Консультация для педагогов и родителей «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»
консультация по теме

Рычкова Надежда Николаевна

 «Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,

влияющих на психическое здоровье ребенка».

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.  Музыка — это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоцио­нального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.

Ещё Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвы­шенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка способна оказывать большое психологическое воздействие, вызывать различные чувства от покоя и умиротворения до гнева, неуправляемости, и агрессивности (например на рок - концертах) оказывать  влияние на эмоциональную сферу. Поэтому взрослые должны тщательно подбирать музыкальный репертуар для детей, вызывающий исключительно положительные эмоции. Несмотря на то, что музыка действует на каждого ребёнка по-разному, её влияние будет исключительно позитивным. Среди всех видов искусств, по мнению многих исследователей, самым эмоциональным по своей природе является музыка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           

               МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  

  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

         БОЛЬШЕАЛЕКСЕЕВСКИЙ   ДЕТСКИЙ САД

     КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАЛИНКА»

                 СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


            Консультация для педагогов и  родителей

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

«Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,

влияющих на психическое здоровье ребенка.»

Музыкальный руководитель:

Рычкова Н.Н.

2013г

        Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.  Музыка — это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.

Ещё Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка способна оказывать большое психологическое воздействие, вызывать различные чувства от покоя и умиротворения до гнева, неуправляемости, и агрессивности (например на рок - концертах) оказывать  влияние на эмоциональную сферу. Поэтому взрослые должны тщательно подбирать музыкальный репертуар для детей, вызывающий исключительно положительные эмоции. Несмотря на то, что музыка действует на каждого ребёнка по-разному, её влияние будет исключительно позитивным. Среди всех видов искусств, по мнению многих исследователей, самым эмоциональным по своей природе является музыка

         Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач и призвана решать самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. ...В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи"

        Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

        Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

        Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

        Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

        Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

        В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

        Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

        Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

        Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.        

          Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

        Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

        Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).

        Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие     музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

        Музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

        Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,  «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

        Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

        Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

        Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

         

 Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

  1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть. Восприятие музыки.
  3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

         В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

      В результате поисков родилась концепция музыкально-рациональной терапии.

       Переработав и упростив этот материал, я, использую его в своей работе. Проводя итоговую диагностику, с уверенностью могу сказать, что дети, у которых наблюдалась двигательная расторможенность (гиперактивная), боязливые, замкнутые, дети с определёнными нарушениями деятельности, нервной системы, нуждающиеся в коррекции психоэмоциональной сферы -  полностью менялись. В процессе музыкального творчества – импровизации на заданные темы, ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребенка более здоровым и счастливым.

Литература:

  1. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
  2. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / – М.: Владос, 2000.
  3. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы //2003. № 5.
  4. Шутов А.  «Музыка – как средство психологического воздействия»
  5. Подборка материалов из Интернета.

Анкета

Дорогой друг!

Предлагаем Вам заполнить анкету, которая позволит выявить влияет ли музыки

на эмоциональную сферу. Ответьте, пожалуйста, на вопросы обоснованным ответом.

  1. Нравиться ли вашему ребёнку  слушать музыку?  Какую?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  2. Подпеваете ли ваш ребёнок, слыша знакомую песню?-----------------------
  3. Вызывает ли у вашего ребёнка не произвольные движения ритмичный зажигательный танец?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  4. Слушаете ли вы музыку с вашим ребёнком, когда вам грустно? Какую? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  5. Изменяется ли у вашего ребёнка  настроение, в зависимости от характера прослушиваемой  музыки?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  6. Какую музыку предпочитает слушать ваш ребёнок?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

 «Музыкальная аптечка»

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается примерный список музыкальных произведений, который может быть использован Вами, для целебного воздействия на Ваш организм.

Снять   стресс    поможет   романтическая    музыка   Ф. Шуберта, Р. Шумана, П.И. Чайковского, Ф. Листа.

Утешают, успокаивают, наполняют мужеством произведения Л.В. Бетховена

Вместе с гипнозом и иглоукалыванием – помогают от алкоголизма и курения  «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л.В. Бетховена, «Лебедь» К. Сен-Сан-Са, «Метель» Г. Свиридова  

От неврозов и раздражительности бодрящая музыка П.И. Чайковского, А.Н. Пахмутовой и А. Таривердиева

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки исчезает при прослушивании «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» и мелодичной музыки В.А. Моцарта.

При переутомлении поставьте записи музыки Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли, а при синдроме хронической усталости послушайте «Утро» Э. Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина»), романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» П.И. Чайковского, музыку Брамса.

Полное расслабление вы можете получить от «Вальса» В. Шостаковича из старого кинофильма «Овод», оркестра Ф. Пурселя, мелодии Ф. Лея из к/ф «Мужчина и женщина», романса Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»

Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона.

Умиротворят в гневе «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского

Снимает головную боль и мигрень прослушивание знаменитого Полонеза М. Огиньского, Мелодии К. Глюка, «Юморески» К. Дворжака, «Весенней песни» Мендельсона, музыки Д. Гершвина.

Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, органная музыка И.С. Баха.

При депрессии – «Хабанера» из оперы Ж.  Бизе «Кармен», «Турецкий марш» В.А. Моцарта, «Триумфальный марш» из «Аиды» Д. Верди.

Способны вызвать депрессию ноктюрны Ф. Шопена.

При плохом аппетите рекомендуется слушать музыку «Битлз» и фортепианные концерты Ф. Листа

Укрепляет иммунитет человека пение хором «Реквиема» В.А. Моцарта

Тонизирующая музыка – тот же полонез М. Огиньского, «Чардаш» Монти, музыка из к/ф «Шербургские зонтики» М. Леграна и просто хороший джаз и рок-н-ролл.

    Для уменьшения агрессии рекомендуется слушать - драматическую музыку с переходом к медленной успокаивающей:И.С. Бах - Хроматическая фантазия и фуга; М.П. Мусогорский - "Ночь на Лысой горе".

Для уменьшения чувства страха: Шенберг - опера "Ожидание"; Д.Д. Шостакович, фрагменты 6 ,7 ,8-й симфонии.

Для подъёма энергетики: И.С. Бах - Итальянский концерт, Токката и фуга Ре – минор; Р. Шуман – Токката; С.С. Прокофьев  -Токката.

Для утреннего пробуждения: М.П. Мусогорский -"Рассвет на Москве-реке"; К. Дебюсси - симфоническая поэма "Море", первая часть; Э. Григ - «Утро".

Для преодоления депрессии, одиночества и усталости: П.И. Чайковский - Первая симфония. "Зимние грёзы ", первая часть; Дж. Гершвин - Песня Клары из оперы "Погри и Бесс".

Для медитации: Медленные среднии части концертов И.С. Баха, В.А. Моцерта; Ф. Медельсон - Концерт для скрипки "Анденте"; С.В. Рахманинов - "Вокализ", "Элегия"; Барбер - "Адажио для струнных"; М. Равель - "Павана".

Для радости и бодрого настроения: Л.Бетховен - Восьмая симфония; Дж. Россини - увертюры к операм "Шелковая лестница", "Сорока-воровка".

Для преодоления нарушений сна и бессонницы: К. Дебюсси - Лунный свет.

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен "Мазурка, "Прелюдии"; Штраус "Вальсы"; Рубинштейн "Мелодии".

Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: И.С. Бах "Контата 2"; Л.В. Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

Для общего успокоения, удовлетворения: Л.В. Бетховен "Симфония 6", часть 2,И. Брамс "Колыбельная";  Ф. Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор"; К. Дебюсси "Свет луны".

Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21". Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5»; Брукнер "Месса ля-минор".

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением Моцарт "Дон Жуан"; Лист "Венгерская рапсодия" 1, Хачатурян "Сюита Маскарад".

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Чайковский "Шестая симфония", 3 часть; Бетховен "Увертюра Эдмонд"; Шопен "Прелюдия 1, опус 28"; Лист "Венгерская рапсодия" 2.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей: Бах "Итальянский концерт"; Гайдн "Симфония".

     Универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным – это произведения Моцарта. В частности, она даже снимает риск наступления эпилептических припадков. Но имейте в виду, что музыкальная программа не должна затягиваться более чем на 15-20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.

          Не злоупотребляйте роком, - помните, что прослушивание и тем более исполнение тяжелого рока способствует разрушению организма. Передозировки наркотиков, самоубийства - нередкое явление в среде рок-музыкантов.

     Слушайте музыку! Она напомнит вам о любви и поддержит в горе, научит вас восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет вам неведомые стороны богатейшего мира творчества, приносящего радость, здоровье и наслаждение!



Предварительный просмотр:

Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма.

        Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки. Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:

1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.

2. Мелодии не такие печальные.

3. Мелодии радостные и веселые.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:

1. Быстрые, веселые мелодии.

2. Мелодии менее радостные.

3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:

1.  Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни.  

2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.

3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.

4. Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и др.) исчезнет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА".

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка....

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка....

Влияние музыкального творчества на психо - эмоциональное состояние ребенка

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка....

Влияние музыкального творчества на психо - эмоциональное состояние ребенка.

Влияние музыкального творчества на                                               ...

влияние музыкального творчества на психо- эмоциональное состояние ребенка

работа с дошкольниками  по развитию музыкального творчества...