Познание ребенком окружающего мира
консультация (старшая группа) по теме

Гранже Надежда Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_rebenkom_okruzhayushchego_mira.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Познание ребенком окружающего мира

В первой половине дошкольного детства происходит важный сдвиг в развитии познания ребенком окружающего мира – он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели. Мы знаем, что первые из них вооружают ребенка представлениями о том, какими бывают внешние свойства предметов, а вторые дают возможность выделить и отобразить в наглядной форме связи и отношения между предметами. В этом же возрасте возникают первые попытки произвольного запоминания.

Результаты исследований показывают, что наиболее значительные возможности дети младшего и среднего дошкольного возраста обнаруживают в развитии восприятия и усвоении представлений о внешних свойствах предметов, но полная реализация этих возможностей происходит только в условиях специально организованного сенсорного воспитания.

Познание ребенком окружающего мира включено в основные виды его деятельности, главным образом в игру, рисование, конструирование, и развитие познания происходит внутри этих видов деятельности, под влиянием тех требований, которые они выдвигают.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема и т. д.), наконец, радость от процесса мышления и его результата, разделенная с другим человеком. Интеллектуальные чувства, как и все высшие чувства, переживаются человеком сначала индивидуально, а затем разделяются с другими людьми. Испытывая тягу к познанию, человек ищет и того, с кем он мог бы пережить интеллектуальные чувства вместе и как бы заново. Такое совместное переживание придает интеллектуальному чувству особую значимость.

Познание имеет общественную природу, во взаимодействии людей в совместном поиске, в борьбе мнений, в напряженном труде ученого рождается истина. «Утверждение силы человеческого разума должно проявляться в жизни общества, в налаживании человеческих отношений, устранении войн, перестройке общества, а не быть индивидуальным самочувствием ученого. Познание различно с точки зрения его значения для общества. Одно дело – познание добра и блага человечества, путей его освобождения и совершенствования, и другое – познание того, сколько ножек у такого-то жука или сколько есть видов грибов. И в этом смысле наиболее важным объектом познания является человек, познание им своей собственной природы».

Основное значение в познании старшим дошкольником окружающего мира приобретают наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становятся источником детского творчества.

По отношению к развитию этих форм познания обнаруживают и наибольшие возможности возраста, которые реализуются в процессе умственного воспитания.

Уровень развития наглядно-образного мышления и воображения, достигаемый в старшем дошкольном возрасте, имеет непреходящее значение для всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.

На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок впервые приобретает способность произвольно управлять всеми познавательными процессами, хотя это управление осуществляется еще со значительным трудом.

Как и раньше, развитие познания ребенка происходит преимущественно в связи с выполнением типичных для дошкольника видов деятельности – игры, рисования, конструирования и др. Однако развитие познавательных интересов и овладение элементами учебной деятельности приводят к тому, что познание начинает отделяться от практической деятельности и приобретает для ребенка самостоятельную ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игр в познании ребенком окружающего мира

О самостоятельной деятельности детей, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками и окружающим миром....

«Значение игр и игрушек в познании ребенком окружающего мира»

Данная консультация представлена для родителей. В ней говориться о том, что игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку....

«Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра-как средство познания происходящего вокруг нас....

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».

«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности»....

"Значение игрушек в познании ребенком окружающего мира"

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. ...

Игра в жизни ребенка. Значение игр и игрушек в познании ребенком окружающего мира

содержаться материалы по игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте...