Влияние игры на психическое и физическое развитие ребенка
статья на тему

Михайлова Наталия Александровна

Статья о значении игры в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kudymkar.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Н. А.

Инструктор по физической культуре

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №49»

г. Пермь, Россия

Влияние игры на психическое и физическое развитие ребенка

По определению современных исследователей, детская игра – это свободная интересная, доставляющая  удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей  и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание.  

Однако в наше время многие родители считают игру пустой тратой времени. Воспитывая детей для жизни в мире, основанном на конкуренции, где  успех как им кажется, зависит только от интеллектуального развития, взрослые задаются вопросом, нельзя ли заменить игру более конструктивным видом деятельности.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение.      

Именно в этот период на помощь ребенку приходит игра.

Детская игра  - это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает действовать в условном пространстве, переходя  к мышлению в плане образов и представлений.

Ролевая игра, помогает ребенку, учится видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.  

Подвижная игра служит для ребенка лекарством от стресса и усталости, развивает физические качества, повышает выносливость всех систем организма. Ведь из всех видов физической нагрузки аэробной направленности, которые повышают психическое здоровье, бег является наиболее популярным.

        В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя или выполняя постройку,  ребенок разыгрывает тот или иной сюжет.

Если, играя с предметами, дети познают мир, то игры с другими детьми помогают им понять, насколько они сами приспособлены к этому миру. То есть игра – это школа товарищеских взаимоотношений. Ребенок, который понимает, что нужно уделять внимание и своему партнеру по игре, никогда не будет испытывать недостатка в друзьях [1, с. 5].

Совмещение в деятельности ребенка элементов различных игр и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности создает условия способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности (в будущем и настоящем), и для полноценной жизни в коллективе сверстников [2, с. 3].

Все это подтверждает, что именно игра является основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка.  

Играя можно решить самые разнообразные задачи – образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.  Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка.

С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития [3, с. 7].

Для ребенка не существует более конструктивного времяпровождения, чем игра. Через игру начинают формироваться и проявляться потребности ребенка воздействовать на мир.

А.М. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира,  в котором они живут, и который призваны изменить». Игра как бы создает перед малышом подобие жизни, которая ещё только ждёт его впереди. Чтобы ребенку было интересно жить и познавать новое, его нужно научить играть.

Литература:

  1. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей.  М: «АСТ – ПРЕСС», 2006.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего возраста. – М: Просвещение, 1991.
  3. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: «Речь», 2007.
  4.  Уинберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: «Олимпия литература», 1998.
  5.  Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее онзнакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,...

Физкультура- это залог здоровья к психическому и физическому развитию ребенка

Физкультура с малышами как непосредственная образовательная деятельность проводится три раза в неделю длительностью не больше 8-10 минут по подгруппам. Физкультура с малышами проводится в проветренном...

Консультация для родителей «Влияние игры на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста

Цель: расширение знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это период активного освоения ребенком социального пространства. Ребенок пос...

Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запо...

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и ...

"Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка".

Консультация для педагогов, студентов. родителей...