консультация для родителей учитель-логопед Кулагина Л.В.
консультация (младшая группа) на тему

 Кулагина Людмила Васильевна

значение сказки в жизни ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochitay_mne_skazku_mama.docx356.28 КБ

Предварительный просмотр:

48868e7351d1

Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка является сказка.

Ведь сказка не только развлекает, но и  ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Многие родители обращаются ко мне с вопросом:

      - Зачем нужна сказка?

 Они понимали, что нужна, а чем она  полезна  малышу оставалось не понятным.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но в нашем случае мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей логопедической группы плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, яркой.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как вы6ирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

Легкость и прочность14

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — чёткие и лаконичные. Если   страница    представляет   собой    яркую    картинку,   текст   должен располагаться на светлом фоне.

Обратите   внимание   на   наличие   гигиенического   сертификата (обычно указывается  на  последней  странице)                                  Всему своё время4b41e393be536651fdb106eb488a2df6jaba_0284f1111cce87foneb_golybkuchoblfoneb_golybkuchobl

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.foneb_golybkuchobl

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками, хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, — приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.4b41e393be536651fdb106eb488a2df641823f5579cffoneb_golybkuchobl

 foneb_golybkuchobl

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.14

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх  могут участвовать все члены семьи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси...                                       Конек...
Крошечка...                               Мороз...
Аленький..                                 Красная...
Доктор...                                   Цветик...
Заюшкина...                              Бременские...

                                Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка,
дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
дел, бабка. внучка, репка.
огурец (сказка «Репка»).
Машенька,
утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По-шучьему велению» ).
Старик, рыбка, старуха,
стирал клал машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
                               Сказочная чепуха 
           Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно:
«Репка», «Теремок», «Лиса
и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: для сказки <Репка> примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:
Репка — «Вау!»
дед — «Я вам покажу!»
Бабка — «Чтоб тебя...»
Внучка — «Прикольно».
Жучка — «Сейчас спою».
Кошка — «Бубль гумм».
Мышка — «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (...) репку (...). Выросла репка (...) большая-пребольшая.
Стал дед (...) репку (...) тянуть: тянет-потянет- вытянуть не может.
Позвал дед (...) бабку (...). Бабка (...) за дедку (,..). дедка (...) за репку (...) — тянут-потянут — вытянуть не могут.
Позвала бабка (...) внучку...). Внучка (...) за бабку (...). бабка (...) за дедку (...), ледка (...) за репку (...) тянут-потянут — вытянуть не могут.
Кликнула внучка (...) Жучку (...). Жучка (...) за внучку .... внучка (...) за бабку (...). бабка (...) за дедку (...). дедка (...) за репку (...) — тянут-потянут — вытянуть не могут Позвала Жучка (...) кошку (...). Кошка за Жучку (...), Жучка (...) за внучку (...). Внучка
 за бабку (...), бабка ( за дедку (...), дедка (...)за репку(...)_тянут-потянут—вы тянуть не могут.
Кликнула кошка (...) мышку (...). Мышка (...) за кошку..). кошка (...) за Жучку (...), Жучка (...) за внучку (...), внучка(...)за бабку(...). бабка(...) за дедку (...), дедка (...) за репку (...) — тянут-потянут — вытянули репку (...)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты, памятки и приглашения на консультацию для родителей. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. Оно должно отражать чёткие представления родителей об отношении к логопедическим занятиям, к специалисту, работающему с его ребёнком. Анкетиро...

консультация для родителей учитель-логопед Кулагина Л.В.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»...

Консультация."Простые советы учителя-логопеда родителям".

Консультация. "Простые советы учителя-логопеда родителям"....

Консультация "О работе учителя-логопеда"

Информация для родителей о работе учителя-логопеда...

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...

Сборник методических рекомендаций для родителей, учителей-логопедов и воспитателей ДОУ "Домашний логопед"

Материал предназначен для использования   при организации  семейного клуба. Методические рекомендации включают в себя правила общения с ребенком, упражнения для развития дыхания, гимнас...

Консультация для родителей учителя – логопед Еременко Н.И.на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.сформирова...