Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников
учебно-методический материал по теме

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Идея взаимосвязи  общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе  в Законе РФ, ст.18: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».

В "Концепции дошкольного воспитания» и "Положении о дошкольном образовательном учреждении" говорится о том, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается у детей дошкольного возраста, однако при этом ярко выделяется несоответствие между стремлением и умением общаться. Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.

Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Сюда входит также помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для успешного формирования коммуникативной компетенции их ребёнка.

Следует отметить, что в присутствии родных овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку ребёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то, что коммуникативная компетенция формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

В работе с семьёй я использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников

Семинары, практические занятия, конференции, круглые столы, беседы, родительские собрания, консультации.

Включение

родителей

в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников

Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, праздники, развлечения, проекты, создание семейных фотоальбомов, стенгазет. Оформление группы к  тематическим неделям и  календарным праздникам.

        Семинар-практикум для родителей  - форма педагогического просвещения родителей с использованием интерактивных методов, позволяющих эффективно общаться с родителями.

        С целью знакомства родителей с коммуникативными техниками «активного слушания», «я - сообщений» и предупреждения конфликтных ситуаций, отработки навыков общения  был проведен семинар-практикум для родителей "Общение с ребенком в семье как диалог».      

        Сначала родителей познакомили с техникой «активного слушания», смысл  которой заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку (взрослому) в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство, с правилами активного слушания и положительными результатами применения данной техники. В результате обсуждения данной техники было сделан вывод - очень важно уметь слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.

         Также родителей познакомили с техникой «Я-сообщения», главное правило которого - говорить о своих чувствах ребенку от первого лица, сообщать о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Завершая встречу, был сделан вывод о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение их совсем другое - установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности.

      Одна из нетрадиционных форм включения родителей в деятельность, развитие свободного общения дошкольника со взрослыми и сверстниками является создание семейных стенгазет.

        Газета может быть создана в рамках календарно-тематической недели или важного события группы. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало сильные и положительные эмоции, обсуждают этот момент в жизни ребенка или его семьи. Вместе с воспитателем и сверстниками уже в группе оформляют газету, при этом также рассказывают об истории своей фотографии, но уже в другой ситуации и обстановке.

       Стенгазета обычно вывешивается в раздевалке доступном для детей месте, рассматривание и обсуждение может быть длительным: во время утреннего приема, сбора на прогулку, ухода домой. Причем родители являются активными участниками диалога.

      Ценность данной формы работы заключается в том, что дети учатся свободно общаться в непринужденной обстановке, возрастает речевая активность дошкольников.  

     Проектная деятельность – одна из форм сотрудничества с родителями. Участие детей и родителей в проектах дает возможность участникам проявить свое творчество в обстановке сотрудничества. В этой деятельности у ребенка есть мотив, он преследует цель, всегда немного превосходящую его наличные возможности, поиск возможных вариантов достижения цели проходит в тесном общении с окружающими людьми (родителями, педагогами, детьми и пр.)

     Общее дело сплачивает ее участников, учит пониманию и сотрудничеству, за ребенком  признается право на собственный выбор и собственную позицию, дает возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность (мы-семья), а также получить новый опыт.

     Создание семейных альбомов – форма активного сотрудничества педагогов и родителей, которая является результатом календарно-тематических недель. Конечным итогом данной формы работы является развитие свободного общения  и развития лексической стороны устной речи, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм.

Так, например, в рамках тематической недели «Хлеб всему голова» родителям было предложено испечь любое изделие из муки, при этом обсудить свойства муки, другие необходимые инградиенты, этапы и последовательность их выполнения. И самое главное - результат выполненных работ, который обязательно должен быть подкреплен похвалой, так как она является одной из форм стимуляции потребности в речевом общении ребенка. Основные действия и результат труда был отражен в фотографиях. В группе  ребенок, опираясь на фотографии, рассказывал о результатах своей трудовой деятельности, отвечал на вопросы детей и педагогов. Дети были очень горды своим результатом труда. В результате появился интересный альбом «Печём вместе с детьми».

Результатом тематической недели «Профессии» стало создание семейного альбома «Все профессии нужны, все профессии важны!».

Вот некоторый алгоритм создания альбома:

  1. родителям раздали памятки о важности для дошкольников знаний о профессии родителей;
  2. предложили выбрать фотографии;
  3. рекомендовали провести беседу с ребенком о своей профессии;
  4. вместе с ребенком сочинить стихотворение или рассказ;
  5. самостоятельно презентовать страницы альбома перед детьми группы.

Каждую страницу  о профессиях своих родителей из этого альбома ребенок презентовал самостоятельно: рассказывал стихотворение, называл основные действия и предметы труда, а главное – говорил о значимости труда мамы и папы. Дети узнали о редких профессиях, о необходимости труда взрослых. Некоторые стихи родители сочиняли сами или вместе с детьми В результате целенаправленной работы по формированию представлений старших дошкольников о труде взрослых расширились представления о  профессиях родителей и других взрослых, появился интерес к познанию специфики труда своих родителей, дети чаще стали беседовать на тему будущей профессии. В работе с родителями удалось повысить их заинтересованность  проблемой  формирования знаний детей о профессиях, вовлечь в общую групповую деятельность, повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах ознакомления детей с трудом взрослых.

Утренники, развлечения – это форма работы с родителями, с помощью которой создается особая  эмоциональная комфортная обстановка, позволяющая  сблизить всех участников педагогического процесса. Во время таких форм работы дети учатся слушать других – детей и взрослых, сопереживать друг другу, тем самым повышается уровень благополучия взаимоотношений детей в группе и развиваются их коммуникативные навыков; снижается враждебность у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

 Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение детско-родительских отношений.

Во всех формах работы с родителями и детьми создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковой способности), эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также  развитие языковой способности (фонетической, лексической, грамматической стороны языка ребенка).

Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем создания специально-организованных условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

И если работа с родителями будет проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками  и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.

А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Используемая литература:

  1. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012.
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007.
  4. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002.
  5. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
  6. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.            
  7. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография / под ред. О.В. Дыбиной. -    Ульяновск: 2010.
  8. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
  9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.Коммуникативные спо...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой»

Согласно новым требованиям ФГОС в РФ одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители ...

Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, на этапе овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия дошкольников с окружающими людьми, включающая повышение уровн...