Статья: Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.
статья по теме

Соловьёва Нина Викторовна

В этой статье описывается как использовать материал по формированию здорового образа жизни человека. Как ухаживать за своим телом. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Формирование представлений о здоровье  и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.»

Составила Соловьева Н. В. Воспитатель Г Д О У № 45 . Красногвардейский  район.

                                                                                      г.С-Петербург.

        Дети- это наше всё :счастье, радость и боль.

        Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, сильным и весёлим.

        Да, этого желают все, только не знают как.

                                                                А. Ф. Метельский.

        Родители любят своих детей, какого бы возраста они не были взрослые или малыши. Забота о здоровье детей одна из главных задач родителей. Вот уже много лет работаю с детьми дошкольного возраста, большую часть из них посвятила детям с задержкой психического развития. Это необычные дети  с очень ранимой психикой, требующие индивидуального подхода, заботы, ласки и тепла.

        Работа с такими детьми ответственна и трудна. Иногда требует от педагога полной затраты волевых усилий. Профессия обязывает тебя  быть умелой, мудрой, внимательной. Только с годами начинаешь понимать, что не ты выбрала эту         профессию, а она тебя. Ты живёшь ей и она становится твоей судьбой.

        Работая с детьми с задержкой психического развития я использую дидактический принцип Ушинского «От простого к сложному». На этом построены беседы, игры, совместная деятельность. Общаясь с детьми я отметила несколько факторов влияющих на развитие ребёнка(его обучение и воспитание).

1-Фактор: Личность воспитателя, его авторитет, отношение к нему детей и взрослых.

Дети очень чутки и внимательны ,сразу заметят фальшь и неискренность педагога. Воспитатель должен быть отзывчивым ,чутким , мудрым, образованным человеком.

2- Фактор:  Весь рабочий материал должен подбираться  с учётом умственного развития и возраста детей.

3- Фактор: Отклик детей на предложение воспитателя. Это активность детей, включение их в педагогический процесс, занятия, игры, различные забавы, путешествия в придуманные сказки и  отображение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.

        Вся работа воспитателя по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека строиться на совместной деятельности. Для меня главное прежде чем отправиться в путешествие или в сказку необходимо пробудить в детях интерес при помощи загадки или сюрпризного момента, музыкального сопровождения или различных ребусов.

        Значительную помощь в работе с детьми оказывают коллажи и мнемотаблицы.

Коллажи помогают решать такие задачи:

        - развивают память,

        - умение говорить и рассказывать правильно,

        -являются носителями определённой информации, в результате которой дети                  приобретают знания, делают умозаключения согласно поставленным задачам.

        Мнемотаблицы - это схемы, в которые закладывается информация по тому или иному предмету, который должен запомнить ребёнок.

На каждом возрастном этапе задачи обучения и требования к ребёнку усложняются. У детей с ранимой психикой усвояемость материала особенная, иногда процесс обучения  делится на 2 или 3 части в конце с обобщающими понятиями.

Например:  старшая группа тема «В мире запахов или зачем нужен нос?»

Зная уровень развития детей материал весь был поделён на части:

  1. путешествие в страну «Носляндию» (сказка)
  2. важность носа для людей, животных и птиц. (Коллаж)
  3. как правильно ухаживать за носом и беречь его. (Мнемотаблица)

Пройденный материал необходимо закрепить, игрой, стихами, загадками,

        В младшем возрасте при  формировании культурно -гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни человека применяют потешки и игровые действия с игрушками. Дети учатся играть, приобретают знания в игре, затем переносят эти знания в жизнь, окружающий их мир.

        Например: «Покормим куклу Катю обедом» Ребёнок моет кукле руки с мылом, аккуратно смывает мыло, стряхивает остатки воды с пальчиков в раковину, вытирает пальчики полотенцем, усаживает куклу за стол, учит куклу правильно и аккуратно кушать. Большим подспорьем в этой работе являются потешки и книжки- малышки с яркими картинками, которые без труда можно приобрести в детских магазинах.

        В старшем возрасте задачи по формированию представлений о здоровом образе жизни человека усложняются. С помощью коллажей и мнемотаблиц дети усваивают материал, дают правильные умозаключения по темам  которые они отражают .В сюжетно- ролевых играх дети играют самостоятельно, ведут диалог от лица своего героя, воспитатель выступает в роли помощника или арбитра, чтобы разрешить спорную ситуацию.

        Например: Дети приходят на приём к лору .Он рассказывает им про органы слуха т.е. уши, постепенно диалог развивается в него включаются все играющие. В процессе игры открываются цели, непринуждённо решаются задачи, которые поставил перед детьми педагог. В старшем возрасте дети более самостоятельны. Они могут предложить свою помощь взрослым, т. е. расставить столовые приборы на столы, привести игровые уголки в порядок, одеваясь на прогулку подать девочке пальто. В этом возрасте потребность к знаниям у детей возрастает, появляется желание к исследовательской деятельности. Мы проводим с ними различные опыты.

        Например: определение предметов по запаху, рассматривание предметов через лупу и микроскоп. Формируется знания детей о здоровом образе жизни человека не только с помощью слова, но и движений. В этой роли выступают подвижные игры, оздоровительные гимнастики (для дыхания, глаз, для укрепления всего организма) Приобретая знания о здоровом образе жизни человека,  Дети осознают своё «Я» начинают понимать свой внутренний мир, умеют постоять за себя. Они любят физическую культуру, игры, занятия в  любых их проявлениях. Обладая знаниями о здоровом образе жизни человека, дети начинают ценить дружбу, в некоторых из них формируются задатки лидерства.

        В заключении хочу сказать: «Если не мы, так кто, научит наших детей вести здоровый образ жизни, быть полноценными жителям планеты Земля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Статья "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр"

      Данная статья знакомит с значением дидактической игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников....

Статья Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование представлений о величине предметов у детей с умеренной умственной отсталостью представляет собой пошаговый процесс, направленный на соединение отдельных знаний и умений в одно целое....

«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ»

Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления  здоровья подрастающего поколения  являлся  актуальным и  первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы  формирования основ, п...

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.

В этой статье описывается как использовать материал по формированию здорового образа жизни человека. Как ухаживать за своим телом. ...

Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у слабослышащих детей с ЗПР.

Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у слабослышащих детей с ЗПР.В процессе коррекционно-образовательного обучения у слабослышащих и позднооглохших дет...