающий массаж. Это воздействие на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения очень нежные.

Возьмите свою левую руку и нежно проведите по ней кончиками пальцев и ладонью от кисти к плечу. Запомните это ощущение. То же самое вы будете делать своему малышу.

Поглаживание действует на уровне самых поверхностных слоев кожи, вызывает расслабление мышц и усиливает тормозные процессы в коре головного мозга.

Поглаживание производится обычно ладонной поверхностью кисти, очень нежным прикосновением.

Детям с пониженным питанием или повышенной возбудимостью делается только поглаживающий массаж.

Растирание.  Более интенсивное и глубокое поглаживание тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Растирание производится одним, двумя или тремя  пальцами.

Примерные упражнения для занятий с детьми дома:

Массаж рук. Взяв кисть левой руки ребенка своей левой, рукой, правой поглаживайте его руку снизу вверх. После поглаживания делаем растирание, потом разминание. Заканчиваем поглаживанием. То же самое с левой рукой. Скрещивание рук на груди. Раньше это упражнение называли «охватывающее движение руками» или «кучерские движения», так как оно в какой-то мере напоминает движения кучера, похлопывающего себя рукавицами, чтобы согреться. И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Выполнение: вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами придерживайте кисти. Руки ребенка разводим в стороны на 90° по отношению к туловищу, а затем двигаем  навстречу друг другу до перекреста. При перекрещивании сверху должны ложиться попеременно, то левая, то правая рука. Так 6 - 8 раз. Темп ускоряется и замедляется постепенно.

Массаж стоп. И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Выполнение: возьмите левой рукой,   левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни, указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы

Массаж живота. Поглаживание — этот вида массажа знают почти все матери и пользуются им, когда малыши беспокойны. И.п.: ребенок лежит на спине ногами к взрослому.

Выполнение: правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки поглаживаем, живот ребенка, не надавливая на область печени (край печени располагается под ребрами, справа).

Растирание. Ладони обеих рук подводим под поясницу ребенка, потом одновременно перемещаем по ходу наружных косых мышц живота, начинай с боков до соединения ладоней над пупком ребёнка. Это растирание косых и поперечных мышц. Для растирания прямых мышц живота (укрепление пупочного кольца) ладони помещаем на животе ребенка около пупка, одна рука идет вверх до ключиц, другая — вниз до лобка ребенка. Заканчиваем все поглаживанием.  

Массаж спины. Спину массируем двумя руками: поглаживание, растирание и разминание спины. И.п.: лежа на животе. Выполнение: тремя пальцами обеих рук (указательным, средним и безымянным) делаем одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая длинные мышцы (расположены по обе стороны позвоночника) в направлении от поясницы к шее. После разминания похлопываем область длинных мышц спины от ягодиц к голове и обратно. Помним, что движения производятся только в лучезапястных суставах. Заканчиваем поглаживанием.

Точечный массаж для профилактики

простудных заболеваний!

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, вилочковой железой и костным мозгом. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц. Точка регулирует иммунные функции организма — повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.

Точка 4 располагается на заднебоковых поверхностях шеи, под ушными раковинами. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области наиболее выступающего 7-го шейного позвонка.

Точка 6 улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.

Точка 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.

Точка 8 располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием). Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9 расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов. Массаж надо делать 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять — в другую сторону). Делайте массаж ежедневно, особенно в периоды повышенной простудной заболеваемости. Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний и способствует оздоровлению организма детей и взрослых.


Десять советов родителям:

      Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует   обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам.

Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.

Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы.

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

Совет 6. Обращение за консультацией к врачу-аллергологу необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог.

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

  Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических  осмотров вашего ребенка. Эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста). Хирургом (обнаружение врожденных аномалий). Стоматологом (выявление и лечение кариеса). Кардиологом (диагностика сердца и сосудов). Логопедом (нарушения речи).

Гимнастика после дневного сна

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

В дошкольном возрасте используются различные варианты просыпательной гимнастики, которые просты для использования.

  1. Потягивание в постели, 2-4 игры малой и средней подвижности, или игровые упражнения разной интенсивности.

  1. Упражнения с пособием, например с мячом: перекатывание, перебрасывание, ряд общеразвивающих упражнений, упражнения на дыхание.

  1. Спортивный «Ералаш». Самостоятельное выполнение ребенком движений с предметами – двигателями: вертушками, вожжами, тренажёрами, каталками, кольцебросами и т. д.

 

  1. «Путешествие в сказку». Выполнение ребенком различных движений  под текстовое сопровождение, самостоятельно или с взрослым.

  1. Комплексы музыкально – ритмической гимнастики.

  1. Включение в комплекс общеразвивающих упражнений: пальчиковых игр, кинезиологических упражнений, упражнений самомассажа.

В любой вариант комплекса полезно включают корригирующие упражнения  на профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

После  гимнастики проводятся закаливающие процедуры (воздушные ванны, босохождение, умывание, полоскание горла).

Форма одежды различная и зависит от температуры воздуха. Как правило, дети занимаются в трусиках и босиком.

Продолжительность гимнастики после дневного сна составляет 8-12 минут и зависит от возраста детей.

Для Вас, родители, советы детского психолога.

Комплексы упражнений для детей разных типов поведения.

«Возьми себя в руки»

Упражнение рассчитано на развитие саморегуляции.

Ребёнку говорят: «Как только ты чувствуешь, что рассердился, хочешь кого-то ударить, что-то крикнуть, удержись, лучше схвати себя за локти и сильно прижми руки к груди. Это поза сильного, выдержанного человека.

«Брыкание»

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, снятию мышечного напряжения.

Ребёнок ложится на ковёр лицом вверх. Ноги свободно раскинуты. Начинает медленно «брыкаться», касаясь ногами пола и постепенно увеличивая скорость «брыкания».

«Поза покоя»

Упражнение направленно на умение расслабляться, успокаиваться.

Ребёнок садится ближе к краю стула, опираясь на его спинку, руки свободно лежат на коленях. Взрослый медленно, тихим голосом, с длительными паузами читает:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.

Замедляются движенья, исчезает напряженье…

И становится понятно - расслабление приятно.

«Ролевая гимнастика»

Упражнение направленно на развитие мимики и моторики.

  1. Рассказать двустишие или скороговорку: шёпотом; максимально громко; со скоростью улитки; с «пулемётной» скоростью; как робот».
  1. Посидеть: как пчела на цветке; как наездник на лошади и.т.д.
  2. Походить: как младенец; как старик; как лев и т.д.
  3. Улыбнуться: как кот на солнышке; как само солнышко и т.д.
  4. Попрыгать: как кузнечик; как козлик; как кенгуру и т.д.

«Мимическая гимнастика»

Упражнения направлены на развитие выразительной мимики.

Предложите ребёнку немного «погримасничать»:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться).
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (рассердиться).
  3. Расслабить мышцы лица (изобразить безразличие).
  4. Широко открыть глаза и рот, руки сжать в кулаки, напрячься (испугаться).
  5. Расслабить мышцы лица, прикрыть веки (изобразить «ленивого»).

Зоркие глазки!

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других. Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

Обязательно следите за осанкой ребенка. Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус, и напрягаться, адаптируясь к свету. И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Гимнастика для глаз.

Быстро – быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай.

(Быстро моргать в течение 1-2 минут, повторить 10 раз.)

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

(Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды, повторить 10 раз.)

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз всё сначала.

(Поворачивать глаза вверх, вниз, вправо, влево, повторить 10 раз.)

Зорче глазки чтоб глядели –

Разотрём их еле-еле.

(Массировать верхние и нижние веки не закрывая глаз 1 минуту.)

Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.

(Нарисовать глазами геометрические фигуры, сначала по часовой стрелке, потом против, повторить по 5 раз.)

Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

(Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.)

Неотложная помощь!

Солнечный и тепловой удар.

Признаки: головная боль, тошнота, рвота. Иногда потеря сознания, потливость, покраснение кожи, сухость слизистых, одышка. Пострадавшего перенести в тень, уложить, чтобы голова была выше туловища, лицо и грудь облить холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, вызвать врача. Профилактика: головные уборы и соблюдение питьевого режима.

Если обнаружили клеща ни в коем случае нечего на него не капать, т.к. возникнут сложности при исследовании. Немедленно отвести ребенка в приемное отделение ДБ № 20, родителем посоветовать обратиться в КИЗ. Не дожидаясь результатов можно пропить иммунал, поливитамины. Снятых клещей увозят в лабораторию на ул. Восстания 39.

Если ребенка ужалила пчела необходимо попытаться удалить жало т.к. из него некоторое время продолжает выделяться яд. В дальнейшем нужно обработать ранку спиртом и приложить к месту укуса лед. Обязательно обратиться к врачу.

Отравления ядовитыми растениями.

Признаки: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, боли в животе, неравномерный редкий пульс, сужение зрачков. В тяжелых случаях могут развиться судороги. Необходимо вызвать рвоту: дать ребенку выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан -2 чайных ложек соли. При отсутствии рвоты ее следует вызвать искусственно - надавить на корень языка. Процедуру повторить несколько раз. Вызвать скорую.

Носовое кровотечение:

  1. успокоить ребенка
  2. запрещается сморкаться
  3. холод на переносицу и обл. затылка (лед 2/3 полотенце)

- прижать крылья носа к носовой перегородке и держать 2-3 мин. Ребенок дышит через рот, а кровь сплевывает.

-        в носовые ходы вату, смоченную 3% раствором перекиси.

Обморок:

- уложить горизонтально с опущенным головным концом

- расстегнуть пояс, воротник, пуговицы на одежде

  1. доступ свежего воздуха
  2. опрыскивать лицо и грудь холодной водой
  3. нашатырный спирт

При судорогах:

  1. уложить ребенка на что-нибудь мягкое, чтобы избежать травмы
  2. освободить от стесняющей одежды

- голову повернуть на бок, чтобы в случае появления рвоты не    произошла асфиксия рвотными массами

  1. между коренными зубами заложить скрученную ткань
  2. обеспечить доступ воздуха
  3. вызвать скорую

Приступ бронхиальной астмы:

Признаки: затрудненное дыхание чаше всего на выдохе, сухой кашель Необходимо:

  1. успокоить ребенка
  2. удалить его от аллергена (пыльца, шерсть животных и.т.д.)
  3. доступ свежего воздуха

-        отвлекающая терапия (горячие ручные и ножные ванны темпер, воды от 37 до 42 градусов)

Остановка дыхания:

-        вызвать скорую

- освободить ротовую полость от слизи и рвотных масс с помощью обмотанных платком или бинтом пальцев

- если в дыхательные пути ребенка попало инородное тело, то маленького ребенка берут за ножки, переворачивают вниз головой и встряхивают несколько раз или кладут ребенка на свое предплечье лицом вниз, чтобы голова свесилась с руки спасающего и делают 4 хлопка ладонью по спине.        .

- ребенка старшего возраста укладывают животом на свою согнутую в колене ногу (при этом голова ребенка низко опускается) и постукивают ладонью по спине между лопатками.

- для проведения искусственной вентиляции легких, запрокидывают голову назад, при необходимости фиксируют язык

- накладывают на область рта платок или марлевую салфетку

- подойти к ребенку сбоку, подложить одну руку под шею ребенка, а другую положить на лоб, чтобы зафиксировать голову в положении максимального разгибания

- делаем вдох, зажав при этом нос у ребенка с частотой не менее 40 в минуту.

При остановке сердце.

Проводят непрямой массаж сердца. У детей дошкольного возраста непрямой массаж сердца проводят ладонью одной руки с частотой 80-100 в 1 минуту. Руки кладут на нижнюю треть грудины. Рука прямая, грудина продавливается на 3-4 см. Если помощь оказывают 2 человека, то соотношение компрессий и вдуваний 5:1, если один то, 12-15 к двум.

Родителям будущего первоклассника важно:

  1. Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
  2. Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
  3. Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.
  4. Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно, помогать ребенку, освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.
  5. Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.
  6. Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.
  7. Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.



Уважаемые родители, внимание!

Эта информация  полезна и интересна  для Вас!

«Внимание  маленького ребёнка – это капризное «существо».

Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда,

              как только стремишься приблизиться к нему».           В.А. Сухомлинский

Внимание – это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Внимание  дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями.  Ребёнок  сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение  внимания,  поэтому  дети  редко длительное время занимаются одним и делом.

Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.

В  дошкольном  детстве развивается: непроизвольное   внимание, которое  связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов и т.д. всё это вначале объясняют и показывают взрослые, потом  ребёнок  замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает  внимание  само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты.  Дети  замечают новую одежду приятеля, необычные цветы и т.п. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.

Произвольное внимание проявляется в ходе целенаправленной деятельности. Детям  трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность  внимания  является одним из основания, по которым  дошкольное  обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного  внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности и их частая смена, позволяют поддерживать  внимание   детей  на достаточно высоком уровне.

Игры на развитие внимания дошкольника

«Построй в темноте»

На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться  (не подходит для детей, боящихся темноты).

«Лови – не лови!»

         Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!» Внимание к звукам, словам, речи

«Пройди тихо!»

Водящему завязывают глаза. Другой участник старается незаметно пройти мимо. Если водящий услышал – хлопает в ладоши.

«Кто поет?»

Взрослый постукивает деревянным карандашом (или металлической палочкой) по нескольким предметам на столе. Звук у каждого предмета разный. Ребенок внимательно прислушивается, какой звук издает предмет. Потом отворачивается и пробует угадать, по какому предмету ударяет взрослый.

«Повтори за мной»

Взрослый называет 3-4 слова, ребенок внимательно слушает, а потом повторяет в той же последовательности.

«Сказочники»

Взрослый читает сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу. Например, «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны». Что у солдата за спиной? Что у него на боку? За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе. Внимание к знакам, рисункам, буквам

«Рассмотри картинку»

        Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого взрослый задает вопросы о крупных объектах, изображенных на картинке: Что нарисовано в центре? Справа? Слева? Какого цвета? Есть ли круглые предметы? и т.д. Постепенно задания можно усложнять, спрашивая о мелких предметах.

Второй вариант: ребенок рассматривает раскраску. Отворачивается. В это время взрослый закрашивает детали картинки. Ребенок должен показать, где закрасили. По мере раскрашивания, угадывать становится сложнее, так как чистой картинки остается меньше.

«Зачеркни фигурку»

Наберите на компьютере (или нарисуйте) крупным шрифтом несколько рядов букв, цифр, фигур. Например: Предложите ребенку зачеркнуть только круги. Потом можно предлагать зачеркивать знакомые буквы или цифры.

«Запомни и расставь точки»

Заготовьте квадратики на листе в клеточку. На одном из них проставьте точки. Предложите ребенку запомнить расстановку точек и повторить ее в пустом квадратике. Постепенно можно увеличивать число точек и число клеточек в квадрате. Внимание к движениям

«Обезьянка»

Будем по очереди показывать разные движения и повторять друг за другом.

«Лесенка»

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе. Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

«Хлопай-топай»

        

Условие: если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

На прогулке: во время прогулки или отдыха на природе тоже можно организовать игры на развитие внимания дошкольников.

«Разведчики»

 Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т.д.

Спорт и дети!

Выбирайте для ребенка тот вид спорта, который наиболее полно отвечает требованиям гармоничного развития детского организма. До 6 лет ребенок не должен заниматься взрослым спортом. Приемлемы только физические упражнения, проводимые в игровой форме, спортом заниматься пока рано: ребенок быстро задыхается, его сердце еще плохо переносит нагрузки, мышечный тонус очень невелик.

Единственным возможным видом спорта для ребенка 6 лет можно считать плавание, так как оно не дает чрезмерной нагрузки на сердце. Но заставлять заниматься плаванием не нужно.

Возраст расцвета физических возможностей ребенка — 6-11 лет. Цель физических упражнений — не только развить силу, но и мышечный тонус ребенка (то есть помочь мышцам укрепиться и хорошо поддерживать скелет).

Спорт — лучшее средство борьбы со «школьными проблемами», такими, как, например, искривление позвоночника, которое встречается у 80 % школьников.

 В 6-11 лет легче всего приучать детей заниматься спортом. Лучше всего выбрать тот вид, который способствует развитию гибкости, ловкости, равновесия, учит ребенка искусству общения со сверстниками, дает ему уверенность в своих силах.

Избегайте специализации: ребенок не должен заниматься только одним видом спорта в течение долгого времени, часто такое длительное пристрастие благоприятствует развитию определенной группы мышц в ущерб другим. Профессиональные спортсмены к 30 годам обычно имеют целый букет травм и болезней, вызванных постоянным напряжением одной и той же группы мышц.

Рост и развитие ребенка должны протекать гармонично, поэтому пусть ваш сын или дочь занимаются по очереди несколькими видами спорта.

Если ваша цель — развитие ребенка, а не чемпионский титул, отчаянно сопротивляйтесь всяким попыткам интенсивных тренировок для будущих побед в соревнованиях. Детям 6- 11 лет нельзя заниматься силовыми видами спорта, потому что они чрезмерно развивают мускулатуру, в то время как развитие костей тормозится или даже прекращается.

Следите за перегрузкой мышц ребенка, не разрешайте ему заниматься с гантелями и штангой, иначе вы рискуете вырастить маленькое коренастое существо с огромной мускулатурой. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал: занятия очень его утомляют.

Какой бы вид спорта вы ни выбрали, посоветуйтесь с врачом, он может дать обоснованный совет, (некоторые виды спорта не подходят детям с сердечной или легочной недостаточностью или с искривлением позвоночника).

Виды спорта для дошкольников

Легкая атлетика

Рекомендуется с 10 лет и девочкам и мальчикам. Развивает грудную клетку, правильное дыхание, улучшает снабжение организма кислородом. Ребенок становится гибким, ловким, уравновешенным. Мышцы тела развиваются гармонично. Девочки, занимающиеся легкой атлетикой, имеют красивую фигуру, длинные стройные ноги. Мальчикам легкая атлетика тоже очень полезна. Но только нужно абсолютно исключить все упражнения бодибилдинга, выполняемые на тренажерах, часто наносящие непоправимый вред ребенку.

Плавание

Рекомендуется детям с 5-6 лет. Оно наиболее гармонично развивает все мышцы тела, дает ребенку прекрасную возможность научиться правильно, дышать: давление воды на грудную клетку способствует наиболее полному выдоху, активизирует работу легких, выравнивает спину.

 Плавание дает хорошую осанку. Брасс на спине — прекрасное средство для лечения искривления позвоночника (кроль в данном случае не рекомендуется). У мальчиков плавание развивает широкие плечи и узкий таз, у девочек грудь становится крепкой, хорошо развитой. Единственная неприятность — если ребенок (особенно его глаза) плохо переносит дезинфицирующие средства. В таком случае купите ему специальные очки для занятий плаванием. Если аллергическая сыпь появится на коже, вам придется подыскать ребенку другое занятие, и продолжать плавать только в чистых естественных водоемах.

Катание на коньках

Рекомендуется для девочек и мальчиков с 6 лет. Развивает ловкость и равновесие. В Швеции, говорят, дети сначала учатся кататься на коньках, а потом ходить. Катание на коньках укрепляет мышцы ног и делает детей стройнее.

Лыжный спорт

Заниматься им можно с 5-6 лет, как девочкам, так и мальчикам. Лучший возраст для начала занятий лыжным спортом — к 10-11 годам. Солнце, чистый воздух сами по себе очень полезны. Занятие лыжами помогут ребенку быть увереннее в себе, закалиться. В упражнениях задействованы все мышцы тела.

Футбол

Рекомендуется мальчикам с 12 лет. Занятия футболом очень полезны, но футбол, как и велоспорт, развивает лишь нижние конечности ребенка. У него будут слишком массивные бедра.

Велоспорт

До 8 лет ребенок не должен серьезно заниматься велоспортом. К 3-4 годам можно купить малышу трехколесный велосипед, он очень полезен для развития мышц ног и суставов.

Игры с мячом (волейбол, баскетбол)

Рекомендуются мальчикам и девочкам с 9 лет. Они активизируют деятельность сердца и кровеносных сосудов. Лучше всего начать заниматься этими видами спорта с 10-15 лет. Все мышцы тела гармонично развиваются, особенно в длину. Фигура ребенка становится стройной, элегантной. Игры с мячом учат ловкости, быстроте реакции. Эти виды спорта особенно рекомендуются низкорослым детям, так как благоприятно влияют на рост. Девочкам игры с мячом помогают улучшить фигуру: грудь будет красивой, плечи ровными, бедра стройными, щиколотки и икры изящными.

Дзюдо

Рекомендуется в основном мальчикам с 7 лет. Способствует гармоничному развитию всех мышц тела, прекрасно развивает правильное дыхание, дисциплину, умение владеть собой, веру в себя. Дзюдо запрещается при заболеваниях позвоночника. Нежелательно для детей с чувствительной кожей, так как вполне вероятны многочисленные синяки из-за падений.

Гребля

Рекомендуется девочкам и мальчикам с 14 лет. Хорошо воздействует на мышцы спины, ног, живота, рук, делает гибкими суставы. У девочек гармонично развивается грудь.

Теннис

Односторонний вид спорта. Учит ребенка расслабляться, делает гибкими суставы. Нежелательно заниматься им до 12 лет, так как при этом одна сторона тела развивается больше, чем другая. Чтобы вторая часть тела не была недоразвитой, нужно заниматься специальными упражнениями для развития всех ее мышц, иначе возможен правосторонний сколиоз позвоночника.

Спортивная гимнастика

Рекомендуется с 8 лет, как мальчикам, так и девочкам. Не путайте этот вид спорта с домашней гимнастикой. Она включает в себя упражнения на полу и снарядах (бревно, брусья, конь, кольца, трамплин). Развивает гибкость и ловкость. Особенно рекомендуется девочкам: занятия дают им грацию, элегантность, уверенность жестов. Мальчикам полезны все виды упражнений, кроме силовых, которыми можно заняться лишь после завершения полового созревания.

Ритмика

Ритмикой можно заниматься с 3 лет. Ритмическая гимнастика помогает при плоскостопии, выпячивании живота, нарушении правильного дыхания, затруднениях речи.

Танцы

         Классический танец и балет до 6-7 лет не рекомендуется. Балет дает ребенку веру в себя, умение владеть собой, своим телом, грацию, элегантность.

Особенности воспитания мальчиков и девочек!

У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному.

Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Заботиться - значит интересоваться и проникаться жизнью малыша. Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.

Естественно, каждому ребенку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях. Все хорошо в меру. До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, - он стесняется вашего поведения. Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного "я" как отдельной от родителей сущности. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.

Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: "Она не верит, что я могу сделать это сам".

Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.

Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки - на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
           Сохранить заботу и доверие, самая сложная задача для женщины - снова начать доверять мужчине после того, как он причинил ей боль, тогда как мужчинам особенно трудно возродить в себе желание заботиться о женщине, если это желание почему-то угасло. Когда во взаимоотношениях между супругами возникают трудности, женщины чаще всего жалуются: "Я не получаю то, что мне необходимо" (то есть "Я не верю, что он даст то, что мне необходимо"). Мужчины же жалуются, что "все равно ей ничем не угодишь, так зачем же утруждать себя?" (то есть "Я о ней больше не забочусь"). Женщины обычно жалуются: "Он обо мне перестал заботиться", - а мужчины говорят: "Она всем недовольна, поэтому я и перестал заботиться о чем бы то ни было". Эти различные тенденции начинают проявляться еще в детстве. Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.

Иногда, если девочка не в силах получить то, что ей требуется, она подавляет свои женские качества (слабость, ранимость) и начинает испытывать свойственную мальчикам потребность в самостоятельности, доверии, приятии и одобрении. Для девочки настолько больно нуждаться в заботе и не получать ее, что она отвергает свою женскую сущность и развивает мужские качества.

Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества - чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.

Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то, что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения. Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, - однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков - мотивация к деятельности.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.

Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь, но мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление. Он увидит в этом намек, что вы не верите в его способность сделать дело самостоятельно. Иногда наилучший способ проявить заботу о мальчике - дать ему возможность сделать что-либо самому. Даже если вы уверены, что у малыша ничего не получится, поверьте, что он извлечет из своей неудачи необходимые уроки. Конечно, девочкам тоже требуется доверие, приятие и одобрение, но мальчикам для мотивации к действиям обычно необходимо всего этого больше. Мальчик охотно заботится об окружающих, когда чувствует себя компетентным и видит, что его принимают таким, какой он есть. Усиленные дозы доверия позволяют мальчику почувствовать себя компетентным. Высокая оценка – "супертопливо" для мальчика. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем любовь.


Мальчики с Марса, девочки с Венеры.

Несколько простых советов в воспитании девочек и мальчиков.

  1. Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.

  1. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

  1. Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

  1. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

  1. Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.

  1. Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

  1. Мальчик счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются, и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.

  1. Девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

  1. Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

  1. Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

                                             Источник: Джон Грэй  «Дети с небес. Уроки воспитания»

Список использованной литературы

  1. Н.А. Васильева «Как вырастить ребенка здоровым и ловким», Издательство: М – Айрис, 2003 г.
  2. А.А. Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей», Спб, Речь – 2007 г.
  3. В.А. Доскин, А.Г. Голубева «Растем здоровыми», М – Просвещение – 2009 г.
  4. Т.Е. Харченко «Организация двигательной деятельности детей в детском саду», ООО Издательство Детство – Пресс, 2009 г.
  5. Справочник по оказанию скорой доврачебной помощи.

Интернет-источники

  1. Дидактические игры на развитие внимание http://planetadetstva.net/pedagogam/srednyaya-gruppa/didakticheskie-igry-na-razvitie-vnimaniya.html

  1.  Возрастные особенности детей 6-7 лет http://sl.uvuo.ru/files/dokumenti/vozrosob67.html

  1.  Особенности воспитания мальчиков и девочек http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0115.shtml

  1. Дыхательная гимнастика

          http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/kartoteka-dykhatelnoi-gimnastiki-0 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми" во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию представлений о здоровом образе жизни...

Растим детей умными, сильными, здоровыми

Презентация  опыта раброты по здоровьесбережению в ДОУ...

Статья: «Растим счастливого, умного, здорового ребенка»

Родители часто задаются вопросом, как воспитывать детей так, чтобы они выросли самостоятельными, ответственными, умными и счастливыми людьми. Наверное, каждый родитель именно ...

Сценарий летнего спортивного праздника для детей дошкольного возраста" Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми"

Сценарий летнего спортивного праздника для детей дошкольного возраста" Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми"...

«Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми».

Сценарий спортивного праздника...

Физкультурно-оздоровительный досуг с элементами здоровьесбережения для детей средней группы "Мы растем сильными, здоровыми и веселыми!"

Задачи:  Повторить  правила  здорового образа жизни,  закрепить  представления  о  культурно – гигиенических  навыках;  закреплять  основные...

Физкультурный досуг для детей средней группы «Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми».

Физкультурный досуг для детей средней группы «Мы растем здоровыми, крепкими, веселыми». Цель. Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям спортом. Задачи: 1. Ра...