Главные вкладки

    Статья по теме:
    Приобщение к народной культуре

    Материал для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Приобщение к народной культуре32.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приобщение к народной культуре

    Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

    В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»

    С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.

    Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

    А что может духовно обогатить среду?

    Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

    И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

    Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

    Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

    Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

    Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

    Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

    Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

    Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

    Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

    Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Посетили краеведческий музей (причем неоднократно), где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, оставило в их душах большое впечатление.

    Затем решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.

    Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.

    В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;

    Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

    Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

    Пела своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, но и сами пели своим куклам «дочкам» и про кота воркота и про гулей.

    Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

    Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

    Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

    - Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»

    - если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;

    - во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»

    - во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»

    - а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»

    Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»

    На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»

    Чтобы вызвать интерес к пословицам оформила альбом «Пословица не мимо молвится». Глядя на картинки, дети называют соответствующие по смыслу пословицы.

    Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:

    Стеклянный домик на окне

    С прозрачною водой

    С камнями и песком на дне

    И рыбкой золотой

    Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается), например:

    «На заборе сидит

    «Ку-ка-ре-ку» - кричит.

    Или

    Под полом таится

    Кошки боится.

    Или

    Маленькая, серенькая,

    Живет в норке,

    Любит корки.

    Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

    Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:

    Весной вырастают,

    Осенью опадают.

    Большую радость приносят детям игрушки. Познакомила детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

    Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; научила детей плести венки; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.

    Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.

    Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно:

    - анкетирование;

    - неоднократные беседы;

    - индивидуальные и групповые консультации;

    - родительские собрания;

    - раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен;

    - привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;

    - ремонту атрибутов для кукольного театра;

    - привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);

    - показывала открытые мероприятия и праздники;

    - организовывала совместные походы в краеведческий музей с целью приобщения родителей к русской народной культуре;

    - неоднократно организовывала совместные выставки работ;

    - регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

    Большую работу провела с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры.

    - анкетирование;

    - участие в русских народных праздниках;

    - настояла на освящении здания д/с после капитального ремонта священником местной церкви;

    - проводила индивидуальную работу с педагогами по приобщению к русской национальной культуре(ходили на экскурсию в краеведческий музей);

    - неоднократно выступала на педсоветах по вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры;

    - осуществляла непрерывную связь с социумом;

    - воспитатели, работники д/с, родители помогли собрать домашнюю утварь, предметы старинного русского быта для создания мини-музея.

    Проделанная работа дала следующие результаты:

    - развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).

    - формирование знаний о культуре русского народа.

    - воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.

    - создание музея народно-прикладного искусства.

    - посещение районного краеведческого музея.

    - создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).

    - организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (конкурсы народных песен, участие в русском народном празднике «Масленица», в посиделках «Рождественские встречи»).

    - развитие отношений д/с и социума.

    - разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.

    - на районной конференции представлено выступление по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

    Интерес прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.

    Литература

    1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
    2. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
    3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
    4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
    5. Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
    6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
    7. Венгер Л. А. , Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
    8. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
    9. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
    10. Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
    11. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011г.

    Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

    В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»

    С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.

    Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

    А что может духовно обогатить среду?

    Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

    И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

    Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

    Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

    Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

    Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

    Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

    Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

    Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

    Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

    Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Посетили краеведческий музей (причем неоднократно), где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, оставило в их душах большое впечатление.

    Затем решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.

    Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.

    В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;

    Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

    Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

    Пела своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, но и сами пели своим куклам «дочкам» и про кота воркота и про гулей.

    Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

    Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

    Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

    - Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»

    - если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;

    - во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»

    - во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»

    - а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»

    Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»

    На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»

    Чтобы вызвать интерес к пословицам оформила альбом «Пословица не мимо молвится». Глядя на картинки, дети называют соответствующие по смыслу пословицы.

    Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Например, во время наблюдения за рыбками предложила следующую загадку:

    Стеклянный домик на окне

    С прозрачною водой

    С камнями и песком на дне

    И рыбкой золотой

    Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается), например:

    «На заборе сидит

    «Ку-ка-ре-ку» - кричит.

    Или

    Под полом таится

    Кошки боится.

    Или

    Маленькая, серенькая,

    Живет в норке,

    Любит корки.

    Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

    Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:

    Весной вырастают,

    Осенью опадают.

    Большую радость приносят детям игрушки. Познакомила детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

    Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; научила детей плести венки; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.

    Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.

    Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно:

    - анкетирование;

    - неоднократные беседы;

    - индивидуальные и групповые консультации;

    - родительские собрания;

    - раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен;

    - привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;

    - ремонту атрибутов для кукольного театра;

    - привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);

    - показывала открытые мероприятия и праздники;

    - организовывала совместные походы в краеведческий музей с целью приобщения родителей к русской народной культуре;

    - неоднократно организовывала совместные выставки работ;

    - регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

    Большую работу провела с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры.

    - анкетирование;

    - участие в русских народных праздниках;

    - настояла на освящении здания д/с после капитального ремонта священником местной церкви;

    - проводила индивидуальную работу с педагогами по приобщению к русской национальной культуре(ходили на экскурсию в краеведческий музей);

    - неоднократно выступала на педсоветах по вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры;

    - осуществляла непрерывную связь с социумом;

    - воспитатели, работники д/с, родители помогли собрать домашнюю утварь, предметы старинного русского быта для создания мини-музея.

    Проделанная работа дала следующие результаты:

    - развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).

    - формирование знаний о культуре русского народа.

    - воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.

    - создание музея народно-прикладного искусства.

    - посещение районного краеведческого музея.

    - создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликация).

    - организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (конкурсы народных песен, участие в русском народном празднике «Масленица», в посиделках «Рождественские встречи»).

    - развитие отношений д/с и социума.

    - разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.

    - на районной конференции представлено выступление по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

    Интерес прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.

    Литература

    1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
    2. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. - 159с.
    3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957 -240с.
    4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
    5. Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
    6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
    7. Венгер Л. А. , Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
    8. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
    9. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986 - С. 185-193.
    10. Детская психология /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399с.
    11. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2011г.