Стендовая информация по реализации технологии рисования песком или песочному творчеству для дошкольников.
методическая разработка по теме

Блинова Елена Михайловна

Пусть стол усыпан мелкой крошкой,

Сквозь пыль морскую бьется свет,

Черчу я пальцами дорожки,

Ладонью оставляю след.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peskoterapiya.doc446 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовая информация по реализации

технологии рисования песком  или  песочному творчеству для  дошкольников.

МБОУ «Борис-Глебская СОШ»

Структурное подразделение

Воспитатель: Блинова Елена Михайловна

Пусть стол усыпан мелкой крошкой,

Сквозь пыль морскую бьется свет,

Черчу я пальцами дорожки,

Ладонью оставляю след.

                       

             Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

           Помимо приобретения и освоения навыков рисования, песочное творчество содержит общеразвивающую и психоэмоциональну составляющую, в основу которой положена  методика Песочной терапии.

Развивать

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

- сенсорно-перцептивную сферу (мелкую моторику рук; умение работать по образцу, координацию движений,  представления о форме, цвете, размере предмета,  тактильное восприятие, владение кистями обеих рук);

- речь (во время пальчиковой гимнастики, звукоподражания,  мимической гимнастики).

- чувство внутреннего контроля, прогнозирования.

Стимулировать

- самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности;

- развитие художественно-эстетического вкуса;

- умение передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей.

 Формировать коммуникативные навыки.

Гармонизировать психоэмоциональное состояние.

 Учить осознавать себя, выражать собственные чувства.

 Диагностировать текущее состояние (картина, созданная собственными руками, предоставляет информацию для анализа текущих переживаний).

        «Песочница» является маленькой моделью окружающего мира. Ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения.

        Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте  ушедшего, начнется новое, а значит, и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.

    Кроме того, песок обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом.

       Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

     Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

      Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству “песочной терапии”, в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.

     Все занятия проводятся в форме сказки и игры,  предлагаются детям различные сказочные сюжеты, классические и авторские. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, окружающий мир.

 

     Во время занятий играет тихая музыка, перед началом сказочного сюжета и после завершения занятия дети приветствуют сказочных героев, благодарят их за путешествие, убирают песок «в домик»…и многое другое, позволяющее детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

     Используются   игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, направленные на развитие творческих, сенсорных способностей,  самостоятельности в изобразительной деятельности.

    Получившиеся шедевры обязательно выставляйте. Для детей очень важно, что их труд оценен, и в будущем у ребенка не пропадет желание творить снова и снова.

       Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.

    Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета.  Но "раскрашивать" рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

   Песок можно «накопать» даже в песочнице во дворе, тщательно его просеять, промыть, прокалить в духовке (в течении 1-2 часов). Только после этого – можно предложить его ребенку. Было бы здорово найти крупный речной, морской песок – разных оттенков, размеров частичек и структуры. Наряду с песком можно использовать в качестве мозаики - камешки - гальку, светопрозрачные цветные стеклышки (обточенные, безопасные от порезов) и пр.

   Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (4-5 человек)  в соответствии с тематическим планом. 

   Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

                                                   

 * Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания.

  *Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами.

  *Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг.

 *Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем.

 *Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами.

 *Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее.

 *Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок.

 *Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки.

 * На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

        Первый этап: наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего и среднего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.

     Второй этап: диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

    Третий этап: обучение непосредственно рисованию.

   Для начала нужно выбрать любую тему рисунка: морскую – рисование подводного мира, географическую – путешествие по странам.

    Дети будут встречать животных, которые живут в той или иной стране, узнавать о них что-то новое.  

     Взрослый перед началом мастер-класса показывает песочный орнамент или рисунок на ту или иную тему. Затем предлагает попутешествовать, например, в морских глубинах и встретить того, кто там живет.

    Затем  показывает, как рисуется то или иное морское животное поэтапно, а дети повторяют. Или же дети сами предлагают нарисовать того, кого они хотят встретить. Звучит приятная фоновая музыка, которая расслабляет, создает атмосферу сказочности и волшебства.

   В начале процесса обучения дети создают статичные рисунки, а затем постепенно приходят к динамике.

   Можете выбрать  наборы с малым количеством цветов песка и с крупными зонами закрашивания. Позже техника усложняется, создаются изображения многоцветных картин, с большим количеством мелких деталей.

Заключительный этап - итоговая диагностика по определенным критериям.

                             

             (для детей среднего дошкольного возраста)

    Самый первый рисунок – человечек,  рисуется указательным пальцем, так удобнее и привычнее. Для солнышка уже используется кулачок.

    Второй рисунок с домиком рисуется аналогично. В рисунке с корабликом  кистью руки изображаются волны

    Затем можно предложить  самостоятельно по памяти нарисовать зайчика и целый огород для него с морковкой, свёклой и ягодой.

    Далее  детей учим  рисовать лебедя или двоих  и с сердечками! При возможности рисуем обеими руками одновременно.

    Рисуя  ребром ладони, кулачком и, конечно, указательным пальцем, создаем картину праздника.

    Предлагаем   игру "Чьи следы?"  дети  придумывают и рисуют следы дракона и орла. Осваиваем новый способ - рисование путём отсечения лишнего. Взрослый  рисует силуэт дракона, а украшают его дети, дорисовывают ротик, ботинки, пятнышки.  

    В последствие дети рисуют по своей инициативе. Нужно немного помочь- задать начальный силуэт, дальше украшают картинку мелкими деталями сами, добавляют птичек и солнышко.

    Усложнение -рисование медведя или какого-либо зверька. Используем новый способ рисования - насыпание из кулачка.

     Можно делать целую песочную анимацию, «кадр за кадром» воссоздавая сказки, «путешествуя» по разным странам. Сказкотерапия Вам в помощь!

                         

1)    Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.

2)    Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.

3)    Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте  жесткие рамки и правила.

4)    Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.

5)    Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.  

6)    Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.  

7)    Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Рисуем:

                     

                   

               

       

                   

       

               

     

     

   

       

                           

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовая информация "Как полюбить книгу с раннего возраста"

Эти простые советы помогут родителям воспитать будущего читателя...

конспекты занятий, стендовая информация

Конспекты занятий  по развитьию познавательной сферы, для детей с недостатками речевого развития, стендовая информация, а также подготовка детей к школе...

«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»

На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....

Стендовая информация по творчеству С.В. Михалкова

13 марта - родился один из любимейших детских писателей - Сергей Владимирович Михалков. Предлагаю вашему вниманию информацию для папок передвижек - Q-ар коды помогут вам быстро познакомить родителей и...

Стендовая информация по творчеству Сергея Владимировича Михалкова

Предлагаю Вам интересный материал для совместных занятий и игр с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, Вы сможете закрепить знания и умения ребёнка....