Развитие эмоциональной сферы и выразительности движений у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях путем использования игр разных видов
статья по теме

Баталова Ольга Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_sfery_dlya_sayta.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие эмоциональной сферы и выразительности движений у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях путем использования игр разных видов».

Одной  из самых увлекательных и необходимых видов деятельности детей является игра. Она способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух сфер, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности, полноценное развитие ребенка.

        Игра способна включать в себя и простейшие, общедоступные знания. Развивающие психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры-импровизации, помогающие проникнуть во внутренний мир товарища, поиску новых средств самовыражения и многое другое. И все это через игру – любимое дело детей.

        А музыка в игре выражает переживания, придает особую выразительность, заставляет целеустремленнее, интенсивнее и полнее воспринимать окружающий мир. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально – ритмические и двигательные навыки, наполняет игры интересным содержанием, а в итоге способствует формированию творческой личности.

                Для того, чтобы научить детей творчески передавать эмоциональные состояния персонажа с помощью мимики, жестов, движений в играх и сюжетных танцах, организую наряду с традиционными и интегрированными музыкально – развивающие занятия разных видов:

  • Воображаемые путешествия (с младшей группы);
  • Музыкально – театральные (с младшей группы);
  • Подарок (с младшей группы);
  • Игры – спектакли (со средней группы);
  • Музыкальная гостиная (со старшей  группы);
  • Театр – экспромт (со старшей группы);
  • Занятия – конкурсы (со старшей группы).

В своей работе опираюсь на исследования, программу современных психологов С.В. Крюковой, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», пособия М.Чистяковой «Психогимнастика» и В.М.Минаевой «Развитие эмоций дошкольников», рекомендации О.Горшковой по выразительному движению, решила помочь детям преодолеть неуверенность в себе, научить правильно передавать эмоциональное состояние героев с помощью выразительности мимики, жестов, движений и речи. Создаю на занятиях условия, в которых дети чувствовали бы себя уютно, ориентирую их на успех, и главное, на ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности. Встречаю детей с улыбкой, стараюсь выглядеть аккуратно, подтянуто.

Во вводной части занятия настраиваю детский коллектив на совместную работу; устанавливаю эмоциональный контакт, используя различные приемы. Например: игра «Эхо». Ребенок пропевает свое имя, а дети повторяют песенку чуть тише. Эта игра дает детям почувствовать принадлежность к коллективу, развивает песенное творчество. Очень радует, придает уверенность в себе пропевание попевок с именем каждого ребенка группы, сочиненные совместно с детьми.

Чтобы вызвать интерес детей к определенной деятельности, задаю вопрос:

-Вы хотели бы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать загадку:  Девочка – красавица

В цветочке родилась,

Она всего с дюйм ростиком

Как она звалась?

                   (Дюймовочка).

И предлагаю отправиться в эту сказку. Объясняю: а вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показываю воображаемый  цветок). Прошу изобразить этот цветок.

                Одни дети изображают цветок ладонями, пальцами, другие всем телом:  тянут лепестки – руки к солнышку, покачивают ими от «дуновения ветерка», кружатся – поворачиваются вслед за солнышком. В этом прослеживается вариативность, творчество.

В основную часть занятия входят этюды, игры, упражнения по развитию эмоционально – личностной  и познавательной  сфер ребенка. Обращаю внимание на то, чтобы все дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались, для чего использую:

  • Импровизации «Волшебный цветок», «Играем в оркестр» и др.;
  • Психологические этюды «Ласка», когда один ребенок гладит и прижимает к себе пушистого «котенка», а тот  жмурится от удовольствия и трется головой о руки «хозяина»;
  • Игры на развитие навыков общения «Заколдованный мальчик», «Это я, это мое» и др.;
  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения: «Смотри на руки», «Запомни свою позу» и др.

Наблюдая за детьми, заметила, что дети чувствуют себя увереннее, когда их лица прикрыты чем – либо: бородой, усами и др. Поэтому стала предлагать маски с изображением различных  эмоциональных состояний. Маска помогает ребенку более ярко отобразить образ посредством выразительного жеста, движения: придает детям уверенность в себе, создает эмоциональную защиту.

                        В младшей группе выразительный показ взрослого служит главным приемом развития детской ритмичности. «Посмотрите, как мои ладошки будут внимательно слушать  музыку» - дети  внимательно смотрят на ладони воспитателя, настраиваясь на нужный ритм, Внимание детей обращаю не только на правильное выполнение жеста, но и на согласованность музыки и движения.

                        Разучивать танцевальные движения помогают рассказы, сказки.

                        Использую игровой прием: «ножки поссорились, помирились» для разучивания притопов. «Поссорились» - притопы одной ногой, «помирились» - притопы двумя ногами.

        Картонные фигурки людей и животных настольно – пальчикового театра, которые надеваются на указательный и средний пальцы руки, так что пальцы становятся ножками ожившей фигурки, могут выполнять «пружинку», разучивать танцевальные шаги и движения. Это забавляет детей и в то же время такое пособие  дает им возможность почувствовать темп, ритм, динамику музыкального произведения и выполняемого движения.

                        Малыши с удовольствием играют в логоритмические и пальчиковые игры. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и текст прочно и надолго запоминаются детьми. Игры с пальчиками обычно веселые, поэтому вызывают у детей положительные эмоции. А это отражается на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, потешки, скороговорки, сопровождая мимикой, жестами, выразительной речью, демонстрировать их родным и знакомым. Обращаюсь к ним тогда, когда требуется дать детям ритмическую передышку и в то же время сконцентрировать внимание группы.

                        Для усложнения задания и поддержания интереса детей, предлагаю текст игры произнести в разном темпе. В соответствии с темпом речи меняется и темп движений, а также осуществляется работа по развитию дикции и дыхания.

        В средней группе для того, чтобы детям было легче при восприятии музыки уловить, сколько раз сменилась музыка, и в дальнейшем менять движения, использую панно с цветами, на которые с изменением  характера музыки «садится» бабочка (на ниточке). Сколько раз бабочка «села» на цветок, столько частей в музыке.

        Развитию мимических мышц  способствует гимнастика для лица. Дети учатся ориентироваться на своем лице, запоминают названия его частей, расширяют словарь существительных.

Обучать выразительности  движений лица и тела помогает знакомство с пиктограммами, изображающими разные эмоциональные состояния. Постепенно задания усложняются: изображение разрезается вдоль пополам, показывается одна половинка, а дети  подбирают другую, оценивают, правильно ли нашли. Это вызывает интерес и радость.

Для того, чтобы дети лучше понимали эмоции, настроения, жесты других людей использую этюды «Дурно пахнет», «Спящий котенок», игры «Попробуем»,

Для развития внимания, памяти, речи полезны игры «Пришла пора заготавливать овощи впрок», «Федорины ложки» (Холодно – горячо), «Слушай хлопки» и т.д. Они дают возможность самостоятельно исполнять свою роль, взаимодействуя с другими участниками.

Поощряется вариативность при освоении способов, передающих с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой – их  внутренних переживаний. Например:        

  • Кошка может подкрадываться  к птичке непрерывно, медленно;
  • Осторожными перебежками с остановками;
  • Прячась за чем – нибудь.

Одной из важнейших функций речевой интонации есть функция выражения эмоций голосом: «Музыкальный ежик», «Маленькая прачка», «про двух гусят».

        Игры – шутки «Ты почему расплакался? – Об кошку поцарапался!» (В, Орлов). Обыгрывают как вариант игры «Узнай по голосу».

        В старшей группе развитие творчества детей на основе обучения языку движений опирается на опыт, полученный ими в предыдущие два года.

        Продолжая работу над пантомимикой, знакомлю детей с пластическими позами в играх «Море волнуется» или зимний вариант «Вьюга закружится», «Фотограф», предлагаю позой показать дерево, обезьянку, спортсмена и объяснить свой выбор, определить по походке прохожего (балерина, солдат, »задавака», человек, которому жмут ботинки). Использую игры на взаимопонимание: «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем», «Отгадай, что изображено», «В мире животных и птиц».

        Одна из разновидностей таких заданий – освоение приемов «сценической иллюзии», требующих от партнеров точного согласования действий:«Нарядим елку», «Собрать яблоки с дерева», «Прибить гвозди и повесить на них картину», «Возьми и передай другому» (предметы разные по величине и объему). Дети не прикасаются друг к другу, но согласованность их действий создает впечатление картины.

        Для развития выразительности использую кубик, на сторонах которого изображены разные эмоции.        

        Лица героев варежкового театра тоже отражают различные эмоции. Использую их в разных вариантах. Вариативность их применения следующая:

  • Произнести с разной интонацией фразу, стихотворение, диалог;
  • Показать мимикой и пантомимикой эмоциональное состояние;
  • Спеть песню с разным настроении.

        С большой заинтересованностью дети составляют характерные танцы на предложенную музыку.

Дети, подбирая элементы костюмов перевоплощаются в добрых, злых героев и т.д.

Старшие дошкольники очень любят инсценировать сюжетные песни.

Большое внимание уделяю развитию интонации, т.к. важнейшей функцией речевой интонации является функция выражения эмоций голосом. Произнося текст, говорящий придает своему голосу определенную окраску, свидетельствующую о его отношении к  произносимому. Дети произносят одну и ту же фразу в разном темпе и с разной интонацией или произносят ее от имени разных героев (злодея, Золушки, слона) и т.д.

В подготовительной группе продолжаю уделять внимание выразительности речи. Для более быстрого и осмысленного запоминания предлагаю инсценировать стихи. Включение пантомимики помогает ребенку понять внутренний мир героев, очеловечить их. Это все является своеобразным тренингом  эмоций, творческого воображения, образного мышления и речи, и  на празднике дети  эти стихи читают более выразительно и раскованно. Например: игра «Расскажи стихотворение или сказку руками» развивает фантазию, выразительность жестов и речи.

Развитию танцевального творчества детей способствуют такие задания, как: «придумай польку, вальс, русский танец, современный танец». Для этой цели использую карточки со схематическим изображением движений. Вначале обговариваем, из каких движений может состоять тот или иной танец. Затем дети выкладывают последовательность танца и выполняют его под музыкальное сопровождение. Вариантом творческого задания является выкладывание каждым ребенком своего танца из схем.

В придуманных детьми характерных танцах «Гномиков», «Игрушек», «Карамелек». «Обезьянок» и т.д. движения фиксируем, но почти всегда оставляю часть музыки (проигрыш) для импровизированных движений.

Дети старшего возраста любят игры – эстафеты, игры – соревнования, когда упражняются команды в быстроте и выразительности  движений. Например:

  • Подбежать к зеркалу и изобразить первому участнику – бабу Ягу, второму – обезьянку, медведя и т.д.;
  • Подбежать к зеркалу и сказать с разной интонацией: «Какая я красивая» (радостно, удивленно, грустно);
  • Изобразить сценку «На рыбалке», «В бане», «Пожар» и т.д.;
  • Быстро выбрать и надеть костюм.

Дети осваивают невербальные способы общения. Так в игре «Разведчики» ребята должны «договориться» только глазами, понять и выполнить.

Предлагаю детям представить, что сцена – это чистый лист бумаги, и им надо «нарисовать» картину на заданную тему. Каждый должен придумать, кем он будет на сцене. Перед детьми ставится условие: повторять других нельзя. Затем я говорю: «Внимание, снимаю», и делаю «снимок» (фото). Дети застывают в определенной позе. Законченную картину оцениваем сообща.

Упражнение «Картина» стало преддверием увлекательной  игры  в «театр – экспромт». Игру «Пять органов чувств», с которой дети познакомились в старшей группе, использую как подсказу. Например: если показываю «рот», то дети быстро ориентируются и герой начинает или «есть», или улыбаться, зевать, издавать звукоподражание и т.д.

        На занятиях часто использую хороводные игры и игры с пением. Они способствуют развитию певческих навыков, выработке высокой культуры общения между людьми, воспитывают выдержку, чувство меры, выносливость, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость: «Здравствуй, дедушка Мазай», «Горшок», «Дедушка», «Ворон» и др. Они соединяют в себе разного рода танцы с мимикой, драмой, стихами, музыкой. Хороводные игры способствуют  развитию ориентировки в пространстве, умению выполнять разные перестроения. Все это дает возможность вслушиваться в музыкальное произведение, в его настроение, слышать смену частей музыки и менять движения, действовать выразительно и пластично.

        Музыкальное произведение, в котором ясно выступают музыкальные характеристики различных персонажей, вызывают у детей стремление и готовность действовать. Дети начинают размышлять, как все обустроить, что должен делать каждый персонаж, откуда должен появиться. Как двигаться – и самостоятельно распределяют роли.

        Драматизация песен заставляет  детей задуматься об отношениях, которые складываются между ее персонажами, их поступках.

        Разные виды игр включаются в завершающей части занятия. Они поддерживают  положительные эмоции от работы на  занятии. Общие игры – забавы «Веселые путешественники», «Мы танцуем возле сливы (елки)» и др, выполненные в кругу, создают ощущение целостности, позволяют детям ощутить общность, облегчить взаимопонимание и взаимодействие. Используются приемы релаксации: «На берегу моря», «Солнышко и тучка», «Волшебный сон» и др. Например: после игры «Летчики, на аэродром» дети – «летчики» ложатся на ковер, закрывают глаза и представляют то, что они «видели» в небе. Рассказывают об этом. Такие задания развивают монологическую речь детей, помогают снять психологическое напряжение, помогают понимать характер музыки.

        Для того, чтобы дети спокойно вышли из зала, предлагаю «взять»

  • «ведра», наполненные водой, донести до группы и не расплескать воду;
  • донести «младенца» до кроватки, не разбудив его;
  • донести яйцо в ложке, не разбив его и др.

Таким образом, использование игр разных видов, упражнений, нетрадиционных приемов способствует

 1) психологическому раскрепощению детей, умению различать эмоциональное состояние людей, понимать их чувства и передавать их с помощью мимики, жестов, пантомимики;

 2) развивают музыкальность, пластичность, умение творчески выразить свое восприятие музыки в движениях:

  • умение соотносить движение с музыкой;
  • развивают двигательные качества (координацию, ловкость движений, пластичность, выразительность);

3) побуждают детей к творческой передаче действий персонажа в сюжетных танцах, играх и этюдах;

4) побуждают импровизировать песни, передавать в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки, побуждают в игровых импровизациях к поиску движений, помогающих детям более точно передавать особенности содержания характера музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

В последнии годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываютс...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Это выпускная работа на курсах переподготовки "Дошкольная педагогика и психология"...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

   Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместн...