Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл?
консультация (младшая группа) на тему

Гончар Татьяна Владимировна

Многие ошибки практики в методике обучения и развитии детей в изобразительной деятельности идут от слабого понимания изобразительного искусства вообще и зрелой изобразительной деятельности - в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл?

   Многие ошибки практики в методике обучения и развитии детей в изобразительной деятельности идут от слабого понимания изобразительного искусства вообще и зрелой изобразительной деятельности - в частности.

    Искусство — это художественное (образное) отражение человеком окружающего мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Образ в изобразительном искусстве наглядный. Окружающий мир в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (композиция, цвет, колорит, линия и др.).

     Главным предметом искусства являются человек и его общественная жизнь. Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыслям. Смысл искусства не только в отражении действительности, но и в стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника.

    Процесс восприятия искусства — это одновременно и процесс со-творчества с художником. В силу этих особенностей искусство является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобразительного искусства заключается в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

   

Зачем крохе рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей  к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!

    Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

    В изобразительной деятельности идет интенсивное Познавательное развитие, У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала — все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

    К старшему дошкольному возрасту, дети могут освоить наиболее рациональные способы восприятия предметов разного типа: как смотреть на деревья, дома и т. д., т. е. дети осваивают обобщенные способы восприятия на этой основе экономные способы познания любого предмета. Все это говорит о колоссальных возможностях не только сенсорного, но и умственного развития детей в условиях изобразительной деятельности (Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Таким образом, в изобразительной деятельности у самых маленьких детей на уровне предпосылок вполне успешно формируются такие базисные качества личности, как компетентность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира — это начало творчества, которое проявляется затем при создании образа.

    Если мы посмотрим на изобразительную деятельность малыша то увидим, что у него также возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок приобщает близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную Эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей, - он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество.

   При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и уродства, успехов и неудач. Это объединяет ребенка со взрослыми! Обучение изобразительному искусству — это тоже общение. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируется личность человека. Столь разнообразное общение в художественной деятельности влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы личности, ядро личности — это главный показатель ее развития.

    В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять свое поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. В изобразительной деятельности закладываются большие возможности для развития позитивного образа «Я» (знания о себе, своих возможностях, положительные самоощущения, смелость в активном проявлении себя в процессе деятельности и в предъявлении окружающим ее результата).

    Таким образом, изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития. В процессе детской изобразительной деятельности идет развитие ребенка по всем направлениям. Не упустите ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. Изобразительная деятельность в том значении, о котором мы только что говорили, появляется не сразу. Но ее истоки — в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться

Что такое капризы, почему они появляются, и как с ними справиться....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Детские страхи: почему они возникают и как с ними бороться?

В статье представлены причины возникновения детских страхов; наиболее частые ошибки родителей, которые порождают детские страхи. А также представлены способы преодоления  страхов у детей...

Дисграфия у детей: почему она возникает?

Дисграфия у детей становится серьёзной проблемой в период школьного обучения. Однако её предпосылки можно выявить до начала обучения письму....

Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)

В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....

Детские истерики: почему они возникают и как с ними справится…

laquo;Успокойся! Хватит меня позорить!». Детские истерики: почему они возникают и как с ними справится…Ребёнок кричит и плачет: он не хочет идти в детский сад, не получил любимую игрушку...

Статья для родителей ,,Что такое детские капризы? Почему дети капризничают?,,

Детские капризы – это послание ребенка. Послание маленькой личности окружающим ее людям, миру....