Дисграфия у детей: почему она возникает?
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Лескина Ирина Николаевна

  Дисграфия у детей становится серьёзной проблемой в период школьного обучения. Однако её предпосылки можно выявить до начала обучения письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_u_detey.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                      Учитель-логопед Лескина И. Н.

ГБДОУ детский сад №74 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Дисграфия у детей: почему она возникает?

  Дисграфия у детей становится серьёзной проблемой в период школьного обучения. Однако её предпосылки можно выявить до начала обучения письму.

  Базовым навыком, на основе которого строится дальнейшее обучение в школе, является письмо. При нарушениях письменной речи возникают трудности не только в овладении грамотой и грамматикой русского языка, но и в учебе по всем предметам. Если у ребенка диагностирована дисграфия — ему необходимы регулярные занятия с логопедом, поскольку обычными школьными методами специфические ошибки на письме преодолеть невозможно.

  Но опасность возникновения дисграфии можно выявить до начала обучения письму. Следовательно, работу по ее предупреждению необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, поскольку устранить уже имеющуюся проблему сложнее, чем её предотвратить.

   Дисграфия у детей: почему она возникает?

   Дисграфия у детей считается одним из последствий системного недоразвития устной речи и ряда неречевых функций, влияющих на процесс письма, усвоение языковых знаний, умений. Чаще всего ее возникновение обусловлено дефектами звукопроизношения, недостаточной сформированностью некоторых психических процессов, нарушениями двигательных функций руки, речевого слуха, пространственной ориентировки. Потенциально предрасположенными к дисграфии принято считать следующие категории детей:

  • с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи в логопедическом диагнозе;
  • левшей, переученных правшей, амбидекстеров;
  • детей из билингвальных семей;
  • имеющих плохую память и нарушенное речевое внимание;
  • с недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями.

   Как предупредить дисграфию?

   Основные направления работы по предупреждению дисграфии:

  • Развитие речевого слуха, слуховой дифференцировки звуков речи:

— различение сходных по звуковому составу слов,

— дифференциация слогов, фонем.

  • Преодоление звуковых замен в речи, формирование кинестетических образов звуков с опорой на правильную артикуляцию:

— коррекция и автоматизация звукопроизношения,

— формирование связей между мышечными и акустическими ощущениями.

  • Развитие навыков зрительно-двигательной координации, зрительного анализа и синтеза.
  • Обучение простым видам фонематического анализа слов:

— определение местоположения, количества и последовательности звуков в слове.

  •  Совершенствование лексико-грамматического строя речи:

— навыки словоизменения и словообразования,

— грамматически верное сочетание слов в предложениях.

  • Расширение и уточнение словарного запаса,
  • Развитие пространственно-временной ориентировки.

   Все эти направления работы необходимо включать в повседневные занятия с дошкольниками дома и в детском саду. И не забывайте: дисграфию у детей предупредить гораздо проще, чем потом устранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...