Опыт на тему: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"
материал по теме

Волошина Галина Михайловна

В  основе данной   работы  с  детьми  и  их родителями, которые  впервые  переступают  порог  дошкольного  учреждения  лежит  формирование у  ребенка  положительного  отношения  ко  всем процессам,  формирование потребности  в  общении  со  взрослыми и  детьми,  развитие  различных  умений, соответствующих  возрастным  возможностям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Волошина Галина  Михайловна

Организация  работы  с  детьми  и  родителями  в  процессе  адаптации  в  группе  раннего  возраста

                                       Волошина  Галина  Михайловна

воспитатель  муниципального дошкольного

                                 образовательного учреждения

                                               «Центр развития ребенка – детский сад

                         «Солнышко» п. Чернянка  

                        Белгородской области»

2010

Содержание:

Информация об опыте………………………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………………………7

Результативность опыта…………………………………………………… .13

Библиографический список…..........................................................................15

Приложение к опыту …………………………………………………………16

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

 Опыт  возник  и  формировался в  муниципальном дошкольном образовательном учреждении « Центр  развития  ребенка – детский  сад «Солнышко» п. Чернянка  Белгородской области».   Приоритетным направлением работы  педагогического  коллектива  является  сохранение  психического  и физического  здоровья  детей,  интеллектуальное и  личностное развитие  каждого  ребенка,  оказание  помощи  семье  в  воспитании, осуществление  необходимой  коррекции  отклонений в  развитии  ребенка,  адаптации  к  жизни  в  обществе. Продолжительность  воспитательно -  образовательного  процесса  осуществляется  с  2-х до  7  летнего  возраста.

         В детском  саду «Солнышко»  функционирует  9  групп,   из  них, в  настоящее  время  3  группы  раннего возраста.  В группе    раннего  возраста   работаю  более   20  лет. За  это  время  много  наблюдала  за  вновь  поступающими  детьми, родителями  в   адаптационный период. Наблюдения,  беседы,  тестирование  родителей   показали,  что  очень  часто  ни  дети, ни родители  не  готовы  к  поступлению  в  ясли.

Ребенок,  переходящий  в  новые  условия  жизни  в  дошкольном  учреждении, переживает  стрессовое  состояние; у  него  появляется  торможение, возникают  ориентировочные  реакции (можно, нельзя),  напряженное  состояние, ребенок  попадает  под  целый  комплекс  воздействий.  Возникает  синдром  адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий,  что  вызывает  у  него  страх,  отрицательные  эмоции.  А  состояние  отрицательных  симптомов  рассматривается  в  медицине  как  заболевание.

Возникает  вопрос:  Нужно  ли маленького  ребенка отдавать  в  ясли?» Оформляя  ребенка  в  детский сад,  ясли  родители  часто переживают:  Как  встретят  ребенка?  Будет  ли    ему  хорошо  в  яслях?  Как его  будут  кормить, поить,  укладывать  спать?  Волнение вполне  объяснимо:  родители впервые  оставляют  ребенка  с  незнакомыми  людьми.  

Это  волнение  усугубляется,  если,  ребенок  не  хочет  расставаться  с  привычным  и  близким,  отказывается  порой  идти  в  группу.  Мамы  или проникаются  еще  большим сочувствием  к  ребенку, порой  в ущерб  интересам  воспитателей,  или, стараясь  не  реагировать  на  слёзы и просьбы  сына, дочери,  молча  ведут  в  детский сад.

Поэтому   необходимо     провести   работу  с  родителями,  чтобы  их  дети  могли  легко  войти  в  детский коллектив.

В  основе данной   работы  с  детьми  и  их родителями, которые  впервые  переступают  порог  дошкольного  учреждения  лежит  формирование у  ребенка  положительного  отношения  ко  всем процессам,  формирование потребности  в  общении  со  взрослыми и  детьми,  развитие  различных  умений, соответствующих  возрастным  возможностям.

Актуальность  опыта  

Актуальность  опыта  заключается  в  том, что проблема  детского  сада -  хорошо  это  или плохо,  отдать  ребенка  или  не  отдавать -  рано  или  поздно  возникает  в  каждой  семье.  Актуальность  проблемы  почти  не  зависит  от  уровня  благосостояния  семьи  и  от  занятости  родителей,  каждый  из    которых  имеет  свой  собственный  опыт  и  свое  личное мнение  о  достоинствах  и  недостатках  детских  дошкольных  учреждений. Вне  всякого  сомнения,  принятие  решения  родителями  во  многом  определяются  личным  опытом.  Тем  не  менее,  посещение  детского  сада  имеет  свои  плюсы  и  минусы,  определенные  не  с  точки  зрения   конкретных  мам  и  пап,  а  с точки  зрения науки,  точнее  наук -  педагогики,  медицины,  психологии, социологии.  С  точки  зрения  науки  в  целом  детский сад  рассматривается  как  фактор  положительный,  абсолютно  необходимый  для  полноценного  воспитания. И  с  этим     согласна,  потому  что человек  с  незапамятных  времен  -  существо  коллективное.  Искусство  общения  с  другими  членами  сообщества  во  многом  определяет  всю  жизнь  человека. Этому,  несомненно,  стоит  учиться  с  детства -  никакая  семья,  никакие  няньки- гувернантки, никакие  неработающие бабушки  не  с  состояние  заменить  детский сад.

В настоящее время  потребность  в  общественном  воспитании маленьких детей,  в  ясельных группах  не  утратила  своей  актуальности;  более она  возросла, вот  почему  требуются активные  действия для  решения  этих проблем.  Необходимо  восстановить  систему  общественного  воспитания  детей раннего  возраста.  Ныне  пред  наукой и  практикой  ставятся  следующие  задачи:

  1. существенно  обновить ясельную  систему  воспитания в  целом;
  2. повысить  качество  жизни  детей  раннего  возраста  в  условиях  как  детского  сада,  так и  семьи;
  3. поднять в  глазах  родительской общественности  авторитет  групп  раннего  возраста  как  современной  развивающей  системы,  необходимой  и  полезной  маленькому  ребенку.

И  так, отсюда  выходит  противоречие,  имея   потребность  в  общественном  воспитании маленьких детей,  в  ясельных группах,  наблюдается  недоверие   родителей  к  группе  раннего  возраста,  отсюда  вытекает    боязнь    рано  отдавать  детей  в  дошкольное  учреждение. В  ДОУ «Центр развития  ребенка -  детский  сад «Солнышко» недостаточно сформирована  система  работы  с  родителями  по  проблеме     подготовки  детей    к  посещению  в  дошкольное  учреждение.

Учитывая всё выше сказанное,  считаю, что  проблема  адаптации  у детей   раннего  и  дошкольного возраста –  важная и   необходимая  область теории  воспитания и обучения,  актуальность,  которой  диктуется современными  условиями.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Важность и актуальность  рассматриваемой   проблемы,  определила выбор темы: « Организация  работы  с  детьми  и родителями  в  процессе  адаптации  в  группе  раннего  возраста».

Ведущая педагогическая  идея 

Ведущая педагогическая  идея  заключается  в  организации работы   в группе  раннего  возраста,  которая  приводила бы  к наиболее адекватному, почти  безболезненному  приспособлению  его  к  новым  условиям, позволяла  бы  формировать  положительное отношение  к  детскому саду, навыки  общения, прежде  всего  со  сверстниками.

Длительность  работы  над  опытом:

Работа  велась на  протяжении  трех лет   и  строилась  как  совместная  работа  детского  сада  и  семьи  в  интересах  ребенка.

I этап – начальный – сентябрь 2007 – ноябрь 2007 года.

II этап – основной – декабрь 2007 – август 2009 года

III этап – заключительный – сентябрь 2009 года

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, на формирующем этапе была проведена работа по апробации разработанного плана и намеченных путей обучения  правил  безопасного  поведения   в  быту. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность проведенной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон  опыта

Диапазон  опыта охватывает  систему  работы  с  детьми  группы раннего   возраста,  родителей  и  педагогов  ДОУ «Солнышко».

Теоретическая  база

Традиционно  под адаптацией  понимается  процесс  вхождения  человека в  новую для  него среду  и  приспособления к  ее  условиям. Адаптация  является  активным  процессом,  приводящим  или  к позитивным (адаптированность, то есть  совокупность  всех  полезных  изменений  организма  и  психики)  результатам,  или  негативным стресс).  При  этом  выделяются  два  основных критерия  успешной  адаптации: внутренний  комфорт (эмоциональная  удовлетворенность)  и  внешняя  адекватность  поведения (способность  легко  и  точно  выполнять  требовании  среды).

По словам  В.А.  Сухомлинского,  чтобы  правильно  и  эффективно  организовать  процесс  адаптации  в  условиях  дошкольного  учреждения нужно «проникнуть  в  духовный  мир  ребёнка.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Многочисленные    исследования  отечественных и  зарубежных  педагогов  и  психологов  убедительно  доказывали,  что  привыкание  ребенка  к  новым  для  него  условиям  дошкольного  учреждения,  так  называемый  период адаптации, в  основном  зависит  от  того, как  взрослые  в  семье  смогли  подготовить  малыша  к  этому  ответственному  периоду  в его жизни.

Один  из  ведущих  специалистов  по  воспитанию  детей  раннего  возраста  профессор  Н.М.  Аксарина,  касаясь  данной темы,  всегда  приводила  один  и  тот же  пример.  Садовник,  собираясь  пересаживать  дерево,  готовит  участок,  бережно  выкапывает  дерево, стараясь  не  повредить корневую  систему,  пересаживает  вместе  с  землей.  Несмотря  на  это,  дерево  болеет,  на новом  месте,  пока  не  приживется.

        Взрослые в семье  понимают,  что  адаптационный  период – один из  самых  сложных  в  жизни  ребенка.  Все  охают  и  ахают.  Причитают  и  волнуются  за  него,  но  не  более  того.  В  один  из  дней  приводят  в  детский  сад  и  оставляют одного  среди незнакомых  взрослых и  в  незнакомой  обстановке.

        В  ходе  комплексного  исследования, проведенного    учеными в  разных  странах («Социальная  адаптация  детей  в  дошкольных учреждениях»/под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской,  Е. Шмидт - Кольмер,  А.  Атанасовой - Буковой. – М., 1980), было  выделено  три  фазы  адаптационного  процесса:

1) острая  фаза  или  период  дезадаптации,  которая  сопровождается  разнообразными  колебаниями  в  соматическом  состоянии  и  психическом  статусе, что  приводит  к  снижению  веса,  частым  респираторным  заболеваниям, нарушению  сна,  снижению  аппетита,  регрессу  в  речевом  развитии (длится  в  среднем  один месяц);

2) подострая  фаза   или  фаза  собственной  адаптации характеризуется  адекватным  поведением  ребенка,  то  есть  все  сдвиги  уменьшаются  и  регистрируются лишь  по  отдельным  параметрам  на  фоне  замедленного  темпа  развития,  особенно  психического, по  сравнению  со  средними  возрастными  нормами (длится 3-5 месяцев);

3)фаза компенсации  или  период  адаптированности  характеризуется  убыстрением  темпа  развития,  в  результате  дети  к  концу  учебного  года  преодолевают  указанную  выше  задержку  темпов  развития, в результате  дети    концу  учебного  года  преодолевают  указанную  выше  задержку  темпов  развития,  дети  начинают  ориентироваться  и  вести  себя спокойнее.

Кроме  того,  различают  три  степени  тяжести  прохождения  острой  фазы  адаптационного  периода:

- легкая  адаптация: к  20- му  дню  пребывания  в  детском  учреждении  нормализуется  сон,  ребенок  нормально  ест, не  отказывается  от  контактов  со  сверстниками  и  взрослыми, сам  идет  на  контакт. Заболеваемость не  более  одного раза  сроком  не  более  10- дней, без  осложнений.  Вес  без  изменений;

-адаптация  средней тяжести:  поведенческие  реакции  восстанавливаются  к 30-  му  дню  пребывания  в  детском  учреждении.  Нервно-психическое  развитие  несколько  замедляется (замедление речевой  активности).  Заболеваемость  до  двух  раз  не  более 10- ти  дней,  без  осложнений.  Все  не  изменился  или  несколько  снизился.

- тяжелая  адаптация:  характеризуется,  во- первых,  значительной  длительностью (от  двух до шести  месяцев и больше0  и тяжестью  всех проявлений.  

-очень  тяжелая  адаптация: около  полугода  и  более.  Встает  вопрос -  стоит  ли  ребенку  оставаться  в  детском саду,  возможно,  он «несадовский» ребенок.

        Важнейший  компонент  адаптации -  согласование  самооценок  и  притязаний ребенка  с  его  возможностями  и  с  реальностью  социальной  среды.  Различают  следующие  уровни  адаптации: физиологический, биологический, психологический,  социальный.

Новизна  опыта 

Новизна  опыта  заключается в том,  период  адаптации  в  группе  раннего  возраста  детского  сада  «Солнышко»  осуществляется  постепенным   поэтапным   переходом  ребенка  из  семьи  в  дошкольное  учреждение.

Технология  опыта

Целью  данного  опыта  является  научить  ребенка  вступать  в  общение  со  взрослыми  и  детьми  

Задачи:

-изучить теорию  и  практику по выявленной  проблеме;

- создать условия  для  охраны  и  укрепления  здоровья  детей, облегчения  периода  адаптации  к  условиям  дошкольного учреждения;

- создать  предметно - развивающую  среду (использование  нетрадиционных  форм);

-определить  необходимые  условия  для  развития  общности « дети -  родители- педагоги»  на  принципах  открытости, диалога,  гуманности;

-создать информационный  банк  по  вопросам  организации  партнерства  образовательного  учреждения и  семьи;

-диагностика  родителей (использование  беседы,  анкетирование);

- подобрать  игры  для  детей  в  адаптационный период;

- разработать  рекомендации  для родителей   детей раннего  возраста,  поступающих  в  детский  сад;

 Считаю, что   для  того чтобы  процесс  привыкания  к детскому  саду  не  затягивался,  необходимо  следующие:

  1. Создание  эмоционально  благоприятной  атмосферы  в  группе.
  2. Работа  с  родителями, которую  желательно  начинать  еще  до  поступления  ребенка  в  детский сад.
  3. Правильная  организация  в  адаптационный  период  игровой  деятельности,  направленной  на  формирование  эмоциональных  контактов  «ребенок – взрослый» и «ребенок -  ребенок»  и  обязательно  включающей  игры  и  упражнения.

Организация   образовательного  процесса

Организация адаптационного  периода основана на использовании следующих способов включения  детей  и  родителей:

  1. В группе  раннего  возраста педагог   создает  условия  для  успешной  адаптации  детей;
  2. Осуществляются   подбор  игр  в  период  адаптации;
  3. Организует  работу  с  родителями.

  Одним из важнейших условий получения достоверных результатов являлось установление эмоционального контакта и взаимопонимания между взрослым и детьми.  В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся:  «полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; веселые, детские панно;

мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

В групповом помещении  все зоны  оформлены  так,  чтобы  группа  стала более уютной, домашней и привлекательной  для детей.

Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

При  отработке  системы управления  процессом  адаптации  используются  следующие  варианты  адаптационного  воздействия, зависящие  от  степени активности  воспитанников:

  1. усвоение  и подчинение  распорядку  дня;
  2. обновление  развивающей  среды, при  которой  используются  нешаблонные  формы  и  методы её «привлекательности»;
  3. создание  устойчивых ритуалов, традиций  как факторов  ускорения приспособляемости  ребенка.  

Содержание образования

Содержание работы с детьми раннего  возраста планируемого результата развития определяет «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» под редакцией М.Васильевой и   практическое  пособие «Адаптация  детей  раннего  возраста  к  условиям  ДОУ» Л.В.  Белкиной., которая подверглась корректировке в соответствии с поставленными целями и задачами, которая состоит из серии специально организованных развивающих игр, составленных с учетом уровня развития детей, их индивидуальных и возрастных особенностей. Наряду с тем был составлен план  адаптационных  мероприятий  на    весь учебный год, который предусматривал включение игр и упражнений для   формирования у  детей положительного  отношения  ко  всем процессам,  формирования потребности  в  общении  со  взрослыми и  детьми,  развитие  различных  умений, соответствующих  возрастным  возможностям.

Чтобы  избежать  ненужных  осложнений  на  первом  этапе  адаптации  и  обеспечить  оптимальное  её  течение, осуществляем  постепенный  переход  ребенка  из семьи  в  дошкольное  учреждение.  Работа  проводится  в  несколько  этапов.

Этап I. Подготовительный (апрель -  май)

Работа  с родителями.

1)знакомство  с  группой  во  время  постановки  на  очередь;

2)ознакомление  с  условиями  пребывания  в  детском  саду,  характеристикой  возрастных  возможностей,  показателями  развития  детей  раннего возраста;

3) анкетирование

-социальное;

-медицинское;

4) знакомство  с  особенностями  адаптационного  периода  и  факторами,  от  которых  зависит  его  течение:

-состояние здоровья;

-уровень  развития;

- коммуникабельность;

-сформированность  предметной  и  игровой деятельности;

-наличие  навыков  самообслуживания;

5)предварительное  знакомство  с  детьми группы,  посещение группы  родителями  вместе  с  детьми (от 2 до 5 дней).  Анкетирование  родителей  по  определению  готовности  поступления  ребенка  в  детский сад.

        Медико-психологическая  служба:

-прогнозирует  течение  адаптации  по  проведенному  анкетированию;

-выявляет  группу  риска;

- разрабатывает  рекомендации  для  родителей  и  педагогов;

-разрабатывает  последовательность  приема  детей  в группу;

-определяет   длительность  пребывания  ребенка  в адаптационном  периоде.

Этап II. Наблюдений (июнь - август)

1)поэтапный  прием  детей  в  группу;

2)постепенное  увеличение  времени пребывания  детей в группе;

3)наблюдение  за  поведением  детей

4)консультирование  родителей;

5)разработка  индивидуального  режима  для каждого  ребенка;

6)оформление  листов  адаптации,  оценка  уровня  нервно- психического  развития  детей.

        Этап III. Анализ  и выводы (сентябрь - октябрь)

1)обработка  результатов:

-анализ  адаптивных  листов;

-анализ  индивидуальных  карт  развития.

2) выявление  детей с  тяжелой  степенью  адаптации.

3)  Индивидуальная  работа  с  детьми.

4) Рекомендации  родителям  и  педагогом  по  проведению  коррекционо-  развивающих  занятий (игр) с  детьми.

5)  Внесение  изменений  в  существенную  модель  работы.

Формы, методы и средства  

воспитательно – образовательной работы

        В процессе работы  использовала  следующие   формы и методы                

 по  организации  процесса  адаптации  ребенка  к новым  условиям,  при  этом  строго  учитывала возрастные  особенности  детей:

-наблюдения за поведением детей;

-беседы с родителями;

-опрос- анкетирование  родителей « Ваш  ребенок  дома.  Какой  он?»;

-элементы  телесной  терапии;

- засыпание  с  любимой  мягкой  игрушкой;

-подвешивание  над  кроваткой  возбудимого  ребенка  мешочка  с  успокаивающими сборами  трав;

-рассказывание  сказок, пение  колыбельных  перед  сном,  игровые  методы  взаимодействия  с  ребенком;

- создание  положительных установок  на  предстоящие  режимные  процессы;

- близкое  знакомство  с  семьей, рассматривание семейных  альбомов  в  группе;

-приглашение  семей  в  группу.

 - развивающие  игры; 

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта.  

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Поэтому  работу  с  родителями  начинаю еще  до  поступления  ребенка  в  детский  сад  (приложение № 1).  Моя  первая  задача  успокоить  прежде  всего  взрослых.  Для  этого  я  приглашаю  их  осмотреть  групповые  помещения, показываю  шкафчики, кровать,  игрушки, рассказываю,  чем  ребенок  будет  заниматься,  во  что  играть, знакомлю  с  режимом  дня.  И  вместе  с  родителями  обсуждаем,  как  облегчить  период  адаптации.  Затем    провожу  анкетирование  родителей,   чтоб  узнать  об  их  ребенке  как  можно  больше. Считаю, что    в  свою  очередь родители  должны  внимательно  прислушиваться  к  советам  педагога,  приминать  к сведению мои  консультации, наблюдения  и  пожелания. Ведь,  если  ребенок  видит  хорошие, доброжелательные  отношения  между  своими  родителями  и  воспитателями,  он гораздо  быстрее  адаптируется  в  новой  обстановке.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяю психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

- Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

- Нервно психическое развитие;

- Черты личности;

С опорой на эти блоки  составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в   которой  фиксируются ответы родителей во время беседы.

Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Затем  предлагаю   постепенно  приучать  ребенка  к  детскому  саду.  Для  этого я  рекомендую  родителям  в  первые  дни  приводить  ребенка  только  на прогулку -  так  ему  проще  познакомиться  с воспитателями  и  другими  детьми. Причем  желательно  приводить  малыша  не  только  на  утреннюю,  но  и  на вечернюю  прогулку,  когда  можно  обратить  его  внимание  на  то,  что  мамы  и  папы  приходят  за  детьми,  как  они радостно  встречаются.

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

Во-первых, в коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположена  информация  по  адаптационному  периоду  в группе  раннего  возраста;

Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье;  выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;  установление партнерских, доброжелательных отношений.

Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету (приложение №2), в  свою  очередь  заполняется  лист  педагогической  адаптации (приложение № 3)

Большое  значение  процессу  привыкания  к  детскому  саду  придаю  созданию  эмоционально  благоприятной  атмосферы  в  группе.  Для  этого  стараюсь сформировать  у  ребенка  положительную  установку,  желание  идти  в  детский  сад.  Поэтому   я    создаю  атмосферу  тепла,  уюта  и  благожелательности  в  группе.  Наблюдения  показали, что  если  ребенок  почувствует  с  первых  дней  это  тепло,  исчезнут  его  волнения и  страхи,  намного  легче пройдет  адаптация.

Правильная  организация  в  адаптационный  период игровой  деятельности,  направленной  на  формирование  эмоциональных контактов, «Ребенок-  взрослый» и  «Ребенок -  ребенок»  и  обязательно  включающей  игры  и  упражнения   значительно  ускоряет  процесс  привыкая  ребенка  к  детскому  саду.

Основная  задача  игр  в  этот  период -  формирование  эмоционального  контакта, доверия  детей  к  воспитателю.  Ребенок  должен   увидеть в воспитателе  доброго,  всегда  готового  прийти  на  помощь  человека( как  мама)  и  интересного  партнера  в  игре. Эмоциональное  общение  возникает  на  основе  совместных  действий, сопровождаемых  улыбкой,  ласковой   интонацией, проявлением  заботы к  каждому  малышу.  Первые  игры  провожу  фронтальные, чтобы  ни  один  ребенок  не  чувствовал  себя  обделенным  вниманием. Инициатором  игры  всегда  выступаю  я.  Игры  выбираю  с  учетом  возможностей  детей,  места  проведения (приложение № 4)

Чтобы успешно прошла адаптация, использую стихи, песенки, потешки.  Во время укладывания, обязательно напеваю колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

В нашей группе «Карапузик»  предлагаю  специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.

-подбираю  игрушки-забавы, куклы Бибабо.

Часто провожу  игру «Солнышко»,  которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому провожу ее в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.

Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!»

Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают»,  должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание  и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Результативность:

Проделанная  работа  дала  положительный  результат. Дети  мой  группы  безболезненно    проходили  процесс адаптации, о чем  говорят  анкеты  родителей (приложение № 5)

При  проведении  наблюдений  за  детьми    в  самостоятельной  деятельности  (игра,  манипулирование  с  предметами, самообслуживание),  диагностика, анкетирование  родителей   я  опиралась на следующие  показатели:

-эмоциональное  состояние  ребенка (слезы, улыбка);

-характер  деятельности (подражание,  игровые  действия);

-отношение  к  окружающим  взрослым  и  сверстникам (негативное. положительное);

-особенности  речи;

- содержание  потребности  в  общении.

Полученные  результаты  свидетельствуют  о  положительной  работе  не  только  группы  раннего  возраста,  но  специалистов  ДОУ:  педагога- психолога,  медицинских работников, музыкального  руководителя,  а  также родителей. 

Построенная таким образом работа позволяет:

-сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;

-показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.

Итак, проведение комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Библиографический  список

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.

3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ./авт. –сост. Л.В. Белкина- Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

8. Заводчикова О.Г. Адаптация  ребенка  в детском  саду./О.Г. Заводчикова.-М.:Просвещение, 2007, -79с.

9.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

11 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.

12 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.

13 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.

14 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.

15.Соколовская Н.В.Адаптация  ребенка   к  условиям  детского  сада: управление  процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост.Н.В. Соколовская.- Волгоград6Учитель, 2010.-188с.

16. Тонкова-Ямпольская Р.В. «Основы медицинских знаний»- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.

Приложение

  1. Приложение № 1 Консультация  для  родителей,  тест,  перспективный  план  для  работы  с  родителями

  1. Приложение  №2  Анкета  для  родителей

  1. Приложение №3 Лист  педагогической   адаптации

  1. Приложение  № 4 Игры  в  период  адаптации

  1. Приложение № 5 Заключение  об  адаптации

 

 



Предварительный просмотр:

Волошина  Галина  Павловна

Приложение № 1

                                                                                                                                                                           

                        Консультация « Стили семейного воспитания»

Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций  в

            условиях семьи.                            

Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания;            

              помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и

              методов воспитания в семье; оказать помощь в организации

              содержательной и радостной жизни ребенка.

Проводится самодиагностика. Тест « Какой вы родитель?»

Беседа с родителями по результатам самодиагностики.  

Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания.

    Императивный (авторитарный) стиль.

Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей,

жесткий контроль всех сфер жизни ребенка, подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелые,  чем сверстники, пользующиеся большей свободой.

    Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки).

Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки.

    Гиперопека.

Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приводит к пассивности, несамостоятельности,  трудностям в общении со сверстниками.

    Гипоопека.

Детям позволено делать все, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. Но дети должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.  Такие дети становятся  зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

    Демократический стиль.

Родители и ребенок стоят на позиции дружественного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость при достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением.

         Какова атмосфера вашей семьи?

   В какой семье дети чувствуют себя нужными  любимыми, вырастают здоровыми и умными?

Только в той семье, где:

  1. принимается любое индивидуальное различие:
  2. любовь выражается открыто:
  3. ошибки служат для приобретения нового опыта:
  4. общение откровенно и доверительно:
  5. личная ответственность и честность – часть взаимоотношений.

 Какой стиль воспитания преобладает в вашей семье? Почему? Какие новые слова появились в речи Вашего ребенка в последнее время?

Тест: «Какой вы родитель?»

     Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:

«Какой Вы родитель?». Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

N п/п

  Вопросы и фразы

Баллы

  1

Сколько раз тебе повторять?

      2

  2

Посоветуй мне, пожалуйста

      1

  3

Не знаю, что бы я без тебя делала

      1

  4

И в кого ты такой уродился?

      2

  5

Какие у тебя замечательные друзья!

      1

  6

Ну на кого ты похож (а)?

      2

  7

Я в твои годы!...

      2

  8

Ты моя опора и помощник (ца)

      1

  9

Ну что за друзья у тебя?

      2

 10

О чем ты только думаешь?

      2

 11

Какая (ой) ты у меня умница!

      1

 12

А, как ты считаешь, доченька(сынок)?

      1

 13

У всех дети, как дети, а ты...

      2

 14

Какая (ой) ты у меня сообразительная(ый)!

      1

                                 Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

  Если вы набрали 5 – 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

  Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

  11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено  влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

                                                                     



Предварительный просмотр:

Волошина  Галина  Михайловна

Приложение № 1

Перспективный план работы

Педагоги

Родители

Дети


Апрель-

май


Консультация «Как проводить «Первичное визитирование»,   Собеседование  “Психологические особенности детей 2-го и 3-го года жизни”


«Первичное визитирование» Заполнение анкет.  Встреча со старшей медсестрой, заполнение мед. анкеты. Встреча с  педагоги  психологом  «Давайте познакомимся»


Индивидуальные встречи с  педагогом- психологом «Давайте познакомимся». Совместное с родителями посещение участков и групп д/сада


 

     июнь


Семинар- практикум «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в адаптационной группе»

Ведение листов  адаптации.


Круглый стол «Адаптпация это серьезно»(заведующий,ст.воспитатель)

Встреча с педагогом-психологом «Давайте  познакомимcя»


Наблюдение за детьми в группе.

Проведение адаптационных игр и упражнений.



июль


Консультация «Игры в период адаптации»

Ведение листов адаптации.

Индивидуальные консультации по запросам педагогов.


Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации?»

Папка «Советы психолога»: “Психологические особенности детей 2-го (3-го) года жизни.”


Наблюдение за детьми.

Проведение адаптационных игр и упражнений.



август


Семинар-практикум «Диагностика психического развития детей 2-го и 3-го года жизни»

Консультации по запросам педагогов.


Консультация «Стили семейного воспитания», тест «Какой вы родитель?»

Индивидуальные консультации по запросам

родителей.


Наблюдение за детьми в группе.

Проведение адаптационных игр и упражнений


сентябрь



Минипедсоветы  в группах по результатам адаптации.

Круглый стол с участием всех специалистов «Итоги адаптации»


Индивидуальные консультации по запросам родителей. Практикум «Вместе весело играть…»


Диагностика психического развития детей 2-го, 3-го года жизни.

       



Предварительный просмотр:

Волошина  Галина Михайловна

Приложение № 2

.

Анкета для родителей:

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

        а) бодрое, уравновешенное

        б) раздражительное, неустойчивое

        в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

        а) быстро (до 10 мин.)

        б) медленно

        в) спокойно

        г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

        а) дополнительные воздействия ______________________________________________

                                                                                                 (какие?)

        б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

        а) 2 часа

        б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

        а) хороший

        б) избирательный

        в) неустойчивый

        г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

        а) положительно

        б) отрицательно

        в) не просится, но бывает сухой

        г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

        а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________                            

                                                                                                                                                                        (указать)

        б)    нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

        а) умеет играть самостоятельно

        б) не всегда

        в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

        а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

         а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

        а) да

        б) нет

        в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

        а) да

        б) нет

        в) перенес разлуку легко

        г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

        а) да

        б) нет      



Предварительный просмотр:

Волошина  Галина  Михайловна

Приложение № 3

 

Лист  педагогической  адаптации.

Фамилия, имя ребенка ________________________

Дата рождения ____________________________

Дата поступления в ДОУ _____________________

Возраст при поступлении ____________________

Группа здоровья ___________________________

Данные антропометрии: рост _____  вес ______ (при поступлении)

                                                    рост _____  вес ______ (через месяц)

Заболевания до поступления __________________________________________________________

Индивидуальные особенности _________________________________________________________

Привычки ________________________________________________________________________

Параметры

Дни наблюдений/оценка параметров в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Показатели физического здоровья

Аппетит

в группе

дома

Сон

Стул

Мочеиспускание

Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________

Оценка адаптационного периода: _____________________

Воспитатели: ___________________________________

Оценка параметров адаптации.

Параметры

Оценка /баллы/

3

2

1



Показатели физического здоровья

аппетит

хороший

выборочный, ест долго

отказ от еды

сон

глубокий

засыпает с трудом

тревожен во сне

стул

регулярный

учащенный

запор

мочеиспускание

регулярное

учащенное

редкое

Степень адаптации:

ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов

СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов

ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов



Предварительный просмотр:

Волошина  Галина Михайловна

Приложение № 4

Игры  в адаптационный период с  детьми 2-3 лет

Основная  задача  игр в этот период -  формирование эмоционального  контакта, доверие  детей к  воспитателю.

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

знакомство;

игры с использованием игрушек и предметов;

контакт руками;

телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки.  При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.

налаживания контакта с ребенком.

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

– Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

– Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка  со  взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

– Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами:

– Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Иди ко мне

Ход  игры.  Взрослый  отходит  от  ребенка  на  несколько  шагов и  манит  его  к  себе,  ласково приговаривая: «Иди ко  мне,  мой  хороший!»  Когда  ребенок  подходит, воспитатель его  обнимает:  «ах, какой  ко  мне  хороший  Коля  пришел!»

Пришел  Петрушка

Материал. Игрушка  Петруша, погремушки.

Ход  игры. Воспитатель  приносит  Петрушку,  рассматривает  его  с  детьми.  Петрушка  гремит  погремушкой, потом  раздает погремушки  детям.  Они  вместе  с  Петрушкой  гремят  погремушками,  радуются.

Выдувание мыльных  пузырей

Ход игры.  Воспитатель  на  прогулке  выдувает  мыльные  пузыри. Пробует получить  пузыри, покачивая трубочкой, не  дуя  в  неё.  Считает, сколько  пузырей  может  удержаться  на  трубочке за  один раз. Пытается  поймать  на лету все  пузыри, пока  они   не  коснулись  земли. Наступает  на  мыльный  пузырь  и  удивленно спрашивает  у детей,  куда он  пропал.  Затем  учит  каждого  ребенка  выдувать  мыльные пузыри (напрягать  мышцы  рта  очень  полезно  для  развития  речи.)

Хоровод

Ход  игры. Воспитатель  держит ребенка  за  руки  и  вместе с ним  ходит  по кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

Кружим, кружим хоровод,

До  того  мы  закружились,

Что  на  землю  повалились.

Бух!

При  произнесении  последней  фразы  оба  падают  на землю.

Вариант  игры. Воспитатель  держит  ребенка за  руки и  вместе  с ним  ходит  о  кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

 Водим, водим  хоровод,

Как  заканчиваем круг,

Дружно  прыгаем  мы  вдруг, Гей!

Взрослый  и  ребенок  вместе  подпрыгивают.

                                 

Покружимся

Воспитатель  берет  игрушечного  мишку,  крепко  прижимает  его  к  себе  и  кружится  с  ним.  Дает  другого  мишку  малышу  и  просит  также  покружиться,  прижимая к себе игрушку.

Затем  воспитатель  читает  стишок  и  действует в  соответствии  с  его  содержанием.  Ребенок  вслед  за  ним  выполняет  его  движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь.

           А потом  остановлюсь.

        Быстро- быстро  покружусь,

        Тихо- тихо  покружусь,

        Я кружусь, кружусь, кружусь

        И на землю  повалюсь!

Прячем  мишку

        Воспитатель  прячет  знакомую  ребенку большую  игрушку( например,  медведя)  так, чтобы  она  немного  была  видна. Говорит: «Где  мишка?» -  ищет  его  вместе  с  ребенком. Когда  малыш  найдет игрушку,   воспитатель  прячет ее  так,  чтобы искать  было сложнее. После  игры  с  мишкой  прячется  сам  воспитатель,  громко  произнося: «Ку-ку!». Когда  ребенок  найдет  его, он  перебегает  и  прячется  в  другом  месте. В конце  игры  воспитатель  предлагает  спрятаться  ребенку.

Солнышко и дождик

        Дети  присаживаются  на  корточки  позади  стульев, расположенных  на  некотором  расстоянии  от  края  площадки  или  стены  комнаты, и  смотрят  в «окошко» (в  отверстие  спинки  стула).  Воспитатель  говорит6 «на небе  солнышко!  Можно  идти  гулять».  Дети  бегут  по всей площадке.  По сигналу «Дождик! Скорей  домой!»  бегут на  свои  места  и  присаживаются  за  стульями. Затем  игра  повторяется.

Хоровод с куклой (проводится  с 2-3  детьми)

        Воспитатель  приносит  новую куклу,  здоровается  с  детьми,  гладит  каждого  по  голове.  Затем  просит  детей  по  очереди подержать  куклу  за  руку. Кукла  предлагает  потанцевать.  Воспитатель  ставит  детей в  кружок, берет  куклу  за  одну  руку,  другую  дает  ребенку  и  вместе  с  детьми  двигается  по  кругу вправо и  влево,  напевая  простую  детскую  мелодию (например, «Веселую  дудочку» М.  Красева).

Догонялки (проводится  с 2-3 детьми)

        Кукла,  знакомая  детям  по  игре «Хоровод  с куклой»,  говорит, что  хочет  поиграть  в  догонялки.  Воспитатель  побуждает  детей убегать  от  куклы,  прятаться  за  ширму.  Кукла  их догоняет, ищет, радуется, что  нашла, обнимает: «Вот  мои  ребятки».

Солнечные  зайчики

        Воспитатель  маленьким  зеркальцем  пускает  солнечных  зайчиков,  декламируя:

        Солнечные  зайчики

        Прыгают на  стене.

        Помани  их  пальчиком,

        Пусть  бегут  ко  тебе!

По  сигналу «Лови  зайчика!» дети  пытаются  его  поймать.  Игру  можно повторить 2-3 раза.

Игра  с  собачкой

        Воспитатель  подходит  с  собачкой  к ребенку,  имя, которого  названо, предлагает  взять  ее  за  лапу, покормить.  Приносит  миску  с воображаемой  едой,  собачка «ест  суп»,  «лает»,  говорит  ребенку: »Спасибо!»

        При  повторении  игры  воспитатель  называет  имя  другого  ребенка.

Игра  с  кистями  рук

(Выполняя  движения,  воспитатель просит  ребенка  повторять  их).

Взрослый  опускает  пальцы  вниз  и шевелит  ими – это «струи  дождя2.  Складывает  пальцы  каждой  руки колечками  и прикладывает  к  глазам,  изображая  бинокль.  Рисует пальцем – «кисточкой»  кружки  на  щеках ребенка, проводит  сверху  вниз  линию  по его  носу  и  делает  пятнышко  на  подбородке.

        Стучит  кулаком  о  кулак,  хлопает  в  ладоши.  Чередуя  такие  действия,  воспитатель  создает определенную  последовательность  звуков, например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп,  стук-  хлоп-хлоп и т.д.

Покатаемся  на  лошадке

        Воспитатель  сажает  ребенка  на  лошадку – качалку  и  говорит: «Маша  едет на  лошадке (произносит  тихим  голосом), нно-нно» Ребенок  повторяет  тихо: «Нно-нно». Воспитатель: «Чтобы  лошадка  бежала  быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги  лошадка!» (сильнее раскачивает  ребенка)

Малыш  повторяет  фразу  вместе  с  воспитателе5м,  затем  самостоятельно. Важно  добиться, чтобы  ребенок  произносил  звук (н)   протяжно, а  все  звукосочетание -  громко  и  четко.

        Игра  развивает речевую  активность.

Дуть  во  что- нибудь и на что- нибудь

        Воспитатель  дует на маленький  воздушный  шарик  через  соломинку, заставляя  его  перемещаться  по  комнате.  Дует  на  все  пальцы, затем  на  каждый отдельно.  Сдувает  листочек  с  ладони  ребенка.  Дует  на  цветок  или травинку. Ребенок  повторяет  действия  взрослого.

Подуй  на  шарик, подуй  на  вертушку, подуй в  рожок

На  уровне лица  ребенка  подвешивается  воздушный шарик, а  перед ним  на  стол  кладут  вертушку  и рожок. Воспитатель  показывает. Как  надо  дуть  на воздушный  шарик, чтобы  он высоко  взлетел, и  предлагает  ребенку  повторить действие. Затем  воспитатель  дует  на  вертушку, чтобы  она  завертелась, дудит  в  рожок. Ребенок  повторяет.



Предварительный просмотр:

Волошина   Галина Михайловна

Приложение № 5

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

      3.  Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

     А) действия всех сотрудников

      Б) совместные действия сотрудников и родителей

      В) действия родителей

  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

5.  Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....

Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"

Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)

Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...