Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
методическая разработка на тему

Рябова Марина Михайловна

Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»

(представление  опыта работы в творческой группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_rannego_vozrasta_k_nar_kulture.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»

(представление  опыта работы в творческой группе)

                                                               

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства. 

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки, умению играть игрушками, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. 

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

            Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к всестороннему развитию. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, приобщение к русской культуре и самодеятельному  творчеству.

Теоретическая база опыта основана на исследованияхвыдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева.

Новизна опыта заключается в разработке цикла занятий с использованием фольклора и русских народных кукол для детей раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта: использование фольклора  в работе с детьми раннего возраста способствует приобщению детей к истокам  русской народной культуры.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

        Технология опыта

Цель: познакомить и приобщить  детей к  русскому народному творчеству, через использование фольклора.

Задачи: 

1. Создать условий в группах для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала (кукол).                                                          

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.  

4. Формировать у детей  любовь к народным игрушкам.

                           В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

 -игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Основные  направления работы:

1. Создание условий.

  В группах создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками,  потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности,

с разнообразными видами кукол: вязаные, набивные, русские народные по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; сенсорный уголок с разными видами ткани для дидактических игр.

2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.      

   С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.  Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, я готовлю ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирую у него интонационную выразительность.

Потешки мы  обыгрываем разными способами: сопровождая чтение действием соответствующей куклы. Используя кукол в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы берем куклу  на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

Во время умывания, причесывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняю  значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. Работа по проектной деятельности дала положительный результат во время адаптационного периода детей. Осуществлен проект «Русская народная игрушка». Создан музей, где собрана коллекция  русских народных игрушек . Дети с большим удовольствием играют с ними в период адаптации.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала  такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки русских  народных игрушек  животных, например: петуха, зайчика и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «Зайка серенький сидит».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем вносила «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов, цветом, формой, материалом…Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание и  содержания литературных  текстов, с помощью народных игрушек и приобщения к  русской народной культуре.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного  творчества.

Уже с раннего возраста мы  приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого.

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю  различные досуги и развлечения.  В развлечении «В гостях у бабушки», «Весёлое путешествие» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к  русским народным песням, потешкам. 

Для решения всех поставленных задач мной  подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли моё  внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и  как жанр устного народного творчества игр с куклой. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Также разработан цикл занятий на основе использования народных кукол.

3 направление Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделяем  укреплению связей с родителями. Особая благодарность родителям принявшим участие в оформлении театрализованного уголка по сказкам. 

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.   Мы (воспитатели ясельных групп) провели консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка»;мастер-класс «Народная кукла своими руками». Все необходимые рекомендации размещаем в «уголке для родителей» и на официальном сайте Рябовой М.М (nsportal) и Детский сад «Светлячок» .На родительском  собрании, семьи обмениваются своим опытом, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной культуры, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью, играми с народными игрушками. Опыт работы по данной теме был представлен за круглым столом творческой группы. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружковой работы.

Заключение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, восприятию окружающего(сенсорного), нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В дальнейшей своей работе будем  активно использовать все виды русских народных кукол, приобщать детей к  изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

 4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»

План работы по самообразованиювоспитателя  МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс  Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие  детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего...