Рекомендации для родителей
консультация по теме

Собылина Валентина Владимировна

В данном материале содержатся рекомендации для родителей, как с помощью окружающего мира в игровой форме развивать умственные способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включаться в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Основной задачей раннего детства является наполнение конкретных представлений об  окружающем мире. Начало познаний всегда вытекает из ощущений, следовательно начинать необходимо не со словесного толкования о вещах и явлениях природы, а с реального наблюдения над ними. Познание любого предмета, явления должно начинаться с непосредственного его восприятия зрением, слушаемое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания.

Исходным моментом познания также является чувственное восприятие. Поэтому возникает необходимость формирования у детей культуры наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей.

Умственное восприятие включает также развитие наблюдательности, расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающим миром. Ребенок сначала замечает в предмете яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослому необходимо указать на другие качества, менее заметные и ребенок внимательно открывает в нем определенные признаки. Взрослые должны не сразу указывать на многие признаки, а наблюдать, как дошкольник постепенно открывает их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность, значительность.

Итак, начальной ступенью умственной деятельности ребенка является ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений составляют большую часть любой деятельности. Поэтому прежде всего нужно уделять внимание  наблюдению за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной деятельностью.

Самые первые наблюдения начинают проводиться с детьми 3-4х лет (за изменением погоды, температуры на улице – холодно, тепло, за осадками – идет снег, дождь). При этом необходимо не просто констатировать факты, а задерживать внимание на тои или ином явлении. Например: снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Взрослый предлагает детям проследить, как летят снежинки, опускаются на землю.  Во время наблюдения за растениями отмечается окраска листьев, их движения, шум деревьев при порывах ветра. Наблюдение за одними и теми же явлениями природы и объектами необходимо время от времени повторять, что способствует глубже укреплять образ предмета, уточнить его детали.

Так же можно в процессе наблюдения предложить детям делать зарисовки, что способствует в значительной мере закреплению полученных в ходе наблюдений  конкретных представлений.

Многие педагоги и психологи утверждают , что умственные способности ребенка успешно развиваются в игре. Особое место занимают игры с природным материалом. Их преимущество в том,  что дети оперируют самими  предметами природы, а не моделями. В играх с природными материалами создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждается мысль, совершенствуется речь; к примеру, игры с песком – дети из него делают разнообразные кулинарные изделия, строят крепости и т.д..Они не только играют, но и узнают свойства песка, цвет, сыпучесть: влажный – лепится, сухой – сыпется. Со свойствами снега дети знакомятся во время игр, когда лепят снежную бабу или строят крепость. Они узнают, что снег бывает влажным, сыпучим, о том, как снег передает форму предмета, в который насыпают и т.д..

Потребность в мыслительной деятельности вызывает прием сравнения. Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют этим примером. При помощи сравнения они выделяют черты сходства  различия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки. Например, рассматривая свеклу и морковь, мы рассматриваем их форму, цвет, поверхность и затем сравниваем, делая соответствующие выводы. Надо постепенно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей.

Природа – вот главный источник естественного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...