Игра в жизни ребенка. Значение игр и игрушек в познании ребенком окружающего мира
консультация (младшая группа)

Коржова Татьяна Сергеевна

содержаться материалы по игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игра в жизни ребенка. Значение игр и игрушек в познании ребенком окружающего мира»

Подготовила  Коржова Т.С.

Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных и т. д.

В отличии от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения и отдыха, для ребенка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы малыша интересует все: вещи, явления, люди, их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Он начинает, кормить, укладывать куклу, лечить ее. Не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, не продолжительные.

В играх с куклой девочка выполняет ряд «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с ней мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Мальчик возит купленную машинку по полу, перевозит игрушки, гудит.

Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт игры малыш приобретает в совместных игровых действиях с взрослыми, которые показывают, как нужно применять одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх.

Например, «мишка» может быть «сыном» в игре в «дочки-матери», зрителем в игре «в театр», пассажиром в игре «в транспорт», покупателем в игре «в магазин». Фантазия взрослых должна помочь детям в игре. Предложения взрослого построить дом для большой куклы, вызывает необходимость подбирать детям кубики по размеру, сравнивая их между собой, с размерами куклы. Тоже самое приходится делать, чтобы построить стол, кровать и т. д.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют время и место для игр детей. Можно играть с ребенком не затрачивая на это дополнительное время в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры.

Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и со сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту. Игрушки, которые нравятся взрослым не всегда оказываются ценными для ребенка. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребенку дороже красивой электрифицированной, так как в играх ее можно использовать по разному: устроить в ней комнату для кукол, сделать из нее машину, пароход и т. д.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных, предметы домашнего обихода (посуда, мебель и т. д., моторные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактически-обучающие (матрешки, башенки, мозаика, пазлы и т. д.) . чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит детской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам и девочкам. Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует) .

У детей появляется потребность играть вместе. Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают им как нужно играть с куклой, мишкой и др. Если ребенок в семье один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образной игрушкой: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что знает сам.

Игра в жизни ребенка.  Консультация для родителей о значении игр и игрушек в познании ребенком окружающего мира

Большой воспитательной ценностью обладают игры. Играя вместе со взрослыми дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору разных картинок, последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.

У каждого ребенка дома должен быть игровой уголок, в котором игрушки разного вида содержатся в порядке. Это не только воспитывает бережное отношение к вещам, аккуратность, но и поддерживает игровой интерес детей. Каждая игрушка как бы приглашает малыша играть. Игра тесно связана с трудом. Поэтому-то так важно с самых ранних лет приучать детей к наведения порядка в игровом уголке. (Сначала, конечно, совместно с родителями, потом почти самостоятельно). Но маленькие дети наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивание или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, они тоже устали» или «Давай с тобой играть в «магазин». Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой и т. п. ». Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104650-1395205629.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ для родителей ясельной группы на тему «Значение игрушек в познании ребёнком окружающего мира»

В выступлении говорится о том, что главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспро...

«Значение игр и игрушек в познании ребенком окружающего мира»

Данная консультация представлена для родителей. В ней говориться о том, что игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку....

консультация "Познание ребёнком окружающего мира через дидактическую игру"

Использование дидактических игр в работе воспитателя очень важно для  позновательного развития детей....

"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"

Игра для детей - это  учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....

"Значение игрушек в познании ребенком окружающего мира"

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. ...

"Значение игрушек в познании ребенком окружающего мира"

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. ...

Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...