Главные вкладки

    Статья (подготовительная группа) по теме:
    Значение музыки в воспитании детей

    Фролова Татьяна Юрьевна

    Статья рассказывает родителям дошкольников и педагогам  о роли музыкального воспитания в становлении личности ребенка-дошкольника

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    znachenie_muzyki_v_vospitanii_detey.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение музыки в воспитании детей.

    (консультация для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений)

        Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие  музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.

         Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

         Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

         Для музыкального развития ребенка, важно использовать полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего,  классика и народные произведения.

         Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

         Издавна музыка признавалась важным и  незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии, укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

         Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать  эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

         В чем же своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

         Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления. Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения.

         Музыка может изображать и  какие-либо конкретные явления действительности – шум волны, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания.

         Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные  моменты, но важно знать, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.

         Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

         Музыка выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они  посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель послеживает развитие, столкновение  характеров, тем, сопоставляет различные образы частях произведения.

         Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

         Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

         В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности, развивается в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развиваются общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

         Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

          Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный  опыт поколений.

         Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

         Музыка  развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как  доброта, умение сочувствовать другому человеку.

         Основными задачами музыкального воспитания являются:

    1. развить музыкальные  и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
    2. сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

    Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и от музыкальной культуры семьи ребенка-дошкольника.

         

         


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

     Значение музыки в воспитании ребёнка    Многие родители, не имеющие,  музыкального образования...

    Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

    Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриоти...

    Значение русской народной музыки в воспитании ребенка.

    Консультация для педагогов и родителей...

    Роль книги в воспитании детей

     Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только ...

    Роль сказок в воспитании детей

    Сказка играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию красивой, связной, правил...

    Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

    Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обуслов...

    Фольклор и его значение в воспитании детей

    Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных ...

    Педагогический проект "значение русской народной сказки в нравственном воспитании детей"

    Творческое название проекта "Сказка ложь, да в ней намёк..."Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной ск...