Памятка для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Егорова Ирина Александровна

В последние годы возросло количество детей, которые испытывают трудности обучения в начальной школе, в том числе затруднения с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия). Например, ребенок пропускает или недописывает буквы и слоги, при чтении неправильно воспроизводит окончания слов (как будто не дочитывает слова до конца, а сам придумывает окончания), или меняет буквы местами. Такие нарушения никогда не возникают "просто так"! К мерам ранней профилактики нарушений письма и чтения относят целенаправленное развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой дифференциации звуков; развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, формирование изобразительно-графических способностей.                                                                                                                                                                       Мы знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому и необходимо работу по устранению нарушений письма и чтения начинать не в школе, когда обнаружатся  ошибки, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.                                                                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley_profilaktika_disgrafii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений                                                            Включает в себя 2 вида ориентировки: ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве.                                       С раннего детства учат детей определять:

а) расположение предметов к самому себе;

б) определять пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку («покажи, какой предмет справа, сбоку; положи игрушку справа от себя, слева; возьми правой рукой книгу и положи ее возле правой руки; где находится книга, справа или слева от тебя?»). Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

в) ориентировка в тетрадях (на начальном этапе дать понятие верхний левый угол листа, нижний левый, середина и т.п.). Задание: нарисуй кружок справа от вертикальной линии; слева от квадратика поставь точку и др.

Формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;

в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

Совершенствование зрительной памяти и внимания                                                                     «Запомни – нарисуй» В течение 2 секунд показать детям карточку с

изображением геометрической фигуры, буквы, слога, короткого слова. И попросить

нарисовать или записать то, что они запомнили.

«Перепутанные линии» Сначала провести линии по дорожкам карандашами разных цветов. Затем задание можно усложнить - проследить глазами путь по дорожке и узнать, например, какой подарок приготовил Дед Мороз каждому из героев, или чем угостим животных и т.п.

«Фигуры из спичек» Игра на развитие зрительной памяти и пространственной ориентировки. Взрослый выкладывает из спичек фигуру, накрывает ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимает бумагу, чтобы показать ее ребенку и затем снова прячет. Ребенок должен выложить то, что запомнил.

«Найди пару» Перед ребенком выкладывается карточка с изображением 6-8 почти одинаковых, например, зайчиков, снеговиков и т.п. Различия между ними незначительные и нужно очень внимательно смотреть, чтобы найти две одинаковые картинки.

«Найди такую же» Ребенку предлагается картинка с изображением, например, животного, игрушки, и несколько ее черных силуэтов, незначительно отличающихся друг от друга. Нужно найти силуэт такой же картинки.

«Узнай букву по её фрагментам».                 Очень полезным для развития ребенка будет рисование одновременно двумя руками. Эта работа носит многофункциональный характер, т.к. развивает оба полушария головного мозга.                                                   Широкое использование пальчиковой гимнастики, развитие мелкой моторики пальцев рук, чистоговорки и т.д. способствуют развитию у ребенка всех психических процессов, что в дальнейшем ведет к успешному усвоению школьной программы в целом.

Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду, среди слогов, среди слов. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных звуках (слогах, словах) будет услышан заданный звук, например, Ш.

 «Кто больше» - придумывание слов на заданный звук

Какой слог лишний — та-та-да?

Разложить или выбрать картинки на заданный.звук.                                      Упражнения на дифференциацию звуков часто смешиваемых звуков: с - ш, ж - з, ц - с, р - л. Детям предлагается выбрать картинки с одним из смешиваемых звуков; разложить картинки в две стопки   

 Подскажи конец слова: иг...(ла), пи...(ла), по...(лы), го...(ры), помидо...(ры).

Дополни слово: но...(ра), ко...(ра), ды...(ра). Подскажи недостающий слог: ...дуга, ...кета. Какого слога не хватает? (Пыле..., авто... .) . «Назови 1-й звук» Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако. . Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного “О”, “И”).                                                                                                   Назвать в слове первый (последний) звук.                                                         Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).                                        “Цепочка”. Взрослый называет слово (например, автобус). Ребенок  определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука и т.д..                 Определить местоположение звука в слове. Называется слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук “С”, и предлагается определить местоположение этого звука в слове.                                            Разложи картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в конце

Формирование представлений о слоговом составе слова  

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Путаница. Составление  слова  из  слогов,  предъявляемых  на  слух.  Для  этого  необходимо  удержать  в  памяти  слоги,  поменяв  их  местами,  например,  ки,  ру  (руки),  вы,  сли  (сливы),  ка, му  (мука).  Игру  можно  проводить  с  перекидыванием  мяча

Подбор слов на заданный слог (или с  данным слогом). Задание  на  активизацию  словаря  и  развитие  навыка  слогового  анализа.  Очень нравится  детям  в  форме  соревнования  (кто  больше?).  Более  сложный  вариант  задания:  придумать  слово  на  данный  слог,  в  котором  уже  определено  число  слогов.  Например,  за…(2)  -  замок,  забор;  ку…(3)  -  кукушка,  курица,  купался.

Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы: выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста; прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами; угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв; обведение пальцем контура букв, штриховка букв; применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

Соблюдение последовательности при знакомстве с буквой, помогут некоторым детям легче их запомнить.                                                        -  Выделение начального звука из слова по картинке.                                                                                      - Знакомство с печатной буквой.                                                                                                             - Стихотворное описание буквы.                                                                                                       - Сопоставление печатной буквы с рисунком.                                                                                      - Запоминание характерных особенностей буквы (из каких элементов состоит буква).                 - Заучивание стишка про данную букву.  Игры на узнавание буквы.                        Обведение буквы по трафарету.                                                                                                                  Вырезывание буквы.                                                                                                                                              

Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников

Памятка для родителей

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения

основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...

нарушения письма и чтения в младшем школьном возрасте

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения з...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Профилактика нарушений письма и чтения

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во много...

Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.

Опыт работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР через использование игровых технологий....