Музыкальное воспитание и развитие детей трех лет.
консультация (средняя группа) на тему

Стригункова Юлия Георгиевна

Семинар-практикум для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare-praktikume_dlya_roditeley.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре практикуме для родителей
Музыкальное развитие детей трёх лет
Ребёнку исполнилось три года. Он желает заниматься музыкой, активно действовать. Главное на занятиях создать благоприятные условия , атмосферу радости для воспитания любви к музыке. Представляю вашему вниманию видео – альманах «Интересно мы живём».
Мы слушаем музыку. У детей этого возраста формируется понятие о том, что можно не только словами, но и звуками, музыкой рассказать о грустном, весёлом. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать, о чём рассказывает та или иная песня, пьеса. Слушая музыку, малыш постепенно раскрывает свои музыкальные способности, больше узнаёт о ритме и звуке, учится петь и получать положительные эмоции от музыки. Каждый ребёнок обладает музыкальным мышлением, и это мышление можно развивать. Оно прогрессирует только тогда, когда ребёнок слушает музыку, учится управлять звуками и делится мыслями по этому поводу с окружающими. 
Когда дети не могут сами высказываться о характере произведения, им нужна помощь. Здесь применяются приёмы словесного уподобления характеру музыки. Тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, поясняется: какая нежная, ласковая музыка. При этом уподобляется и мимика, и интонация голоса. Побуждение детей выразить характер звучания движениями. Таким образом, благодаря сочетанию разных видов уподоблений(словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное, наглядное – показ игрушек, картинок), малыши учатся высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения, выполнять образные движения посредством изображений их внешних действий. Иными словами, развивается их эмоциональная отзывчивость, осознанное восприятие музыки.
Да, если вы сами не обладаете выдающимися музыкальными способностями, вы всё равно сможете научить вашего ребёнка слушать музыку. Чтобы ребёнок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо в этом упражняться. Очень полезна такая игра. Попросите ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Сделайте что-нибудь, и пусть малыш попробует по звукам угадать, что именно вы делаете. Например, вы можете: перевернуть страницу журнала, включить фен, сосчитать монеты, хлопнуть в ладоши, постучать ложкой о стакан, щёлкнуть выключателем, передвинуть стул, причесаться. Пусть ребёнок расскажет вам о том, что услышал, а потом поменяйтесь ролями. Ещё один увлекательный способ развития умения слушать. Сходите вместе с ребёнком на звуковую прогулку. Это значит, что вы оба будете внимательно прислушиваться ко всему, что вас окружает. После возвращения домой постарайтесь вспомнить все звуки, которые слышали, поговорить о них. Напойте ребёнку хорошо знакомую мелодию или песенку, и пусть он попробует узнать её, и, если сможет, напеть. Первый музыкальный инструмент ребёнка – это его тело. Когда вы будете слушать музыку вместе со своим малышом или петь ему, отстукивайте на его ладони ритм. Напойте малышу или выстучите ритм. Начните с простого ритмического рисунка, а затем усложняйте его. Попросите ребёнка повторить ритм. Чем точнее он это сделает, тем лучше. 

Мы поём.
У детей 3 – 4 лет, как правило, диапазон пения ре-ля первой октавы, дыхание ещё не равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. Пение – наиболее доступный детям вид музыкальной деятельности. Малыши охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки. Для того чтобы развить голос ребёнка, приучить его петь чисто, правильно и согласованно с другими детьми, необходимо как можно больше петь с детьми, развивая у них любовь и интерес к пению. До разучивания песни необходимо сформировать у ребёнка целостное представление о её мелодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют её характер и содержание, а затем идёт работа над чистотой интонации, звукообразованием, дыханием, дикцией. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распевами. С целью достижения лёгкого и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу; используют упражнения для правильного формирования гласных, например, например звук «а» - кукла плачет. Для того чтобы проявилась вокальная специфика песни и была решена учебная задача, следует использовать комплекс методических приёмов, которые дополняют друг друга: подчёркнуто чёткое начало исполнения песни, соблюдение ритма пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборотов и т.д. В процессе обучения пению важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указания могут быть образные (обращены к детскому мышлению, эмоциям) и прямые(направленные на понимание детьми требованиям педагога). Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения.
Довольно часто приходится слышать от родителей: « У моего ребёнка нет слуха, мне кажется, что он плохо поёт, на занятиях музыкой вообще не раскрывает рта, поёт все песни на один мотив» и т.д. Прежде всего - пойте сами, не важно получается у вас или нет. Если вы сами не будете петь, то и у ребенка такой потребности может не возникнуть. 
В чем же дело? В раннем детском возрасте ребенок учится говорить, и порой ему трудно выполнять две функции сразу: воспроизводить правильный текст песни (за это отвечает левое полушарие) и точно исполнять мелодию (за это отвечает правое полушарие). Ребенок может что-то «мурлыкать» себе под нос и иногда довольно точно петь обрывки музыкальных фраз, услышанных по телевизору, например: «М-м-м Данон». 
Если вы поете дома для своего удовольствия, то ребенок будет подражать и пытаться петь вместе с вами. Не всегда у него будет получаться пропевать мелодию чисто. К трем - четырем годам дети обычно способны воспроизводить чисто только мелодию, состоящую из 5-6 звуков, но не более. Высказывания, такие как: «Ты неправильно поешь, это не так» могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет петь, у него пропадет интерес к этому делу. Ведь если это так сложно и не получается, то зачем же вообще петь? Существует несколько способов, которые я использую на своих занятиях для того, чтобы развить навыки пения у детей 2-5 лет. 
Выберите простую песенку, которая нравится вам и малышу и пойте ее, но не сидя на одном месте, а активно - двигайтесь, изображайте то, о чем поется. Для большей наглядности используйте различные предметы (чтобы задействовать зрительную модальность). В этом случае ребенок лучше и быстрее запомнит текст, и ему не будет скучно повторять мелодию. 
Малыш запомнил песенку, но не слышно как он поет. Возьмите простой лист бумаги и скрутите его в трубочку - это рупор, если петь в него, то звук становится громче. Можно попеть в резиновую трубочку: один конец поднести к губам, а другой - к уху, тогда ребенок услышит себя. 
Звук можно не только услышать, но увидеть и почувствовать! Наверняка у вас дома есть свечи, для них есть хорошее применение: если петь на горящую свечу, то видно как пламя склоняется то в одну, то в другую сторону. А вот если «звук не вылетает», то и огонек стоит ровно как солдатик. Почувствовать «летящий звук» можно, если петь на ладошку. 
Вы поете красиво, чисто, а ребенок гундосит. Как быть? Известно, что многократное повторение одной и той же мелодии может привести к желаемому результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же 10 раз. Тогда на помощь приходит ваша смекалка. Вы поете эту мелодию сидя, стоя, громко, тихо, вместе с собачкой, зайцем, весело, грустно, взявшись за руки и т.д. Таким образом, вы повторяете мелодию столько раз, сколько удастся придумать различных модификаций игры, словом, пока вам и ребенку не надоест этим заниматься. 
Ребенок песенку не поет, а проговаривает. Необходимо поработать с гласными звуками. У каждой мамы есть в запасе красивые ниточки или ленточки. Сложите их в «музыкальную коробочку» или мешочек и медленно вытягивайте по одной, при этом пропевая длинный звук (как будто вместе с ниточкой выходит звук). 
В хорошем исполнении проявляется то, как ребенок слышит высоту звуков. Для того чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в музыке для детей в этом возрасте хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь (чем выше кубик, тем выше звук). Или попробовать петь и рисовать на вертикально прикрепленном листе: рисуем вверх - поем вверх, вниз - звук голоса все ниже и ниже. 
Малыш тянет звуки, но точно не попадает. Попробуйте сыграть в игру «Передай». Возьмите любой небольшой предмет, который хорошо помещается в руке ребенка, и дайте ему этот предмет вместе со звуком. Малышу же нужно вернуть предмет и звук снова вам. Если он правильно возвращает звук, то вы ему даете следующий. Затем поменяйтесь ролями, теперь звуки получать и возвращать будете вы. Если ребенок хорошо справляется с этой игрой, предложите ему не один звук, а последовательность из двух, трех звуков. 
Интонация в музыке занимает огромное место. Подрастающему музыканту педагог часто говорит: «Пой (или играй) выразительно, с интонацией!» Наша задача показать все разнообразие интонаций в музыке ребенку сейчас. Сделать это не сложно. Если вы стесняетесь петь песенки малышу, можно читать ему стишки разными голосами: сердито или ласково, деловито или стесняясь. Даже если вы не считаете себя мастером в пении песен попробуйте пропеть вместе с ребенком простенькие попевки, придерживаясь того же принципа. Для ребенка от года до трех такая игра - большое развлечение, это увлекательно и заразительно. И вы убедитесь на своем опыте, как быстро, оказывается, он овладевает различными интонациями, как легко запоминает стишки и песенки. У вас потерялись ноты, в нужный момент куда-то подевалась книжка со стихами. Поищите ее вместе с ребенком, приговаривая то толстым грубым голосом, как у медведя, то тоненьким писклявым, как у мышки: «Куда же подевалась книжка?» И книжка найдется, и ваш ребенок сможет освоить новые качества: интонацию, тембр и высоту голоса. 
Музыка и движение.
Малыши трёх лет способны самостоятельно изменять движения в соответствии с характером музыки(марш, плясовая, колыбельная), легко передают ритмический рисунок, со сменой частей и динамики меняют движения. Ребёнок этого возраста уже способен обращать внимание на качество движения – главным образом при ходьбе, беге; на согласованность движений рук и ног при ходьбе. Занятия музыкально-ритмическими движениями направлены на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку, и прежде всего, чувство ритма. В целях эффективного развития музыкально-ритмических движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций. Обучение движениям должно начинаться с восприятия музыки к игре, танцу , пляске, чтобы сформировать общее представление о ней. Разучивание игр и плясок начинается с показа, и, только увидев, что дети хорошо двигаются под музыку, можно ограничиться указаниями по ходу исполнения танца, пляски, игры. При этом следует добиваться не просто правильного, но и выразительного выполнения движения. Для этого используются образные сравнения(идём как солдаты, прыгаем как зайчики, летаем как птички), помогающие детям передавать характер движения. В процессе разучивания музыкально-ритмических движений в этом возрасте следует использовать следующие методические приёмы: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, Пояснения, художественное слово, показ. Поощряйте ребёнка двигаться под музыку и танцевать. Когда малыш это делает, в движении участвует всё тело. Покажите как хлопать, топать под музыку. Попробуйте вместе со своим ребёнком потанцевать под разные типы музыки, классическую, джазовую, поп-музыку, танго, вальс. Это им нравится.

Играем на музыкальных инструментах.
Малыши уже могут различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка). Знакомство с инструментом нужно проводить таким образом, чтобы у детей возник интерес к нему. Поэтому вначале целесообразней провести беседу, Но построить её так, чтобы музыкальный инструмент, с которым знакомят детей, был преподнесён в привлекательной форме. После трёх лет можно предложить малышу металлофон. Мелодические гаммы способны воодушевить детское творчество – подобного их маленькие ушки ещё не слышали. Знакомя детей с металлофоном, следует показать им пластинки, молоточек; сыграть весёлую плясовую мелодию, предложить малышам самостоятельно извлечь звуки. Умение играть на музыкальных инструментах улучшает координацию движений рук и глаз. А если малыш играет на музыкальном инструменте в коллективе, то улучшаются его социальные навыки. Возможно, ребенок не станет великим музыкантом, но любовь к музыке останется у него на всю жизнь и будет украшать её.
Музыка является источником различных эмоций. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда «реально» с нами не происходит ничего печального и радостного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ. Характеристика музыкальности детей 5—6 лет

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприя­тия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок. При этом важно ...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...