Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей посредством художественного слова
методическая разработка по теме

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения в мир взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kulturno.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

     « Воспитание культурно-гигиенических навыков детей посредством художественного слова»

                                                                                                                                 

 Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Особое внимание и

При  формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста нами были поставлены следующие задачи:

  • учить самостоятельно  умываться;
  • пользоваться туалетом;
  • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем внешнем виде;
  • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же  художественное слово;
  • формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

 Критерии опрятной еды включают умение:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава; 
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  1. Надеть в обратной последовательности

 К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
В младшей группе воспитатель показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.

 И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков уже со среднего возраста  дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, фольклор.

Малый фольклорный жанр- это миниатюрные поэтические произведения, созданные специально для детей и имеющие специальную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка в детском саду становится ярче, интереснее.

Используем  малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки и в режимных моментах:
Умывание:

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой побежали мыться.
  • Ай лады,лады, лады не боимся мы воды чисто умываемся маме улыбаемся.
  • Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке- ладошки, пальчики Антошке.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Во время еды:

Умница Катенька ешь кашку сладеньку, вкусную пушистую, мягкую душистую.

  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Хлеб всему голова.
  • Когда я ем, я глух и нем.

Кроме того используются известные детям художественные произведения: К. Чуковский «Мойдодыр», « Федорино горе», А. Барто «Чумазая девочка», Г. Лагздынь « Одевали малыша», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Э. Мошковская «Митя и рубашка» и т.д. Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представление о необходимости культурно-гигиенических умений.

Есть произведения ориентированные на режимные моменты и правила поведения в детском саду. Например «Правила поведения для воспитанных детей в детском саду»:

Что такое быть опрятным?

Значит чистым, аккуратным,

Чтоб штаны не знали дыр.

Это брюки, а не сыр.

     

      Мама сына баловала утром чисто одевала

Приходила забирать- не могла его узнать!

За сынка она стыдится, так, ребята, не годится!

Мышка плохо лапки мыла: лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась- и на лапках грязь осталась.

Полотенце- в черных пятнах! Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот. Может заболеть живот.

И т. п. по разным режимным моментам.

Дети средней группы уже могут объективно относится к своим поступкам и поступкам своих сверстников. Им нравятся юмористические произведения, которые высмеивают не культурное поведение других. Например, о правилах поведения за столом говорится в стихах «Этикет для карапузов»:

Аккуратно кушай хлеб- это кухня, а не хлев.

           Что за грохот?  что упало?

     Маша за столом мечтала.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю

             Вытирай салфеткой рот

       И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис…Не надо ложкой. И т. п.

Можно использовать небольшие рассказы- истории в которых дети ведут себя не правильно. Дети любят слушать о том ,что происходит с их сверстниками, учатся сопереживать им. С удовольствием обсуждают прочитанное, объясняют какие ошибки сделали герои произведения.

Например « Как Витю учили есть ложкой», «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Про девочку Дашу».

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли, соблюдать правила личной гигиены, правилам этикета. Постепенно он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Дети средней группы с удовольствием «дежурят»: помогают убирать со стола после приема пищи. Здесь тоже уместно использовать небольшие стихи по теме. Например:

Чтобы мухи не водились и на крошки не садились,

Ну-ка быстренько без слов убираем со столов!

И с посудою, как можем, нашей нянечке поможем!

Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Нужно пояснить ребенку, все что имеется в детском саду - игрушки, посуда, мебель -твое, мое, наше, общее принадлежит нам всем. Все это надо беречь.

       Заяц с куколкой играл – платье куклы разорвал…

       Мячик маленький нашел – этот мячик проколол…

       Чем играть теперь другим?

       Нет не надо быть таким!

       Вы игрушки берегите и заботливо храните.

Многие дети выучили (благодаря частому повторению) правила-стихотворения и стоит воспитателю начать заканчивают его сами, или читают его, когда бывает соответствующий момент. Например, если кто-то не спит:

       Даже если вы не спите, то лежите, не шумите

       Не мешайте другу спать и спокойно отдыхать.

Если кто-то долго одевается: «Семеро одного не ждут» и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что художественное слово используемое воспитателем помогает в воспитании культурно-гигиенических навыков, стимулируют их развитие, сформированные культурно-гигиенические навыки лучше закрепляются.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова"

В данной статье говорится о воздействии художественной литературы на личностно-эмоциональную сферу ребенка,её отражении в творческой продуктивной деятельности детей. Приводится тематика художественных...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

«Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»

  Нравственное  воспитание является одной из важнейших задач становления и формирования культурной, разносторонней личности. И, именно сегодня оно актуально, как никогда....

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

« Воспитание культурно-гигиенических навыков детей посредством художественного слова»

Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные навыки, закреплять их, чтобы он...