Артикуляционная гимнастика-сказка.
консультация по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika-skazka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

Артикуляционная гимнастика-сказка

Подготовила

Захарова Т. М.,

Учитель-логопед МКДОУ д./с № 206 компенсирующего вида « Голубок»,

г. Новосибирск

           Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.   Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила.

  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребёнок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  • Нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.               
  • На одном занятии по коррекции звукопроизношения не следует давать больше 2-3-х упражнений.
  • Каждое упражнение выполняется не менее трёх раз.
  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются.)
  • Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать его внимание на том, что не получается, надо подбодрить ребёнка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
  • Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: « Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком «Д-Д-Д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно его затрудняет, и отработать с ним данное движение.
  • Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно.

Не обязательно проводить артикуляционную гимнастику называя то или иное упражнение, например, «Почистим зубки» и т.д., можно включить комплекс артикуляционной гимнастики в подходящий по смыслу текст, или придумать сказку, рассказ под артикуляционный комплекс, а так же можно воспользоваться авторскими разработками.

Сказка о весёлом язычке.

«Окошко»  Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

«Чистим зубки»- (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.)

 Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

«Месим тесто»- (Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та…; пошлепать язык губами – пя-пя-пя.) А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй! - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю». «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить». Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

«Чашечка»- (Рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.)).

Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки. Сказал «Спасибо».  

«Дудочка»- (С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)) И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду, погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

«Заборчик»- (Губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.) Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...» поет он.

«Маляр»- (Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.) Веселый маляр красил забор.

«Грибок»- (Присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).) Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок.

«Киска» - (Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.) Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

«Поймаем мышку» (Губы в улыбке.  Приоткрыть рот. Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик.) Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

«Лошадка» - (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

 Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.) Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

«Пароход гудит» - (Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы». Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.) Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход: «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Здравствуй! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Спрашивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

«Слоник пьёт» - (Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.) Скачет язычок, скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

«Индюки болтают»- (Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не услышим бл – бл. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.) К ним подошел индюк. Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

«Орешки»- (Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.

 На щеках образуются твердые шарики - "орешки".) Маленькая белочка угостила Язычка орешками.

«Качели» - (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.) В зоопарке Язычок покатался на качелях. Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

«Часики»- (Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.)  Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

«Блинчик»- (Улыбнуться. Приоткрыть рот.Положить широкий язык на нижнюю губу). «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики.

«Вкусное варенье»- (Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык» - ( Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.))  И положила вкусного варенья.

«Подарки» Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

«Гармошка»- (Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.) Еще мама купила Язычку красивую гармошку

«Барабан»- (Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно, постоянно убыстряя темп.) Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

«Прекрасная Обжорка»

 ( к комплексу упражнений для отработки звуков «К» - «Г»-«Х»)

Гусеничка Обжорка всё время хотела кушать. Она ела все, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись,  сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хоботок слон. (Упражнение «Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперёд.) Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ. (Упражнение «Улыбочка» -  удерживание губ в улыбке.  Зубы  не видны.) И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

-Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце,- сказала Гусеничка.- Ой! Какой у меня бледный вид!

И Гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё вид был более здоровый, когда вернётся слон. ( Упражнение «Лопатка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд; « Иголочка»- рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать - «Лопатка» - «Иголочка».)

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела, ела..Но вскоре опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона (Упражнение «Почистим зубки» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.)

Затем Обжорка немножко посердилась. (Упражнение  «Киска сердится»- улыбнуться, открыть рот,  кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.), свернулась катушкой и сладко уснула ( Упражнение «Катушка» – рот открыт, кончик языка – за нижними резцами., широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

Настало время для Обжорки  превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях. ( Упражнение « Качели»- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.)

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка. Она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. Однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Использование сказки в коррекционной работе значительно повышает интерес детей к процессу выполнения артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика-сказка "У бабушки с дедушкой"

В презентации представлен комплекс артикуляционной гимнастики для детей в стихах....

Артикуляционная гимнастика "Сказка о Язычке"

Развивать артикуляционный аппарат с помощью упражнений артикуляционной гимнастики поможет "Сказка о Язычке". К тексту сказки прилагаются описание и символический рисунок к каждому упражнению. Рекоменд...

Артикуляционная гимнастика - сказка "У бабушки с дедушкой"

Любой из нас пришел на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всем при этом Должны мы научиться - ГОВОРИТЬ...

Артикуляционная гимнастика. Сказка "Зима".

Артикуляционные упажнения в стихах....

Артикуляционная гимнастика "Сказка о весёлом язычке"

Артикуляционная гимнастика для детей от 4 до 7 лет "Сказка о весёлом язычке"...

Артикуляционная гимнастика "Сказка о язычке"

Для упешного закрепления навыков, полученных на занятиях, детям необходимо тренироваться дома с родителями....