Для воспитателей и родителей: игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире.
материал (старшая группа) по теме

Попова Любовь Ивановна

 

   Ключевой тенденцией обновления образо­вания в настоящее время является преодоление препятствий са­мовыражения, создание условий для социально-эмоционального развития детей. Социально-эмоциональный опыт современного ре­бенка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Поэтому, необходимо создавать условия для развития конструктивного развития ребенка, обеспечивать ос­новы для созидательной жизненной стратегии личности. Предлагаю серию игр, способствующих адаптации ребенка  в социальном мире, для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для воспитателей и родителей: игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире.

Ключевой тенденцией обновления образования в настоящее время является преодоление препятствий самовыражения, создание условий для социально-эмоционального развития детей. Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Поэтому, необходимо создавать условия для развития конструктивного развития ребенка, обеспечивать основы для созидательной жизненной стратегии личности. Предлагаю серию игр, способствующих адаптации ребенка  в социальном мире, для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

"Колобок"

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры

Вариант №1. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - "Колобок". Тот, к кому попадает "Колобок", должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: "Как тебя зовут?", "Колобок, я знаю, из какой ты сказки", "Колобок, давай с тобой дружить", "Приходи ко мне в гости, Колобок!".

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" другому игроку.

Вариант №2 Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к "Колобку".

"Поводырь"

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы - "препятствия"; стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы - "препятствия". Дети распределяются по парам: ведущий-ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: "Переступи через кубик", "Здесь стул. Обойдем его". Затем дети меняются ролями.

"Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся"

Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель дает разные задания:

- Закройте   глаза,   протяните   навстречу  друг  другу  руки,   «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - "ваши руки ссорятся". Опустите руки.

- Ваши руки ищут друг друга — "они хотят помириться". Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

"Нарисуй узор"

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материалы: бумажный шаблон варежки - на каждого ребенка; набор карандашей – на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

"Головомяч"

Цель: развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

"Цветик - семицветик"

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик - семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, "срывает" один лепесток и говорит: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север; через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели. Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

"Приятные воспоминания"

Цель: формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга. После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: "Кто запомнил, что подарили Саше?" ("Где отдыхал летом Сережа?") Правильный ответ поощряется.

"Помоги себе сам"

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры 

Воспитатель предлагает:

-  медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;

- "занять делом" ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;

- "занять делом" все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать, то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии;

- "найти занятие" для голоса: поговорить, покричать, попеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека игр, способствующих адаптации дошкольников в социальном мире"

Данный материал пригодится при планировании консультации для родителей детей дошкольного возраста....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Расширение области правовых знаний детей...

Картотека. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире...

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощи...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в социальном мире»

Как социально адаптировать ребенка? Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правиль...