Высокая тревожность детей, как следствие неправильного воспитания.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Родители и педагоги уже в дошкольном возрасте начинают отслеживать проявление эмоциональных проблем у детей,  которые  мешают ребенку общаться и спокойно радоваться жизни: это и агрессивность и замкнутость, и конфликтность, и, конечно же, тревожность.

   Тревожные дети  -  это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянное испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют  инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Высокая тревожность детей, как следствие неправильного воспитания».

Основная цель - расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и развития ребенка.

Основные задачи::

1.   Изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания.

2.     Совершенствование восприятия детей родителями.

3.    Изменение представлений о своем ребенке.

4.    Расширение палитры педагогических приемов воздействия на ребенка.

        Развитие личности ребенка  происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы,  внешкольных учреждений и  т.д.

        В дошкольном возрасте социальное пространство ограничено, в основном,  семьей. По этому семейная атмосфера взаимодействия между членами семьи особо остро воспринимаются детьми именно в пять- семь лет, пока круг общения ребенка не расширился, не вышел за пределы семьи, дома.

        В - первые семь лет жизни семейное, воспитательное воздействие сводится  в основном к разнообразным влияниям на  эмоциональную сферу ребенка.

        Родители и педагоги уже в дошкольном возрасте начинают отслеживать проявление эмоциональных проблем у детей,  которые  мешают ребенку общаться и спокойно радоваться жизни: это и агрессивность и замкнутость, и конфликтность, и, конечно же, тревожность.

        Тревожные дети  -  это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянное испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют  инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду.  

        Выделяют различные формы  борьбы ребенка с тревогой.

Одна из таких форм – выработка ритуальных магических действий, которые защищают от возможных опасностей (например, завязывание узелков).

        Прибежищем многих детей, их спасение от тревоги  -   мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои  неразрешимые конфликты,  в мечтах находят удовлетворение его невоплощенных потребностей.

        Иногда  тревога может стать источником агрессивного поведения ребенка. Один из самых известных способов который так часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении:  чтобы ничего не, бояться, нужно, сделать, так,  чтобы, меня все боялись.

        Один из частых исходов переживаний -  апатия, вялость, безынициативность.  Маска апатии еще более обманчива, чем маска агрессии. Демонстративное безразличие, инертность, отсутствие  живых эмоциональных реакций мешают распознать  тревожную подоплеку этого состояния.

        Еще один путь избавления от тревог - переведение  их в болезнь. Каждому из личного опыта известно, что состояние тревоги сопровождается, сердцебиением, тошнотой, болями в животе, потоотделением и  другими разнообразными телесными симптомами. Такое постоянное расстройство может стать не только постоянными спутниками тревожности, но и заменить ее:  эмоциональное состояние ребенка приходит в норму, но…  за счет  ухудшения его физического состояния.  Болезнь как маска или как результат развития тревоги – явление  чрезвычайно распространенное. Поэтому при часто повторяющихся простудных, кишечных заболеваниях, головных болях, а особенно аллергических реакциях, следует подумать о возможности внутренней, конфликтной жизненной ситуации, разрядить которую ребенку удается ценой собственного здоровья. Как  правило, заболевание облегчает жизнь ребенка, снижая уровень требований к  нему, вынуждая взрослых -  позаботится о нем. Гораздо чаще, чем это принято думать болезнь ребенка – следствие его  не столь физического, сколько душевного неблагополучия.

        Подавляющие большинство тревог и страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские  тревожность и страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления,  чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены  или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о неправильном поведении родителей.

        Обсудим подробнее влияние   родительского  воспитания на возникновение тревожности.

        В дошкольном возрасте   сложно рассматривать  отдельное  взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо  обсуждать факторы риска  со стороны семейной системы в целом. Самым существенным  фактором риска возникновения тревожности  у детей  в дальнейшей жизни  является взаимодействие по типу « Ребенок – кумир семьи»  (потворствующая гиперопека), когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением  потребностей остальных   членов семьи. Любая прихоть малыша  - закон.  Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет  капризным, своевольным, эгоистом.  Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это впоследствии  скажется, когда настанет трудовая жизнь. Ну, а пока, такой ребенок  практически не адаптируется  к дошкольным учреждениям. Над ним вести «домолов меч» психического дискомфорта.

        Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу доминирующей  гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль,  большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

        Сверхопекаемый ребенок лишен самостоятельности  и не стремится к ней во время  кризиса  трех лет. Ему нет смысла отстаивать « Я систему», ведь  то, что  он отличен от других, ему внушили  с самого рождения. Любой  конфликт с родителями,  это поражение.  Малыш привык повиноваться и следовать советам взрослых. В этом случае  общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах, он постоянно боится отрицательной оценки,  начинает  беспокоиться, что он делает,  что-нибудь не так, т.е.  испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться, и перерасти  в стабильное личностное образование – тревожность.

        Воспитание  по типу гиперопеки может  сочетаться  с  симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей,  чаще всего с матерью.  В этом случае общение взрослого с ребенком может быть  как авторитарным, так и демократическим. К установлению подобных отношений с ребенком склонны  тревожно-мнительные родители. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает  своими страхами  сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

        Другая крайность  воспитательных воздействий -  гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя  ненужным,   лишним не любимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть и уделяют ему минимум внимания.  Ребенок с малолетства вынужден сам  думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся их родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворять. В се это отражается не психике ребенка,  и он со временем  начинает  ощущать себя не полноценным. И этот комплекс неполноценности ребенка преследует его потом всю жизнь.

        Гипоопека  в высшей степени -   это безнадзорность. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Такому  ребенку грозит задержка в развитии, и он  в дальнейшем может быть психически не полноценным.

        При воспитании по  типу «Золушки»  ребенок не знает о ласке и любви. Он постоянно чувствует себя  ненужным, плохим, обузой в доме. Всего боится, особенно  противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям.  Ребенок делает все от него возможное, чтоб  походить на идеал родителей.   Ребенок страдает и не знает как себя вести  и очень часто находит психологическую защиту « уходя в мир фантазий», где разрешаются « неразрешимые конфликты».

        Воспитание по типу «ежовых рукавиц» не редко  сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения. Ребенку внушают лишь подчинение.  Чуть, что не так ремень, угрозы, избиение. Страх заставляет его смирится,  правит действиями и поступками.

        Еще один не правильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается повышенная моральная ответственность, обычно не посильная для возраста ребенка. Свои  не оправдавшиеся надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. Другой вариант, когда ребенку  поручают заботиться о младших в доме, что отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен, и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам оп поводу неврозов.

        Воспитание «в культе болезни» обычно встречается тогда, когда ребенок болеет серьезным хроническим заболеванием, или когда родители, боясь, что их ребенок вдруг, внезапно заболеет, предупреждают все его желания. Ребенок воспринимает всякую болезнь как привилегию, дающую ему особые права. Он ждет сочувствия и сострадания от всех.  Такие  дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться  к действительности.   В итоге, такое воспитание способствует тревожности  за собственное здоровье.

        О  противоречивом воспитании говорят тогда, когда в одной семье, взрослые пытаются воспитывать ребенка, методами воспитания, противоречащими друг другу.  В такой семье ребенок не в состоянии усвоить, что можно ему делать, а что нельзя. И, разрываясь между всеми ему не понятно, кому необходимо угождать. Обычно, это рано или поздно, способствует развитию неврозов.

        Описанные выше типы семейного воспитания, показывают Вам, каково их влияние на возникновение тревожности  у детей.  Может быть, вы узнали, что-то новое о себе и своем ребенке? Очень хорошо, если результаты   такого самотестирования Вы сможете обсудить коллективно сейчас. Ведь достижение гармонии семейной жизни возможно лишь при  постоянном изучении  супругами самих себя, своих отношений, своего ребенка и стиля общения с ним.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы неправильного воспитания в семье

материал для ознакомления с типами воспитания...

Основные параметры неправильного воспитания. Презентация

В работе педагога-психолога важна взаимосвязь и взаимопонимание с родителями (законными представителями).Для этого разрабатываю презентации. Надеюсь они окажутся полезными для работников дошкольных уч...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

"Плохих детей нет, есть неправильные действия родителей. Признав это, легче будет справиться с проблемами воспитания"

quot;Плохих детей нет, есть неправильные действия родителей. Признав это, легче будет справиться с проблемами воспитания"...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...