Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Павлова Наталия Александровна

Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классическая музыка как средство

нравственного воспитания ребенка

старшего дошкольного возраста

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Очень часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но и не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет за-

пасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции».  А главное — это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Как же это прекрасно — знакомить ребят с музыкой!  Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

Через классическую музыку передаются нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание,

формирование доброжелательных отношений к животным; воспитание  чувства прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее.

 Уважаемые родители,слушайте с детьми вокальную и инструментальную музыку. Необходимо увлечь ребенка, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, беседуйте с малышом, помогите ему понять, осмыслить содержание, характер музыки.

Особое  значение имеет классическая музыка. Это важный мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Используйте магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки.  По возможности  сочетайте их с «живым» исполнением. Ходите с ребенком на концерты.

 Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. После прослушивания, посещения концерта, спросите ребенка:

«Какие чувства передает музыка?»,

«О чем рассказывает музыка?»

«Как рассказывает музыка?»
При этом каждый раз беседу начинайте с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Например, прослушав романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», в исполнении  симфонического оркестра, нужно обратить внимание как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке — идет работа чувств, работа души!

Позвольте ребенку объединить  — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность — ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о вокальных возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

 

Очень полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так, оркестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (попробуйте сами принять участие в оркестровке, подыграйте на музыкальных, шумовых инструментах, а ребенок пусть инсценирует). В этом случае объединяются разделы  — слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Это  оживляет скучное прослушивание,  способствует самостоятельности детей, развивает  непосредственность,  их творческую инициативу. Отмечу: прием

оркестровки целесообразен  после  неоднократного прослушивания, после того как вы ознакомились с характером,  выделили изобразительные средства выразительности.

Следующий этап работы — знакомство  детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — Чайковского, Н. А. Римского-Корсаков.

К. Сен-Санса.

А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?

Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно  разыграть по ролям.

 Роли Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и  Охотников  нужно исполнять в  виде  пантомимы (можно сразу всей семьёй)— заговорила Птичка — помашем «крылышками», появляется Дедушка – руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку.  Вот храбрец и озорник Петя – марш с  помощью «барабанных палочек  ударяющих  в барабан» — по два пальца  каждой руки. Закрякала Утка — руки к плечам — получились короткие крылья, мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, — это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна как для детей, так и для взрослых, и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с  ней через движения.

 Ну и, конечно - же, пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского. Эти картинки и образы близки и понятны ребенку в любом возрасте.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их  становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами  зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства.  Пусть  это будет богатство души,

полученное от общения с высоким искусством -  музыкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

«Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Проект в средней группе " Классическая музыка в детском саду"...

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста

Полезная информация для родителей и воспитателей, из личного опыта работы....

«Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весенне­го ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественн...

«Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)

Методическая разработка «Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)  представляет собой поэт...